Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Дина Абдрахмет: "Мы занимаемся генерацией идей"

17.03.2024, 09:05
Дина Абдрахмет: "Мы занимаемся генерацией идей"
Фото из личного архива Дины Абдрахмет

Недавно свои двери распахнул первый в Казахстане Общественный фонд креативных инициатив и культурного наследия. В интервью газете "Литер" создательница и глава фонда, независимый эксперт по развитию креативных индустрий Дина Абдрахмет рассказала, как НПО могут помочь развитию новой творческой сферы, с какими вызовами сталкивается еще совсем молодой фонд, и что делать, чтобы креативная индустрия заняла прочное место в экономике страны.

Как отметил в своем Послании народу Глава государства Касым-Жомарт Токаев, "креативное производство, основанное на творческом потенциале и интеллектуальном капитале граждан, служит источником развития по-настоящему инклюзивной экономики". В свою очередь креативная экономика и сама является "движущей силой развития крупных городов, притягивающих талантливых, творческих людей".

В целом креативная индустрия — это динамичный сектор экономики, в основе которого лежит уникальное сочетание творческого вдохновения и инновационных технологий. "Креативкой" охватывается широкий спектр областей, включая науку, дизайн, телевидение, музыку, моду, архитектуру и даже разработку программного обеспечения.

НПО — стимуляторы развития

— Дина, как Вы оцениваете текущее состояние креативных индустрий в Казахстане и какие тенденции наблюдаете в их развитии?

— В целом можно сказать, что креативные индустрии в Казахстане переживают активный период развития, поддерживаемый как уполномоченным государственным органом, так и креативным сообществом. На мой взгляд, одна из важных тенденций — привлечение международных организаций и партнеров, национальных отраслевых экспертов. Это необходимая мера, поскольку они обладают глубоким пониманием специфики той или иной отрасли и могут предложить наиболее релевантные, эффективные стратегии с учетом передового опыта развития креативных индустрий для Казахстана. Необходимо отметить и то, что смягчение налогового режима для сорока отраслей креативных индустрий может привлечь международные компании и инвесторов, что поспособствует развитию партнерства и обмену опытом между различными культурными и экономическими сферами.

— Скажите, как сегодня неправительственные организации (НПО) могут помочь в развитии креативных индустрий? Какие преимущества и вызовы Вы бы могли выделить?

— Неправительственные организации могут стать платформой для поддержки и продвижения инноваций в креативных отраслях, обеспечивая финансирование, консультации и обучение для креативных предпринимателей. Также немаловажную роль НПО может сыграть в качестве индикатора повышения осведомленности о креативных индустриях и поддержки прав, включая защиту интеллектуальной собственности и обеспечение справедливой оплаты труда. Таким образом, НПО могут действовать как важные посредники и стимуляторы развития креативных индустрий, способствуя созданию благоприятной среды для их процветания и инноваций.

"Это мой "икигай"

— Недавно Вы открыли Общественный фонд креативных инициатив и культурного наследия. Насколько мне известно, это первая подобная независимая организация в Казахстане. Поделитесь, пожалуйста, что Вас подтолкнуло к созданию этого фонда?

— Да, действительно, фонд отраслевой, а его миссией является помощь в становлении креативных индустрий в Казахстане. Не побоюсь сказать, что я стояла у истоков развития креативных индустрий с 2021 года, когда начала работать в первом в Казахстане Управлении креативных индустрий акимата Алматы. В то время мы уже внедрили первую акселерацию отраслей креативных индустрий, создали онлайн-платформы обучения креативным навыкам, организовали TikTok challenge, заложили основу международного форума креативных индустрий, создали консультативно-совещательный орган — Совет креативных индустрий.

Создание фонда, по сути своей, стало итогом моего накопленного опыта, отраслевых знаний креативных индустрий. Также проработав на государственной службе по линии строительства, экспорта и экономической интеграции, у меня набралось достаточно компетенций по смежным отраслям экономики, которые являются составными элементами креативной экономики. Все это я бы хотела распространить и в другие регионы Казахстана. Уверена, что это поможет ускорить развитие отрасли на национальном уровне. Мы с привлеченными экспертами и специалистами фонда стремимся поддержать и вдохновить другие регионы Казахстана на развитие креативных индустрий, предоставив им доступ к экспертизе, опыту и ресурсам, которые мы накопили.

— Не имея финансирования и серьезных учредителей, фонд, тем не менее стремится продвигать интересные и полезные инициативы. Как же Вам это удается? Какими стратегиями или методами Вы руководствуетесь?

— Не так давно я прочитала книгу о японской культуре. Я поняла, что для меня креативные индустрии — это мой "икигай" (ощущение собственного предназначения в жизни — прим. автора). Примеряя данную концепцию на мою текущую деятельность в рамках фонда, это можно обозначить так: я получаю истинное удовольствие и мне по-настоящему интересно в сфере креативных индустрий. Я применяю свои навыки и опыт, и это оказывает положительное влияние на культуру и общество, и, в конечном итоге, приносит материальное вознаграждение.

Мы с командой фонда — выходцы из регионов, то есть мы априори знаем проблемы и трудности, с которыми сталкиваются местные исполнительные органы при развитии креативных индустрий и внедрении различных отраслевых инициатив. Именно поэтому миссия фонда, как я сказала ранее, — содействие становлению креативных индустрий Казахстана. Для этого мы оказываем образовательные, консультационные услуги в сфере креативного предпринимательства, услуги международного продвижения, а еще исследовательские и аналитические услуги в сфере креативных индустрий.

Основные приоритеты

— В целом, какие задачи Вы ставите перед фондом, для того чтобы развить в стране эту новую творческую отрасль?

— Во-первых, участие в реализации государственной и региональной политики развития креативных индустрий. Во-вторых, проведение исследований, методических разработок совместно с вузами и международными организациями. Кроме того, предоставление консалтинговых и экспертных услуг для местных исполнительных органов по эффективному развитию креативных индустрий. Регионы могут работать с фондом через существующие меры поддержки, как гранты для НПО.

Еще хотелось бы отметить, что наш фонд не спонсирует проекты и мероприятия креативных индустрий, а занимается генерацией идей, разработками, исследованиями и формулированием рекомендаций. Это важные задачи для эффективного развития креативных индустрий — как на уровне центральных государственных органов, так и местных исполнительных органов.

— Понятно, что говорить об этом пока слишком рано, но все же — может, у фонда уже есть какие-то первые достижения, которыми Вы гордитесь?

— С начала года мы провели рабочие встречи касательно сотрудничества с акиматами Туркестанской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областей. У нас уже есть видение по развитию креативных индустрий в этих областях. Также фонд подписывает Меморандум о сотрудничестве с Центром развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив. В рамках документа мы планируем внедрять совместные акселерационные и обучающие программы, причем не только для государственных служащих, но и непосредственно для креативных предпринимателей.

Фундамент для регионов

— Как Вы считаете, с какими трудностями сталкиваются регионы при развитии креативных индустрий? Недостаток финансирования, учреждений, мотивации?

— Самый главный вызов — непонимание специфики "креативных индустрий", "креативной экономики". Сегодня в 17 из 20 регионов курирование за креативными индустриями возложено на управления культуры. Можно сказать, что в данной ситуации происходит модификация культуры — в этом случае "креативка" будет легче восприниматься.

Также нужно отметить отсутствие стратегии развития региона по креативным индустриям, определения своих сильных сторон и в последующем позиционирование региона и разработка соответствующего городского бренда. Вместе с тем слабое исполнение стратегических документов.

Дополнительно необходимо отметить, что развитие региона зависит от критической массы креативных активистов, а для этого нужен Центр развития креативных индустрий с отличной организационной структурой, с отдельной бюджетной программой финансирования и определенными ответственными департаментами по линии образования, аналитике и продвижения товаров и услуг креативных индустрий. К сожалению, данная работа игнорируется ввиду лимитов штатных единиц на местах, а также из-за неглубокой проработки данного вопроса со всеми заинтересованными сторонами местного исполнительного органа. Вместе с тем все вышеперечисленное является фундаментом для регионального развития креативных индустрий.

— В названии фонда также указано и "культурное наследие". Какую работу фонд планирует проводить в этом направлении?

— Фонд намерен активно вовлекаться в работу по сохранению и продвижению культурного наследия. Планы включают организацию различных мероприятий, выставок, бизнес-миссий, ярмарок национальных художников, ремесленников за рубежом. Планируем начать уже в этом году с Германии, так как там сильное сообщество выходцев из Казахстана, которое очень заинтересовано в популяризации казахского наследия.

— Спасибо за беседу!

Диана Тысымбаева, Астана

Новости партнеров
×