Для каждого ребенка своя программа
Для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями – учащегося специальной школы-интерната № 6 города Семея, педагоги учреждения создали индивидуальную программу. Так, учителя общих дисциплин, а также дефектологи, логопеды, психологи, совмещая уроки общешкольной типовой программы с коррекционными часами, прививают детям интерес к процессу познания, передает Liter.kz.
Балжан Бекбосынова, опытный педагог-дефектолог, работающая в инклюзивном образовании четверть века, своей главной целью видит воспитание и обучение детей, которые требуют особого подхода, и их социализацию.
“Я выбрала эту специализацию для того, чтобы внести свой вклад в развитие дефектологии, мне она очень интересна, – говорит Балжан Мухамедкалиевна. – В нашей школе-интернате обучается 247 учащихся, 158 из них получают знания в школе, 89 детей обучаются на дому. Так как это специализированное учебное учреждение, мы, учитывая психофизиологические особенности каждого ребенка, его диагноз, создаем отдельные программы для обучения, в рамках которых разделяем ребят на группы и преподаем, даем задания в облегченной и интересной форме. Кроме того, каждый учащийся выбирает для себя творческую или спортивную деятельность по кружкам”.
Отметим, что недавно за вклад в развитие инклюзивного образования министр просвещения Гани Бейсембаев вручил ведомственные награды педагогам, добившимся высоких результатов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Среди них и Балжан Бекбосынова.
“Вопрос развития инклюзивного и специального образования является одним из приоритетных для нашего государства. В Семее работают пять специализированных школ-интернатов, кроме того, в среднеобразовательных школах активно внедряется инклюзия. В рамках создания среды с доступным образованием, обеспечения равных прав для маленьких граждан, в обычных классах предусмотрено обучение и детей с особыми потребностями. Они работают по адаптивным программам под присмотром ассистентов, психологов, логопедов и дефектологов. В рамках сотрудничества с общественным фондом “Қазақстан халқына” в регионе начата реализация пилотного проекта “Реабилитация детей с инвалидностью в домашних условиях”, также в Семее открыт новый реабилитационный центр, центр для реабилитации детей с болезнями аутического спектра. Поэтому с уверенностью можно сказать, что вопрос инклюзивного образования активно продвигается в обществе”, – говорит Балжан Бекбосынова.
В начале года была принята Концепция инклюзивной политики в РК на 2025-2030 годы. Она направлена на создание равных условий и возможностей для всех обучающихся, независимо от их физических, интеллектуальных и эмоциональных особенностей. Основой концепции является и принцип равного доступа к качественному образованию, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Планируемые меры по обеспечению равного доступа к образованию включают: создание служб ранней психолого-педагогической поддержки при специальных организациях образования для детей с ограниченными возможностями, обучение педагогов по инновационным методикам работы с детьми с ограниченными возможностями, совершенствование системы специального образования через внедрение социально-педагогической модели поддержки детей с особыми образовательными потребностями; организацию служб ранней поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в отдаленных регионах на базе реабилитационных центров. На основе разработанных механизмов создания условий для инклюзивной образовательной среды будет внедрена система многоуровневой психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями.
“Обеспечение принципов непрерывности и преемственности в получении образования лицами с ООП планируется путем внедрения национальной модели непрерывной системы инклюзивного образования (детский сад, школа, колледж). Для обеспечения доступности образования будут увеличены квоты для лиц с инвалидностью при поступлении в организации технического, профессионального, послесреднего образования. Будет выстроена эффективная система профориентационной работы, способствующая развитию у обучающихся с ООП жизненных и профессиональных компетенций, необходимых для их успешной интеграции в общество и рынок труда. Таким образом, инклюзивная политика Республики Казахстан направлена на создание условий для полноценного развития и реализации потенциала каждого ребенка, независимо от его возможностей”, – говорится в данной концепции.
Реализация предусмотренных государством мер позволит значительно улучшить качество жизни и образования детей с особыми потребностями, обеспечив им равные возможности для успешной социализации и профессиональной реализации.
Балжан Бекбосынова уверена, в области Абай в этом направлении будет сделано еще немало.
Айман ШАРИПХАНОВА, область Абай
