До края Вселенной
Многие казахстанцы уже знают имя Исаака Мустопуло, вундеркинда из Тараза, которого называют нашим Стивеном Хокингом. Талантливый юноша страдает детским церебральным параличем, но, несмотря на это, добивается поставленных целей. Он разработал теорию, согласно которой можно использовать космическую энергию и достичь небывалых точек Вселенной.
Исаак Мустопуло обучается в обычной общеобразовательной школе, принимает участие в различных научных и социальных проектах и конкурсах, неоднократно являлся их победителем и призером. Он разработал «Теорию гармонии», за которую уже получил специальный приз Национального конкурса инноваций. Также он отпраздновал победу в мировом финале Global IT Challenge в Южной Корее, завоевав главную награду «Best Award» в сфере информационных технологий для детей с особыми потребностями.
В этом ежегодном проекте знаменитой компании LG приняли участие 300 конкурсантов из 20 стран.
– Я в душе верил в свою победу. Без первого места не вернулся бы! – рассказал Исаак Мустопуло.
Незадолго до этого произошло другое знаменательное событие в его жизни – встреча со знаменитым профессором из Англии Стивенгом Хокингом, который также страдал сложным недугом.
Надо сказать, это была его мечта – побеседовать с глазу на глаз с астрофизиком-теоретиком, автором десятка книг, многие из которых юноша прочитал на одном дыхании. Вообще-то, с детства Исаак увлекался историей Древней Греции, изучил досконально все мифы, да так, что наизусть знает всех греческих богов и героев Олимпа. Но однажды он увидел программу британского ученого о загадках Вселенной, а затем в книжном магазине тетя купила ему книгу Стивена Хокинга, и с тех пор любовь к творчеству астрофизика только усиливалась. Исааку стал интересен мир звезд и планет, черных дыр и всей Вселенной. Он настолько увлекся астрофизикой, что вскоре разработал теорию гармонии, согласно которой использование антиматерии позволяло бы вырабатывать мощнейшую энергию.
Исаак уверен, что антиматерия, возникшая после Большого взрыва, обладает огромнейшим потенциалом. Но еще больше его в так называемой праматерии, образующейся в результате столкновения материи и антиматерии. Благодаря ее энергии человечество могло бы осуществлять космические и межгалактические полеты, достичь края Вселенной и увидеть, наконец, что может быть за ее пределами (как бы парадоксально это ни звучало).
В самом деле, может быть, инопланетные корабли благодаря подобным видам энергии и преодолевают миллионы световых лет и достигают нашей планеты? Может быть, все эти летающие тарелки и НЛО, которые не раз снимали на фото- и видеокамеры, и есть пришельцы с других дальних планет?
Словом, Исаак настолько погрузился в науку, что задался целью изучить все эти материи и антиматерии, чтобы создать новый вид космической энергии. Хотя он прекрасно понимает, что теория не предполагает ее немедленного претворения в жизнь.
– Должны пройти годы или десятилетия, прежде чем мы научимся использовать эту энергию. Это большие затраты, но это именно тот путь, который позволит выйти человечеству на абсолютно новый уровень развития, – не по-детски рассуждает он.
Исаак ко всему этому пришел, изучая труды своего кумира. На встрече со Стивеном Хокингом они обсуждали эту теорию, возможные предназначения черных дыр, а также будущее планеты Земля.
– Он был простым в общении, приятным собеседником, произвел впечатление волевого человека, – рассказывает Исаак.
Несмотря на то, что Стивену с рождения предрекали недолгую жизнь из-за его амиотрофического склероза и паралича, он прожил 77 лет. Но его смерть стала потрясением для таразского юноши.
«Прощайте, мой дорогой учитель! Очень сложно выразить словами чувства, что я переживаю сегодня, в день, когда Вы ушли. Я к Вам стремился много лет, достиг Вас, узнал Вас лично, Вы сделали меня сильнее. С того дня я ощущаю на себе Ваш добрый, теплый взгляд. Он навсегда останется в моей памяти. Я горжусь знакомством с Вами», – написал Исаак на своей странице в соцсети.
История Исаака Мустопуло восхитила миллионы людей во всем мире. Обучаясь, наравне со всеми, в обычной школе, он понял, какие моменты мешают детям с особыми потребностями влиться в общество и постигать школьные предметы. В этой методике он учел не только процесс вливания в школьную среду таких учеников, но и методы преподавания учителей. Учебный процесс в классе, где находятся особенные дети, должен корректироваться по ходу урока и самим педагогом, но в то же время не должен мешать обычному плану. Метод его инклюзивного обучения сейчас изучается учреждениями образования республики.
Недавно Исааку предложили возглавить клуб молодых интеллектуалов. Инициатива исходила от руководства Жамбылской области. Планируется организовать в недавно открытом в Таразе центре «Руханият және тарихтану» отдельное направление, кружок либо клуб, где молодые люди могли бы целенаправленно реализовывать свои идеи, обсуждать и обмениваться мнениями по вопросам развития не только науки, но и культуры, пропаганды духовных ценностей среди молодого поколения. Это предложение юноша воспринял с радостью и подчеркнул, что что-то подобное он планировал организовать в стенах родной школы.
– Если же организовать клуб в масштабах области, то открываются более широкие перспективы, – сказал он, отметив, что сегодня государство создало все возможности для полноценной жизни людей с ограниченными возможностями.
Так, в Жамбылской области в 166 детских садах и в 331 школе внедрено инклюзивное образование. В учебных заведениях установлены пандусы, поручни, широкие двери, уголки отдыха, тактильные дорожки и другие удобства. Помимо этого, в 20 из 46 организаций технического и профессионального обучения обеспечены равные условия и безбарьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями. И в этом направлении работа будет продолжена.
– Я рад, что государство и общество поддерживают нас, и мы можем реализовать себя в полной мере, – говорит Исаак.