Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 495.2  522.34  4.94

Домашнее обучение: почему казахстанские родители отказываются от традиционных школ

Жительница Алматы назвала две причины перехода на онлайн-обучение.

19.07.2024, 15:24
Домашнее обучение: почему казахстанские родители отказываются от традиционных школ
Фотоколлаж: Liter.kz

В 2020 году пандемия коронавируса перевернула привычный уклад жизни многих казахстанцев. Одним из самых значительных изменений стал переход детей на домашнее обучение и проведение уроков онлайн. Для многих семей это стало новшеством и вызвало смешанные чувства. Тем не менее есть родители, которые осознанно отказываются от традиционного обучения и выбирают для своих детей онлайн-формат, часто обращаясь к услугам зарубежных школ, в том числе российских. Среди таких родителей Анна Чернова, юридический консультант, которая перевела свою дочь на онлайн-обучение в российскую школу и осталась довольна этим решением. Подробнее о своем опыте в интервью Liter.kz.

Анна Чернова рассказала, что ее дочь окончила начальные классы в средней общеобразовательной школе. В шестой класс девочка пошла в другую школу.

Фото из личного архива героини

“Причины перевести своего ребенка на онлайн-обучение у меня лично были две. Первая — это избавить ее от того социума, который был у нее в школе. Мы учились в нескольких школах, в начальной школе в обычной средней школе, а позднее перевелись в очень известную школу в Алматы, в которую все стремились попасть. Эта школа была бесплатной, но попасть в нее было сложно. Нас туда пригласили, но после года обучения я поняла, что ей с этими одноклассниками будет трудно учиться. Они плохо влияли на нее, что видела и я, и сама дочь. Однажды она пришла домой и спросила: “Мам, что такое “паленка”?”. В 6 классе она впервые узнала о существовании брендовых и не брендовых вещей. Мы на этом никогда не зацикливались, и тут она вдруг начала делить вещи на дорогие и дешевые. Это происходило в школе, и мне это не понравилось”, – рассказала Анна.

Вторая причина, по словам Анны, связана с качеством самого учебного процесса. За 40 минут учителя зачастую не успевают объяснить тему урока, отвлекаясь на большое количество учеников, их дисциплину и проверку домашнего задания.

“Моя дочь рассказала, что как-то учитель по истории Казахстана показывала детям фильм о Томирис, но ребята начали баловаться, и она прекратила показ. Моя дочь вернулась домой и сказала: "Мам, почему я не могу посмотреть фильм, из-за баловства других?”. Ей очень понравилась история Томирися, и она хотела узнать о ней больше, но в классе такой возможности не дали. Я начала замечать, что знаний как таковых не дают, потому что не могут справиться с дисциплиной”, – отметила женщина.

Переход на онлайн-обучение стал для Анны и ее дочери выходом из сложившейся ситуации. Хотя в начале, как признается родитель, они столкнулись с некоторыми сложностями, к которым нужно было просто адаптироваться.

“Ребенок сам прослушивает темы, пишет домашние задания, прикрепляет их файлом и отправляет в школу. Школа проверяет, ставит оценки. Проблема, с которой мы столкнулись в самом начале, это откладывание на потом. Дочь думала, что сложные задания сделает сейчас, а легкие оставит на потом. Но со временем она поняла, что нужно делать все вовремя. Первая четверть ушла на адаптацию. Мы добавили репетиторов по физике и математике, но есть дети, которые обошлись бы и без дополнительных педагогов. В итоге она лучше всех успевает сейчас в колледже по этим предметам”, – отметила Чернова.

Анна отмечает, что онлайн-обучение имеет множество преимуществ. По ее мнению, учебный процесс и знания, которые дочь получает, значительно лучше. Ребенок может учиться в своем режиме, не нужно вставать рано, можно заниматься дополнительными заданиями и секциями.

“Это время можно высвободить за счет свободного графика. Никто не отвлекает, можно несколько раз прослушивать лекции, задавать вопросы онлайн и спокойно выполнять домашние задания”, – заметила она.

Одним из важных аспектов онлайн-обучения является самостоятельность ребенка. Все, что касалось организационных моментов, Анна и ее дочь решали вместе. Однако учеба была ответственностью школьницы, которая должна понимать, что выполнение домашних заданий — обязательная процедура.

“Если ребенок самостоятельно не справляется, родители могут нанять репетиторов. В нашей школе был куратор, который следил за успеваемостью ребенка за отдельную плату, писал родителям о заданиях, которые не были сданы и необходимости подтянуть определенные предметы”, – рассказала мама девушки.

Анна подчеркивает, что мотивация ребенка к учебе зависит от родителей, в школе на сегодняшний день, по ее мнению, нет мотивации.

“Мотивировать ребенка учиться может только родитель. В школе сейчас нет такой мотивации. Учителя просто выполняют свою работу, но педагогических функций, которые мотивировали бы детей, сейчас нет. Мне не нравились их жизненные взгляды. Взгляды родителя, его заинтересованность в учебном процессе и будущем ребенка — это и есть основная мотивация”, – заметила она.

Многие могут думать, что онлайн-обучение может негативно сказаться на социализации ребенка. Однако Анна Чернова отмечает, что это не так. Ее дочь посещала спортивные секции, различные дополнительные занятия и кружки, где общалась с ребятами. Кроме того, каждый год она ездила в летний лагерь и продолжала общаться с детьми, с которыми познакомилась там.

“Проблем с общением у нее не было и нет. Сейчас, когда она учится в колледже, она говорит: "Мам, как круто, что я училась так. Спасибо, что ты меня перевела". Она поняла, что могла общаться с теми, с кем ей было комфортно, а не с теми, с кем ее посадили в школе. При этом она не заучка, как многие могли подумать. Она обычный ребенок, который любит учиться. Она обязательная и старательная, поэтому нервничает и раздражается, когда ее отвлекают. Плюс еще они же подростки, каждый со своими “заскоками”, которые тоже для нее неприемлемы и это ее напрягает”, – заметила Чернова.

Родителям, планирующим перевести своих детей на онлайн-обучение, Анна советует научить ребенка учиться.

“Это можно делать после четвертого класса, когда заканчивается начальная школа. С 5 класса можно переходить на онлайн-обучение, но нужно учитывать потребности ребенка. Для некоторых важен социум, другие предпочитают результат в учебе. Онлайн-школа удобна для тех, кто много времени посвящает спорту, музыке или другим дополнительным занятиям”, – сказала она.

В завершение Анна отмечает, что их опыт онлайн-обучения оказался положительным.

“Мы счастливы, что смогли таким образом получить аттестат. Однако нужно учитывать, что в российской школе не было казахского языка и истории Казахстана. Если ребенок планирует поступать в казахстанские вузы, понадобятся репетиторы по этим предметам. Да и вообще, это важно, чтобы знать язык и историю страны, в которой родился и живешь. В целом онлайн-обучение — это отличный вариант, если оно подходит вашему ребенку. Все на самом деле индивидуально”, – заключила Чернова.

Что говорит закон?

Согласно 27-й статье Закона РК “Об образовании”, в зависимости от содержания образовательных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности, получение каждого уровня обучения осуществляется в форме очного, вечернего, заочного, онлайн-обучения и экстерната. При этом, согласно закону, родители имеют право выбирать организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка.

Как сообщили в Минпросвещения, на сегодняшний день 13 тысяч учащихся по стране получают домашнее обучение в связи с медицинскими показаниями. Правда, они не зарегистрированы в онлайн-школах. Их посещают учителя из школы и проводят уроки.

Главный эксперт департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Шолпан Касымова подчеркивает, что в Казахстане альтернативное образование представлено сетью негосударственных школ (частных), сетью интеллектуальных школ. Для внедрения системы дистанционного образования в школы необходимо время. Во-первых, учебное заведение должно пройти государственную аккредитацию, подтверждающую право данного учреждения предоставлять услуги дистанционного образования. Во-вторых, пока еще не разработаны единые программы по дистанционному образованию.

В соответствии с действующим законодательством для отказа от традиционной формы обучения нужны основания: к примеру, для экстернатной формы это может быть выезд ребенка по каким-либо причинам за рубеж или состояние здоровья.

“На сегодня пересмотр действующего законодательства по вопросам внедрения домашнего образования, полностью заменяющего традиционное среднее образование, не планируется. Однако по мере появления заинтересованности со стороны родителей данный вопрос будет изучаться и анализироваться”, – сказала Шолпан Касымова.

При этом в приказе министра просвещения Республики Казахстан от 27 ноября 2023 года № 349 говорится, что дистанционное обучение в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования предоставляется в случаях:

1) введения чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на соответствующих административно-территориальных единицах (на отдельных объектах), объявления чрезвычайных ситуаций;

2) неблагоприятных погодных метеоусловий;

3) наличия заключения врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья обучающегося;

4) участия обучающихся в международных, республиканских учебно-тренировочных сборах, спортивных соревнованиях, интеллектуальных и творческих конкурсах и фестивалях;

5) заявления родителей или иных законных представителей.

То есть родители, согласно приказу, могут написать заявление и перевести ребенка на дистанционное обучение. Однако в организациях среднего образования это решение принимается педагогическим и попечительским советами на основании показателей успеваемости, наличия условий для дистанционного обучения с учетом мнения ребенка, заключения школьного психолога, акта жилищно-бытовых условий проживания обучающихся, за исключением случаев выезда обучающихся в зоны боевых действий и (или) террористической опасности, а также приграничные с ними регионы. В организациях технического и профессионального, послесреднего образования на основании решения педагогического или методического (учебно-методического либо научно-методического) совета.

Зарубежный опыт

Домашнее обучение, не связанное с ограничениями по здоровью, начинает приобретать популярность – образование на дому наиболее популярно в США (3% от всех школьников, или около 1,5 миллиона человек), Канаде, Великобритании, Австралии. В России аудиторию хоумскулеров оценивают от 70 до 100 тысяч детей. Однако не весь мир относится к идее домашнего обучения положительно. В Германии и Швеции, например, такой вид образования законодательно запрещен и влечет за собой штрафы, тюремные сроки для родителей, вплоть до лишения родительских прав.

Новости партнеров
×