Дороги трещат по швам: как в Казахстане борются с коррупцией
Антикор продолжает выявлять недобросовестных подрядчиков и махинации на ключевых дорожных проектах.
В Казахстане продолжается борьба с коррупцией в сфере дорожного строительства. В мае текущего года, во время полугодового заседания коллегии, президент Касым-Жомарт Токаев отметил низкое качество казахстанских дорог, передает Liter.kz.
Глава государства поручил Агентству по противодействию коррупции и правительству устранить коррупционные риски и обеспечить законность в дорожной отрасли. В ответ на это в стране начался внешний анализ коррупционных рисков на всех этапах строительства дорог — от планирования до приемки работ. Как сообщил руководитель Антикоррупционной службы Асхат Жумагали, одним из главных направлений работы стало проведение ревизии нормативно-правовых актов и строительных стандартов на предмет выявления коррупционных норм, коллизий и пробелов.
Основные проблемы, которые выявили в ходе анализа, оказались: завышение стоимости проектно-сметной документации, использование некачественных материалов, а также привлечение недобросовестных подрядчиков, не выполняющих свои обязательства в полном объеме. За последние 3,5 года было зарегистрировано 65 коррупционных правонарушений, общая сумма ущерба от которых составила почти 9 миллиардов тенге.
Недостатки в регионах
В Туркестанской области в ходе проверки процессов строительства и ремонта дорог выявили серьезные нарушения, связанные с необоснованным заключением договоров на сумму 2,2 млрд тенге.
Как показал анализ, акиматы региона отбирали подрядчиков без проведения конкурсных процедур, под предлогом ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или закупок объектов интеллектуальной собственности. Это позволяло обходить обязательные конкурсы и отдавать предпочтение компаниям без необходимого опыта и ресурсов для выполнения работ.
Кроме того, в смету на проведение среднего ремонта дорог были включены завышенные расходы на непредвиденные работы, что привело к дополнительным затратам в размере 177 млн тенге. Еще 210 млн тенге были потрачены на разработку проектно-сметной документации (ПСД), которая в итоге не была использована.
“После проведенного анализа виновные лица, допустившие нарушения в процедурах госзакупок, были привлечены к ответственности. В свою очередь, акимат Туркестанской области исключил непредвиденные расходы из сметы на ремонт дорог. Также инициированы законодательные изменения, которые теперь не допускают разработку ПСД без заранее выделенного финансирования, что должно предотвратить подобные случаи в будущем”, — сообщили в Актикоре.
Также в Актюбинской области, в ходе одного из мониторингов, нашли серьезные недостатки при ремонте дороги Мартук – Дмитриевка – Байторысай – Полтавка. В 2024 году на ремонт дороги выделили 600 миллионов тенге, однако 4 километра нового покрытия пришли в негодность еще до завершения строительно-монтажных работ. Причиной стало отсутствие объездной дороги в проекте, из-за чего подрядчик вынужден был перевозить строительные материалы по свежему дорожному покрытию, что привело к его повреждению.
Кроме того, в договоре с подрядчиком было указано, что гарантийный срок составит всего один год вместо стандартных двух лет, что также способствовало низкому качеству работ. В результате акимат Актюбинской области пересмотрел гарантийные сроки для ремонта дороги и подал иск в отношении подрядчика за неисполнение обязательств.
“В Костанайской области в ходе мониторинга строительства и ремонта автомобильных дорог установлены факты необоснованного завышения стоимости работ. Акиматы включали в смету по текущему и среднему ремонту непредвиденные расходы в размере двух процентов от суммы проекта. При этом законодательством такие затраты не предусмотрены. В результате стоимость ремонта дорог увеличилась на 840 млн тенге”, — добавили в пресс-службе ведомства.
При формировании смет подрядчики использовали старые нормы расчета сметной прибыли, что привело к удорожанию проектов. Вместо нового коэффициента 5% применяли старый – 8%.
Мониторинг показал, что контроль качества работ проводился только на некоторых участках дорог. Акиматы сами выбирали, какие участки будут проходить лабораторные исследования. В результате 20-30% ремонтируемых дорог не проходили необходимые экспертизы. Например, в Мендыкаринском районе из 28 километров дороги Боровской – Узынагаш испытания провели только на трех километрах.
По итогам анализа акимат Костанайской области пересмотрел условия договоров, исключив непредвиденные расходы, а также заставил подрядчиков вернуть необоснованно полученные средства на сумму 32 млн тенге. В 2025 году планируется полный охват экспертизой всех ремонтируемых дорог.
Мониторинг и контроль по всей стране
На фоне этих проблем по всей стране весь этот год работают мониторинговые группы, в составе которых есть эксперты и волонтеры-активисты. Их деятельностью уже охвачены 217 участков дорог, на ремонт которых выделено было более двух триллионов тенге.
Также под особым контролем находятся 12 крупных проектов, как отмечают в Антикоре, а в каждом регионе сформированы группы, которые регулярно проверяют ход работ. В результате таких проверок уже выявлены нарушения, в том числе завышение смет и непредвиденные расходы, которые привели к ущербу в 6,9 миллиарда тенге.
К примеру, строительство автодороги Барбастау – Акжайык – Индер в Западно-Казахстанской области. В ходе выезда мониторинговой группы обнаружили серьезные дефекты, такие как трещины, шелушение и просадки на дорожном покрытии. В ответ генеральному подрядчику рекомендовали провести капитальные работы по восстановлению дороги, чтобы предотвратить ее дальнейшее разрушение.
Усиление ответственности и пресечение хищений
В целях повышения качества дорожных работ и снижения коррупционных рисков были приняты меры, направленные на увеличение гарантийных сроков. Так, в некоторых областях, включая Улытау и Актюбинскую, для новых дорог увеличен срок гарантии до семи лет, а для среднего ремонта — до пяти лет. Это должно повысить ответственность подрядчиков и заставить их более тщательно подходить к выполнению работ.
Одной из важнейших задач является пресечение хищений бюджетных средств, выделенных на строительство дорог. В этом году в Шымкенте вынесли приговор по делу о хищении более 99 миллионов тенге. Главные бухгалтеры двух государственных учреждений, Асанова и Бесбаева, признаны виновными в незаконных перечислениях средств и начислениях зарплат фиктивным работникам. Суд приговорил их к длительным срокам лишения свободы — 8 и 7 лет соответственно.
Как отмечают в Антикоре, меры, принимаемые в Казахстане, свидетельствуют о решимости государства бороться с коррупцией в дорожной отрасли и повышать качество инфраструктурных объектов. Регулярные проверки, увеличение гарантийных сроков и пресечение хищений бюджета должны привести к улучшению состояния дорог и повысить доверие граждан к процессу дорожного строительства.