Дорогу в цифровизацию осилит идущий
На дорогах наступает "цифровая эра" — появляются специальные датчики, высокочувствительные камеры, не стоит забывать и про глобальное влияние интернета. О том, как эти технологии переплетаются с транспортной отраслью, в интервью газете "Литер" рассказала депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии AMANAT Екатерина Смышляева.
— Вы занимаетесь вопросами правового сопровождения цифрового развития. Скажите, как связаны цифровые технологии с транспортной отраслью?
— В какой-то степени мы уже привыкли к цифровым технологиям на дорогах. Например, давно вошли в нашу жизнь датчики и камеры. С одной стороны — они обеспечивают безопасность дорожного движения, фиксируют правонарушения. С другой стороны, устанавливаются на ключевых участках дорог для сбора данных о движении транспорта. Эти данные помогают в анализе и управлении дорожным трафиком. А также могут предупреждать водителей о загруженности дорог и дорожных работах. Особенно это эффективно при интеграции с картами и геосервисами. В городах постепенно обновляется светофорное регулирование. И это не только синхронизация сигналов. Современные адаптивные системы светофоров, например, меняют свои режимы работы в зависимости от интенсивности движения.
На основании больших данных, которые формируются в ходе работы камер и датчиков, информационных систем в целом, могут приниматься решения для улучшения дорожной инфраструктуры. Активно входит в нашу жизнь цифровизация в части организации транспортных услуг. Это, конечно, не цифровизация транспортной отрасли в чистом виде. Однако касается каждого из нас. Взять, скажем, платформенные сервисы. На них перешли все такси, а последнее время междугородние перевозки. Есть в этом, конечно, огромное число плюсов. Самый первый — это доступность и сервисность для потребителя. Удобно это и для водителей.
— Какова обратная сторона цифры?
— На фоне развития платформенных перевозок мы практически потеряли традиционный автобусный парк. Исчезают с дорожной инфраструктуры автостанции и автовокзалы. Гораздо проще ездить индрайвером. Проще, быстрее, но опаснее. Самый главный плюс пассажирских автобусов был в том, что водители проходили предсменный осмотр, автобусы — техническое обслуживание вовремя. Для сегодняшних перевозчиков "закон не писан", во всяком случае, пока. Но мы над этим работаем. Возникают проблемы и с платформенной занятостью водителей. Эти вопросы тоже предстоит отрегулировать.
— Одним из условий автоматизации дорог является доступ к интернету. Как обстоят дела с этой проблемой?
— Обеспечение интернетом дорог — это задача, поставленная в программе Главы государства. Безусловно, одно из требований, предъявляемых к современной дороге, это непрерывный доступ к качественному интернету. Наряду с придорожным сервисом и состоянием самой дороги это очень важно. В прошлом году были внесены изменения в законодательство, позволяющие использовать столбы линий электропередачи для прокладки оптоволокна. Первые проекты уже успешно реализуются. Как правило, такая инфраструктура расположена вдоль дорог.
Сейчас в Мажилисе находится проект закона о связи, инициированный депутатами партии AMANAT. В нем мы пересматриваем требования к содержанию дорожных проектов в части обеспечения широкополосным интернетом. Согласно предлагаемым нормам, в будущем любой дорожный проект не сможет быть принят без обеспечения доступа к интернету. Еще одна новелла законопроекта — это универсальные сим-карты, которые смогут давать доступ к сети интернет, опираясь на всех доступных операторов. Почему это важно? Приведу несколько практических примеров. Учитывая высокий транзитный потенциал Казахстана, через нас проходит большое количество грузов. Сегодня активно внедряется система их отслеживаемости. Это уже вопрос международного уровня. Она основана на установке специальных навигационных пломб, внутри которых, по сути, расположена универсальная сим-карта. И для непрерывной связи и слежения должно быть непрерывное покрытие интернетом.
Еще один пример с обеспечением безопасности на дорогах. Это работа специальных кнопок экстренного вызова, встроенных в автомобили и опять же оснащенных сим-картами, и вопрос элементарной связи с экстренными службами. Вся система наблюдения и фиксации на дорогах также нуждается в каналах связи. Есть и вполне бытовые вопросы. Без интернета не могут работать информационные системы дорожной полиции (планшеты и т. д.). Кроме того, сегодня мы все уже активно пользуемся цифровыми документами, они имеют статус физических копий. Для их предъявления необходим доступ к интернету. Из косвенных плюсов. Проведение интернета вдоль дорог при условии обеспечения последней мили (это могут сделать малые операторы) — это доступ к сети сельских населенных пунктов.
Кроме текущих задач, дороги с качественным интернетом — это наша будущая конкурентоспособность. Как бы фантастически это ни звучало, но в мире набирает обороты беспилотный транспорт. Это реальность. Первые проекты уже реализуются в мире. Управление таким транспортом осуществляется благодаря инфраструктуре и высокоскоростному интернету.
В целом при современном уровне развития технологий, правильном регулировании интернет вдоль дорог — сложная (учитывая нашу территорию), но выполнимая задача.
— При всех достижениях, темпы цифровизации транспортной отрасли несколько ниже, по сравнению со страновыми успехами. Очень много информационных систем долго работают в пилотах. Почему так происходит?
— Темпы по цифровизации государственных услуг в отрасли в целом такие же, как в других отраслях. На сегодня автоматизированы 30 из 31 государственных услуг в сфере транспорта. Но есть те направления, которые не связаны с бизнес-процессами. Цифровизация транспортной отрасли — это не только разработка информационных систем. Это создание соответствующей инфраструктуры, расположение приборов регистрации. Системы должны откуда-то брать данные. Учитывая протяженность наших транспортных путей, — работа объемная и дорогая. Думаю, темп во многом зависит от этого. Например, чтобы внедрить автоматическое взвешивание на дорогах для устранения нагрузки на дорожное полотно, нужно было установить физические весы. Так называемые, специальные автоматизированные измерительные средства. Взвешивание и замер габаритов автотранспортных средств осуществляеся в динамичном режиме, без необходимости остановки транспорта, после чего результаты фиксируются и хранятся в информационной системе. Системе предварительно был дан правовой статус. Мы работали над соответствующим законом в Парламенте.
Аналогично с измерением скорости. Благодаря приборам замера скорости, установленным на трассах с определенной частотой, уже можно применять режим замера средней скорости движения на дорогах. Это международный стандарт контроля скоростного режима. Сейчас в Мажилисе рассматриваются правовые механизмы такого подхода. Но на это потребовались средства и время. Кроме того, вопросы транспортной логистики часто связаны с международными соглашениями и договорами. Это касается как автомобильных дорог, так и железнодорожных перевозок.
В целом же, дорогу осилит идущий. Сегодня работа проводится Министерством транспорта, МВД, местными исполнительными органами. Задача Мажилиса заключается в создании для цифровизации соответствующих правовых условий.
Роман Мезенцев, Астана