Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Доступный Казахстан

17.03.2024, 09:11
Доступный Казахстан
Фото: из личного архива Жаната Кабдулла

В Астане проживают порядка 34 тыс. людей с особыми потребностями. При этом не секрет, что создание безбарьерной среды для маломобильных казахстанцев оставляет желать лучшего. Осенью прошлого года в стране был утвержден первый национальный стандарт по социальной инклюзии СТ РК 3846-2023 "Доступность объектов инфраструктуры и услуг для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп". Что это даст обществу и как должна измениться жизнь казахстанцев, нам пояснил внештатный советник акима района Сарыарка по инклюзии Жанат Кабдулла. Советник акима хорошо известен астанчанам, он является общественным деятелем, членом Фонда социальных инноваций "Еламан" и ведет активную жизнь, передвигаясь ежедневно на инвалидной коляске.

— Расскажите, пожалуйста, вкратце, в чем суть национального стандарта по социальной инклюзии? Что означает принятие этого документа в стране и как это отразится практически на жизни казахстанцев?

— Практическое внедрение национального стандарта по социальной инклюзии — очень важный и необходимый шаг для нашей страны, который должен привести общество к более высоким стандартам комфортной, доступной жизни для людей с инвалидностью.

Если кратко, национальный стандарт по социальной инклюзии обещает нам доступность всех объектов медицины, жилья, общественных мест и остальных объектов в городах и селах. Отсутствие пандусов, лифтов, проходов, специальных мест для людей с инвалидностью — это постоянная головная боль для них. Думаю, что, с утверждением единого стандарта в стране во многом должно измениться качество жизни для людей с инвалидностью.

Все это поспособствует интеграции людей с инвалидностью в общество, ведь люди, выходя из дома, будут знать, что в больнице, в школе, в аптеке, в каждом магазине Астаны и других городах неукоснительно соблюдаются требования стандарта по социальной инклюзии. И теперь есть пандусы, которые соответствуют всем нормам СНИП, есть кнопки вызова, чтобы подняться на коляске в дом, есть лифты, и они не узкие, а просторные, доступные для лиц с инвалидностью. Все это сделает жизнь казахстанцев комфортнее, наши люди с инвалидностью смогут также работать, учиться и жить наравне со всеми казахстанцами.

Безусловно, нацстандарт по инклюзии только положительно отразится на жизни казахстанцев, ведь удобства с пандусами, дорогами так же нужны и мамам с детскими колясками, и пожилым людям, и тем болеющим, кто только вышел из больниц или перенес операции.

— В Астане мы видим так мало людей в инвалидных колясках на улицах и в автобусах. Подозреваю, что наш город просто неудобен для них...

— В столице проживает свыше 34 тыс. людей с инвалидностью. Представляете, сколь огромная эта цифра, но, к сожалению, действительно мы видим мало людей с инвалидностью на улице. Для этого, конечно, есть причины. В целом начнем с отношения людей к человеку с инвалидностью. Вы знаете, на законодательном уровне в нашей стране не используют слово "инвалид"! Это слово дискриминирует человека по критерию здоровья, ведь в первую очередь это человек, а потом уже особенность человека. Все по закону равны в правах, и граждане с инвалидностью тоже, но наше общество не понимает и не хочет вникать в это, начиная с публикаций в СМИ и заканчивая простыми прохожими и зеваками на улице. Для всех проще сказать слово "инвалид", описывая пренебрежительно человека с особенностями передвижения. Это все говорит о неосознанности, даже эмоциональной незрелости общества.

Конечно же, одна из основных проблем того, что люди с особыми потребностями не появляются на улицах наших городов в том, что они попросту не могут выехать или выйти за пределы своих квартир и домов. Нет условий для передвижения по городу людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, людей с нарушениями слуха, зрения и многим другим.

Я очень надеюсь, что принятие единого национального стандарта по социальной инклюзии поможет не только точечно менять каждое здание, каждый пандус в Астане, а именно в целом сделаем инфраструктуру города комфортной для людей с инвалидностью.

Именно сегодня, например, почему мало людей с инвалидностью в супермаркетах, торговых центрах? Опять же нет условий элементарно войти в торговый центр или кинотеатр, в Астане еще и гололед, и снегопад, значит, тротуары заметены, и люди в инвалидных колясках не везде могут проехать... Многие, зная, что в городе с опозданием убирают снег на тротуарах и дорогах, томятся месяцами дома, ожидая потепления.

— Расскажите, конкретно, какие есть, выражаясь языком маркетинга, "боли" у казахстанцев с особенными потребностями?

— Боль — неотступный спутник жизни любого человека, а у казахстанцев с особенными потребностями их слишком много. Вы знаете, как плачет безмолвно мама ребенка на инвалидной коляске, видя перед собой ступеньки лестницы и не находя пандуса, чтобы завезти ребенка в здание?

Отсутствие пандусов либо как попало построенные пандусы, не соответствующие нормам, отсутствие лифтов, необорудованные уборные помещения в магазинах и торговых центрах, нехватка инватакси, поверьте, такие "мелочи" способны превратить жизнь людей с инвалидностью просто в одну непрекращающуюся боль.

Другая проблема — отсутствие зарядных станций для людей на автоматических инвалидных колясках в городе. Люди не могут доехать до остановки из-за гололеда и снега, плохо очищенных тротуаров. А в теплых остановках нет пандусов, либо они такие неудобные, что люди, сидя в инвалидных колясках, мерзнут рядом с теплой остановкой и ждут автобус.

Одна из больших бед — это проблема с жильем. Люди с инвалидностью годами стоят в очереди, а в итоге жилье выдается не по стандарту — с узкими проходами, маленькими входными проемами. Люди вынуждены делать ремонт за свой счет, чтобы получить возможность заезжать в инвалидной коляске в свои квартиры. Ну, и не секрет, что гражданам с инвалидностью почему-то всегда выдается жилье в отдаленных районах города.

Я сам передвигаюсь активно в городе на инвалидной коляске и на себе прочувствовал все "прелести" городской жизни.

— Говорят, что раз в месяц вы совершаете объезд Астаны на автобусах, поэтому автопарки уже даже побаиваются вас. Это правда?

— Да, в качестве советника по развитию инклюзии в городе я совершаю объезд города регулярно. Да и в целом я постоянно пользуюсь общественным транспортом и вижу все проблемы, с которыми сталкиваются граждане с особенностями. Неоднократно мы встречались с акимом города Женисом Касымбеком по вопросам доступности общественного транспорта, встречались с представителями заводов по выпуску автобусов, пытаемся максимально рассказывать и доносить чаяния людей с инвалидностью.

Кстати, как эксперт по транспорту, я провожу ежемесячно тренинги для водителей общественного транспорта. Показываю и рассказываю, как правильно помогать гражданам с инвалидностью заехать/зайти в общественный транспорт, в каких местах, например, можно держать инвалидную коляску, чтобы она не сломалась. У нас много нарушений случаются на транспорте, до сих пор встречаются водители автобусов, которые не знают, как открывается пандус. Есть маршруты автобусов с дефицитом мест, либо на одном месте помещается детская коляска, либо инвалидная коляска. Считаю, что это нарушение права на свободу передвижения людей с инвалидностью. Водители меня не то, что боятся, просто узнают, знают, что я либо еду с очередной проверкой, либо провожу практический тренинг для других водителей.

Моя мечта, чтобы любой человек с инвалидностью смог спокойно и комфортно доехать от точки А до точки Б в нашей Астане и в целом по стране. Хочется, чтобы всем казахстанцам жилось доступно и комфортно в Казахстане.

Жазира Жаким, Астана

Новости партнеров
×