Доверие в семье – основа безопасности детей
Что может быть важнее, чем благополучие, здоровье и безопасность детей?
Ситуацию в этой сфере можно считать отражением нынешнего состояния общества и в какой-то степени будущего, потому что проблемы детей завтра вырастут вместе с ними… Своим видением существующих тенденций в вопросах безопасности детей, необходимых мерах по профилактике суицида и соответствующими рекомендациями с газетой “LITER” поделился ведущий научный сотрудник НАО “Национальный научно-практический институт благополучия детей “Өркен”, кандидат педагогических наук Василий Шахгулари, передает Liter.kz.
– Василий Вачикович, вопросам благополучия, безопасности детей, профилактики суицида в нашем обществе уделяется огромное внимание. Какова сегодня тенденция суицидов среди детей и подростков в стране, их больше становится или меньше?
– Эта проблема на самом деле намного более широкая, чем мы думаем, и для ее решения нужна долгосрочная программа. Если посмотреть на статистику, в те годы, когда была пандемия коронавируса, у нас количество суицидов резко снизилось, вы знаете, по какой причине. Все сидели дома, дети находились под контролем и так далее. После пандемии появилась тенденция возрастания. И по статистике, если посмотреть за 2023 год, мы занимали десятое место в мире по суициду среди несовершеннолетних. Впрочем, ситуация у нас улучшается. Если рассматривать последние десять лет, то ранее мы были в тройке таких, скажем, стран, которые наиболее подвержены риску суицида среди детей. Так что результат налицо. Тем более что это, знаете, такой очень нединамический процесс.
Что касается тенденции, ее улучшения или ухудшения, то в процентах мы ошибаемся, потому что ко многим, скажем, вещам, связанным с суицидом, у нас нет открытой для доступа информации. Бывает, что правоохранительные органы просто-напросто не вносят такие случаи в категорию суицида. Что здесь является основанием, мы также не знаем. Нередко информацию приходится добывать опосредованными путями – через родителей, родственников и других, и не всегда они дают объективную картину.
Поэтому статистика есть, конечно, но надо смотреть на реальность, которая сегодня существует.
Фото газеты “Liter”
Следует отметить, что у данного явления очень глубокие корни, и оно требует самого серьезного подхода. И такой подход имеет место в нашей стране. Проблеме благополучия, безопасности детей постоянное внимание уделяет президент. Во исполнение поручений главы государства был утвержден Комплексный план по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия. Действуют программы, нацеленные на обеспечение безопасности детей. Большую и разнообразную работу в этом плане проводит Министерство просвещения.
– Как Вы считаете, почему общество стало реагировать более обостренно, эмоционально на подобные факты?
– Сегодня у нас активно в этом направлении работают неправительственные организации. Родители, общественность реагируют быстро, идет широкое обсуждение на различных площадках, в социальных сетях.
Казахстан уже вышел на такой уровень, когда вопросы безопасности, насилия в обществе воспринимаются в качестве тех проблем, которые нужно решать сегодня и сейчас. Мы не хотим откладывать их на долгие годы, потому что понимаем, что подобное происходит и среди взрослых людей, и это передается детям. И то, что общество обеспокоено сегодня данной проблемой, дает возможность быстрее реагировать на эти факты.
Впрочем, процесс воспитания и перевоспитания детей, а именно о нем в первую очередь надо вести речь в подобных случаях, – это долгий непрерывный процесс.
По статистике, суициду среди несовершеннолетних у нас больше подвержены дети 15–17 лет. Но сейчас этот возраст снижается до 13–14 лет. Тут много факторов. Конечно, это прежде всего семья, которая должна заботиться о детях. Кстати, это конституционные обязанности родителей, которые отвечают за воспитание своих несовершеннолетних детей. Второе, это школа, где дети учатся. Естественно, школа должна заниматься с ребенком, проводить соответствующие мероприятия. И надо сказать, в школе сегодня много различных мероприятий проводится. Здесь и различные уроки, направленные на борьбу против насилия, и даже целая программа, которая реализуется в том числе нашим институтом.
– Какое влияние на данную ситуацию оказывает интернет? Какие еще, на ваш взгляд, факторы играют важную роль?
– Я сейчас пишу монографию, посвященную вопросам профилактики буллинга, кибербуллинга. И там есть некоторые общие моменты с суицидом. Мы прекрасно понимаем, что отрицательное воздействие на детей и в том, и в другом случае имеется со стороны социальных сетей, интернета. И здесь тоже предстоит провести большую работу среди родителей, учителей и психологов. Что касается родителей, для них разработана уже программа психолого-педагогической поддержки со стороны Министерства просвещения, и начинаем постепенно внедрять эти программы для того, чтобы помочь и консультировать родителей в этом направлении.
У нас есть открытые информационные площадки, в том числе в социальной сети, куда родители могут обращаться за помощью.
Конечно, важную роль играют условия, в которых проживают дети. Это и финансовое состояние, и психологический климат в семье.
Здесь один из таких глобальных вопросов – это проблема доверия между детьми и родителями, а также между детьми и педагогическим коллективом, учителями. В той же школе важно повернуться лицом к ребенку окончательно, потому что больше всего следует заботиться не о том, чтобы у учащегося были прекрасные знания, интеллектуальные способности и так далее, но мы должны видеть в нем прежде всего личность и должны заботиться о человеке, которому лишь один раз дается жизнь, для того чтобы спасти его, уберечь от опрометчивых поступков. То есть мы должны понять, что, помимо тех обучающих технологий, которые сегодня есть, надо усилить работу в плане воспитания. Воспитание, воспитание и еще раз воспитание! Ни в коем случае нельзя ни в один из промежутков развития ребенка оставаться в стороне. Потому что ребенок прежде всего нуждается в общении. Если ребенка слышать не хотят просто, когда он подходит со своей проблемой, говорят, мне сейчас некогда, пожалуйста, приходи потом, если ребенок с родителями не общается, они все сидят в телефоне, ведут себя отстраненно, то, естественно, социальные сети будут влиять на формирование его сознания. И, конечно, есть такая данность, о которой мы сегодня с вами говорим, что дети находятся в глобальном информационном пространстве. И это открытое пространство, оно доступно им. Там есть риски, опасность для ребенка, он же взаимодействует, коммуницирует, между тем у него еще слабая психика, нет жизненного опыта. Там есть и свои положительные стороны, но вместе с тем есть группы таких, скажем, заманивающих социальных сетей, которые влияют отрицательно на психику ребенка. Вот эти социальные сети, платформы должны однозначно блокироваться со стороны правоохранительных органов. Разумеется, они не смогут все блокировать, поэтому здесь необходим контроль и со стороны родителей, и со стороны школы и общественности.
Важная роль в данном вопросе отводится школьным психологам. Однако уровень подготовки наших психологов в стенах учебных заведений говорит о том, что нужно пересмотреть их программы и сделать более практикоориентированным процесс обучения, который сейчас больше теоретизирован.
Конечно, бывают и другие причины. Как, например, неудачная любовь и связанные с этим переживания, особенно в юношеском возрасте.
– Влияют ли на данную проблему состояние общества, его проблемы, например, такие, как социальное расслоение? Вы, кстати, уже частично ответили на этот вопрос…
– У нас сложилось обманчивое представление о том, что в большей степени риску подвержены те дети, которые живут в неблагополучных семьях. Ничего подобного! По статистике, больше всего таких детей, две трети – из благополучных семей. То есть у детей, у которых есть и отец, и мать, показатели выше, чем, например, у тех, которые воспитываются одним родителем или попечителем. И еще, представьте себе, суициду больше подвержены дети не городские, а живущие в сельской местности. А знаете почему? Потому что у сельских детей меньше возможности выйти на контакт со взрослыми, с психологами, там не хватает специалистов. Городские же школы намного лучше обеспечены специалистами в области психологической защиты детей. Вот сейчас у нас соответствующая программа вводится. Если раньше на 1 500 детей был один психолог, то теперь на 500 детей будет один психолог в школе. К тому же еще существуют программы, которые обучают этих психологов, мы их готовим, есть пилотные программы, которые уже дают хорошие результаты.
Проблему, конечно, одними программами не решишь, потому что это глобальная проблема всего общества. Здесь все должны взаимодействовать друг с другом для того, чтобы спасти души наших детей.
– Какие советы, рекомендации Вы можете дать родителям детей и подростков, чтобы в их семье не случилась беда?
– Прежде всего, родители, на мой взгляд, должны смотреть за своими детьми, наблюдать за их поведением, замечать, если оно меняется. Даже если вы сильно заняты, вы же можете посмотреть, как он с вами здоровается, как сидит, как ест, какой у него аппетит, как ведет себя, отстраненно или нет. То есть родители должны внимательно наблюдать за своими детьми, замечать изменения, если они происходят. И тогда они смогут увидеть, что ребенок чем-то озабочен, его что-то волнует. Конечно, в таких случаях необязательно детям может угрожать какая-то опасность, но в любом случае это сигнал, колокольчик для родителей. И тогда, при необходимости, можно будет помочь ребенку. Но для этого нужно еще, чтобы ребенок доверился родителям, а значит, надо быть ему другом. А вот это как раз больной вопрос общества, когда ребенок боится сказать правду родителям, быть откровенным с ними. Такое чаще всего бывает в семьях, где родители ведут себя властно, подавляют личность ребенка.
И еще. Обязательно надо проводить профилактическую работу с детьми. То есть читать вместе книги, совместно посещать мероприятия, где-то на свободном таком, знаете, общении подбрасывать какие-то вопросы, которые вас интересуют. “Ну, как дела в школе?”, “Как у вас в классе?”, “С кем ты дружишь?”, “Какие у тебя есть вопросы ко мне?”, “Может быть, ты хочешь что-то от нас?”, “Мы могли бы помочь тебе” и так далее. То есть должны быть вот такие открытые коммуникации с детьми в такой свободной манере.
Согласно классификации ВОЗ у нас сегодня считаются молодыми люди до 45 лет. И как раз родители такого возраста и воспитывают детей. Хочется обратиться к ним с просьбой меньше сидеть в своих телефонах и больше выходить на живое общение с детьми. Потому что только в живом общении вы можете услышать, увидеть и, в случае необходимости, предупредить своего ребенка и помочь ему.
Сегодня проводится огромная работа в этом направлении со стороны государства, общественности, педагогических коллективов, родителей. И, конечно, мы должны отметить ее положительные стороны. Делается очень много, но все еще недостаточно для того, чтобы искоренить такое негативное явление. Сегодня применяются разные формы работы, методики, технологии. Учителей и родителей можно и нужно обучать им. Но знаете, чему нельзя обучить? Любить детей! А это должно быть у каждого, внутри сидеть. Если будет любовь к детям, то многие вопросы сами по себе будут решаться. Как для педагогов школ, так и для родителей. И хотелось бы, чтобы родители почаще общались с детьми, обнимали и целовали их. Это очень важно!
Беседовал Нургали АБИЛЬДАЕВ