ЕАЭС: от идеи к воплощению
Любая прорывная идея имеет свои истоки и проходит через определенные этапы развития. Так, инициативу евразийской экономической интеграции впервые выдвинул Первый Президент Независимого Казахстана.
Эта идея была озвучена Нурсултаном Назарбаевым в Московском государственном университете 29 марта 1994 года. Но потребовались годы на осмысление и принятие ее другими лидерами постсоветского пространства…
Как отмечает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, доктор исторических наук Леся Каратаева, созданное в 1991 году СНГ стало лишь своеобразным «якорем», который не позволил государствам окончательно разобщиться и разорвать сформированные за десятилетия связи. Но нужно было дополнительное решение, которое позволило бы не просто сохранить, но и развить отношения государств.
– И именно ЕАЭС, инициированный Нурсултаном Назарбаевым, предложил новые горизонты развития евразийского пространства, – подчеркнула Каратаева.
Политолог Андрей Чеботарев также отмечает, что идея евразийской интеграции была выдвинута Нурсултаном Назарбаевым с целью сохранения и дальнейшего развития экономического и культурного пространства в рамках СНГ.
– С одной стороны, Первый Президент Казахстана понимал, что СНГ не может быть эффективной формой интеграции постсоветских республик, и в то же время имелось стремление сохранить общее экономическое и культурное пространство, – сказал политолог. Он также напомнил, что 10 января 1994 года был подписан Договор о создании Единого экономического пространства между Казахстаном и Узбекистаном. Чуть позже к нему присоединился Кыргызстан. Тем самым был запущен интеграционный процесс в Центральной Азии, протекавший с 1994 по 2005 год в формате таких объединений, как Центрально-Азиатский союз, Центрально-Азиатское экономическое сообщество и организация «Центрально-Азиатское сотрудничество».
– Не исключено, что это событие оказало определенное влияние на выдвижение инициативы по развитию евразийской интеграции, – заметил Чеботарев.
Шаг за шагом к достижению цели
Проект «О формировании Евразийского союза государств (ЕАС)» был представлен Нурсултаном Назарбаевым в его выступлении перед профессорско-преподавательским составом МГУ.
– 27 лет прошло с исторической лекции Елбасы в МГУ, в которой было предложено создание Евразийского экономического союза, – говорит Эдуард Полетаев. – Его речь вполне можно считать первоосновой создания ЕАЭС и вообще процессов евразийской экономической интеграции. Его идея отличается от других интеграционных идей, потому что со временем оказалась притягательной не только для некоторых стран СНГ, но и для других партнеров – дальних и близких.
После выступления Первого Президента Казахстана с предложением о евразийской интеграции разгорелись дискуссии о том, каким будет будущее государств Содружества, как может развиваться интеграция, и нужен ли этот процесс? Как отмечал сам Нурсултан Назарбаев в своем выступлении в МГУ, «история дает нам шанс войти в XXI век цивилизованным путем. Одним из способов является, на наш взгляд, реализация интеграционного потенциала инициативы по созданию Евразийского союза, отражающей объективную логику развития постсоветского пространства и волю народов к интеграции».
Уже тогда, в 1994 году, Нурсултан Абишевич представил готовую концепцию интеграции на евразийском пространстве, а также обозначил ключевые принципы и практические шаги к ее реализации. В международном масштабе после этого Лидера Казахстана стали называть главным архитектором евразийской интеграции, хотя многие писали, что тогда со своей инициативой он опередил время.
На протяжении всех последующих лет страны шли по пути интеграционного сближения, и надо отметить, что большинство интеграционных инициатив исходили от Казахстана и лично от Нурсултана Назарбаева. И пока евразийская идея Первого Президента Казахстана пробивала себе дорогу, а длилось это на протяжении всех 90-х годов прошлого столетия, формировались такие структуры, как Центрально-Азиатский союз, межтаможенные объединения, двустороннее сообщество Беларуси и России.
Как отмечал Нурсултан Назарбаев, все это было отражением «многоярусности», «многоуровневости» процессов интеграции. Все эти шаги позволили создать мощное Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международную организацию, имеющую четкую функциональную структуру, эффективные механизмы работы, ясные и понятные цели в лице Таможенного союза (ТС), Единого экономического пространства (ЕЭП) и интеграции в мировую торгово-экономическую систему. Это событие произошло 10 октября 2000 года в столице Казахстана. Как отмечают эксперты, в этот день понятие «евразийский» обрело свою легитимность на высшем уровне в числе ключевых понятий современного политического языка.
Сближение интересов
Значительный рывок в евразийской интеграции был сделан в 2010 году. С 1 января 2010 года заработал Таможенный союз (ТС) Беларуси, Казахстана и России. Это привело к расширению кооперационных связей и сокращению затрат времени и средств у предприятий и населения. Объемы взаимной торговли товарами трех стран возросли в первый же год работы Союза на 29%. Кроме того в течение 2010 года в рекордно короткие сроки был разработан и подписан главами трех государств пакет из 17 базовых соглашений, формирующих Евразийское экономическое пространство (ЕЭП).
18 ноября 2011 года главы государств Беларуси, Казахстана и России приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, согласно которой ближайшая задача – полная реализация потенциала ТС и ЕЭП, а в дальнейшем – создание на этой основе Евразийского экономического союза. По словам специалистов, для бизнеса и населения основную роль играют не сами по себе ТС и ЕЭП, а те изменения законодательства и торгово-промышленных процессов, которые связаны с созданием общего рынка. Ведь были запущены реальные правовые механизмы, позволяющие хозяйствующим субъектам осуществлять эффективную коммерческую деятельность не только на территориях своих государств, но и во всем ТС. Усилилась деловая активность предприятий крупного, среднего и малого бизнеса. Стали создаваться межгосударственные производственные и торговые объединения, совместные предприятия, которые становились локомотивом интеграционных процессов.
С 2012 года высшим органом в ТС и ЕЭП стал Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств и глав правительств, определяющий стратегию, направления и перспективы интеграционного развития. Тогда же заработала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП со статусом наднационального органа управления.
В январе 2012 года был создан новый Суд ЕврАзЭС для разрешения экономических споров в Сообществе и ТС. Странами Сообщества разрабатываются и реализуются совместные межгосударственные целевые программы. Активно работают Евразийский банк развития и Евразийский Деловой Совет. В итоге важнейшие интеграционные шаги в социально-экономической сфере привели к повсеместному росту экономики и повышению уровня жизни широких слоев населения. Так, в 2013 году по сравнению с 2000 годом ВВП в среднем по ЕврАзЭС вырос в 1,8 раза, промышленное производство – в 1,7 раза, сельскохозяйственное производство – в 1,5 раза, инвестиции в основной капитал и оборот розничной торговли – в 3,1 раза, стоимостной оборот взаимной торговли товарами – в 4,5 раза.
Логичным продолжением совместно достигнутых показателей по сближению стало подписание 29 мая 2014 года договора о Евразийском экономическом союзе. После этого важного для стран участниц события Нурсултан Назарбаев отметил, что практическое воплощение экономической интеграции уже привело к позитивным результатам.
– Наш экспорт в государства-партнеры по евразийской интеграции увеличился на 63% и составил 6 миллиардов долларов. И это не абстрактные цифры. За ними – сотни конкретных предприятий и компаний, новые линии взаимодействия между казахстанскими, белорусскими и российскими партнерами. Это тысячи новых рабочих мест, стабильность и рост доходности казахстанского бизнеса, открывшего для себя новые рынки сбыта, – сказал Первый Президент Казахстана.
Он также отметил, что «углубление евразийской интеграции реализуется в интересах всех участников этого процесса. ЕАЭС дала возможность гражданам стран-участниц Союза работать в любом из государств. Сохраняются социальные гарантии у всех работников. Они будут такими же, как у гражданина той страны, где предоставляется рабочее место».
Успех евразийской интеграции быстро привлек внимание других государств. Так, уже 4 декабря 2014 года парламент Армении ратифицировал Договор о присоединении страны к ЕАЭС. А 23 декабря 2014 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета был подписан Договор о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС. 1 января 2015 года Договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу. На следующий день в ЕАЭС официально вступила Армения. В августе 2015 года завершилась процедура вступления Кыргызстана.
Таким образом, более четверти века евразийская идея Нурсултана Назарбаева теоретически и практически развивается в соответствии с требованиями времени, заложив стратегические основы экономической интеграции на многие десятилетия вперед.
Лидеры стран СНГ отмечали высокую перспективность интеграции. Так, Президент Российской Федерации Владимир Путин на встрече с Нурсултаном Назарбаевым в июле 2013 года в столице Казахстана подчеркнул: «Вы, по сути, отец-основатель нашего Таможенного союза, это была Ваша идея, мы ее последовательно развиваем. Должен сказать, это, безусловно, самый большой шаг на постсоветском пространстве».
Весной 2019 года в своем выступлении на международной конференции в столице Казахстана российский лидер в очередной раз отметил, что ЕАЭС – это успешно действующий Союз. «От идеи объединения равноправных государств, изложенных Первым Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в стенах Московского государственного университета, к успешному действующему экономическому союзу, проект Евразийской интеграции в полной мере доказал свою эффективность. Страны-члены ЕАЭС наращивают торгово-экономические, инвестиционные и гуманитарные связи», – сказал тогда Владимир Путин.
Ну, а в конце 2019 года, открывая очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета, которое состоялось в Санкт-Петербурге, Владимир Путин поблагодарил Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, ставшего инициатором формирования ЕАЭС, и подчеркнул, что все функционирует наилучшим образом.
– Я сейчас не буду перечислять все плюсы, которые мы получили от взаимной работы на протяжении нескольких лет. Хочу еще раз поблагодарить нашего почетного председателя Нурсултана Абишевича Назарбаева, который в свое время выступил инициатором создания этого объединения. Нурсултан Абишевич, все функционирует у нас, функционирует самым наилучшим образом, – сказал Владимир Путин.
Новые горизонты
И сегодня, несмотря на сложную внешнюю обстановку и неблагоприятную конъюнктуру в мировой экономике, проект, инициированный Нурсултаном Назарбаевым, уверенно движется к созданию полноценного экономического пространства, где по-настоящему обеспечивается действие «четырех свобод». Успешное прохождение ЕАЭС подобного стресс-теста во многом обусловлено конкретными политико-экономическими факторами. В частности, принципиальным моментом в развитии ЕЭАС стало то, что благодаря мудрой позиции Елбасы участники не допустили «геополитизации» объединения. Полностью оправдал себя и принцип работы ключевых институтов ЕАЭС, который отстоял Первый Президент Казахстана, когда решения по всем чувствительным вопросам принимаются консенсусом, и где каждое государство-член имеет равный голос независимо от его ВВП или численности населения.
Как известно, в январе 2021 года председательство в уставных органах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) перешло от Беларуси к Казахстану. Это событие для нашей страны совпало с такой значимой датой, как 30-летие Независимости РК.
Одна из важных задач 2021 года во время председательства Казахстана – расширение связей ЕАЭС на международном уровне. «Формирование Союза как одного из наиболее значимых центров развития современного мира», – это одно из недавно утвержденных президентами союзных стран одиннадцати Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Как отмечено в Стратегии ЕАЭС-2025, расширение Союза и интенсификация экономического сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями позволят Союзу, как одному из наиболее значимых центров развития современного мира, обеспечить следующее. Во-первых, всесторонний диалог и многоформатное сотрудничество с заинтересованными странами, в том числе и с государствами-участниками Содружества независимых государств (СНГ), включая использование потенциала института государства-наблюдателя при ЕАЭС. Во-вторых, проведение скоординированной работы по вопросам сопряжения интеграционных процессов на евразийском пространстве, включая либерализацию торговых отношений между участниками, совместное развитие транспортно-логистической инфраструктуры и другие вопросы экономического взаимодействия в рамках Большого Евразийского партнерства. В-третьих, сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь», ориентированное на реализацию совместных проектов.
К слову еще в 2017 году в ходе круглого стола Форума «Политическая совместная деятельность для более тесного сотрудничества» Первый Президент Казахстан Нурсултан Назарбаев отметил, что «инициатива «Один пояс, один путь» позволяет формировать новую геоэкономическую парадигму, успешная реализация которой принесет пользу странам с суммарным населением 4,4 млрд человек». Тогда в своем выступлении, Елбасы предложил ряд конкретных шагов по реализации инициативы «Один пояс, один путь».
– Для эффективного освоения растущего транзитного потенциала Экономического пояса Шелкового пути необходимо последовательное облегчение прохождения товарных потоков через повышение уровня сервиса и устранение административных барьеров, по которому Казахстан принимает конкретные меры. Это требует экспертизы и соответствующего финансирования. Считаю, что Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций нужно активнее финансировать такие программы – это инвестиции в будущее, – сказал Нурсултан Назарбаев.
На самом деле стратегическое направление, посвященное международному сотрудничеству, содержит наибольшее из всех 11-ти направлений мер и механизмов, в документе они указаны в 8 пунктах и 38 подпунктах.
– В основе сотрудничества лежит прагматическое евразийство или, как еще говорят, интеграция снизу, – считает руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии ЦГИ «Берлек – Единство», российский эксперт Артур Сулейманов. – На мой взгляд, это является главным условием долгосрочной устойчивости и успешности интеграционного проекта, что в свою очередь основывается на общей евразийской идеологии, в том числе идее открытости миру. То есть когда мы не замыкаемся в себе и осознаем необходимость интеграции с партнерами как на Востоке, так и на Западе.
И ведь именно эти мысли пытался донести до научного сообщества и политических лидеров 27 лет назад Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. В этом и заключался главным смысл создания нового Союза, который бы сплотил и позволил вместе расти и развиваться.
Как отмечает российский эксперт, за столь небольшой отрезок времени существования Евразийского союза страны-участницы многого добились, и не только в вопросах валютного урегулирования, но и совершили большие достижения на внешнеэкономическом треке, который связан с сопряжением интеграции с другими государствами и союзами в вопросах создания зон свободной торговли.
– За шесть лет своего развития ЕАЭС заключил соглашения о зонах свободной торговли с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией, вплотную подошел к вопросам создания зон с рядом других государств, – говорит Сулейманов. – Одним из безусловных успехов стало приобретение статусов наблюдателей Молдовой, Узбекистаном и Кубой. Ведутся переговоры с Египтом, Израилем, Индией. С Монголией и Индонезией договариваются о либерализации торговых режимов.
Он также считает, что все эти проекты сопряжения позволяют максимизировать эффект от евразийской интеграции. Это способствует раскрытию потенциала ЕАЭС как одного из центров развития современного мира.