Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 495.28  518.41  5.44

Пересадить чиновников на электромобили в Алматы предложил мажилисмен

В мегаполисе значительно вырос уровень загрязнения воздуха.

Пересадить чиновников на электромобили в Алматы предложил мажилисмен
Фото: istockphoto.com

Экологическая ситуация в Алматы достигла критического уровня. Об этом заявил депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии AMANAT Сергей Пономарев, озвучивая депутатский запрос на имя премьер-министра Республики Казахстан Олжаса Бектенова, передает Liter.kz.

В ходе пленарного заседания Мажилиса Пономарев напомнил, что год назад вместе с коллегами, депутатами от различных партий, поднимал вопрос по экономии воды. Он вызвал огромный резонанс, депутатов поддержал глава государства. И уже вчера на заседании правительства президент заявил о первых результатах водосбережения на 8%. Это пример того, как Парламент и правительство работают сообща, добиваясь неплохих результатов, убежден  Сергей Пономарев.

“Сегодня мы теряем один из красивейших и душевных городов страны – Алматы. В 2024 году экологическая ситуация достигла критического уровня: Алматы вошел в пятерку самых загрязненных мегаполисов мира, заняв 5-е место среди 120 крупнейших городов, лидируя в позорном списке Индекса качества воздуха. С таким угрожающим показателем жителям города рекомендуется ограничивать пребывание на улице, а людям с повышенной чувствительностью – использовать защитные маски даже в повседневной жизни. Это недопустимо для современного мегаполиса”, – заявил депутат Пономарев.

Фото: facebook.com/sponomarev3

Мажилисмен подчеркнул, что, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, загрязненный воздух влияет на развитие сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, включая инсульт, инфаркт, астму и рак легких. Особенно уязвимы дети: грязный воздух снижает иммунитет, замедляет развитие легких и увеличивает риск болезней дыхательной системы. От промедления в решении этой проблемы зависит здоровье миллионов граждан.

Вместе с тем депутат признает, что государство делает многое – мегаполис почти полностью газифицирован, ТЭЦ-2 к концу 2026 года переведут на газ.

Однако меры по снижению вредных выбросов явно недостаточны, острейшей остается проблема загазованности автомобилей.

“В развитых странах вопросы экологии выбросов автомобилей решаются с помощью современных методов контроля. Глава государства заявил о тотальной цифровизации, она как нельзя лучше подходит для решения экопроблем Алматы”, – отметил мажилисмен.

Он рассказал, что во время рабочей поездки посетил 19 экопостов в Алматы, которые, хоть и перекрывают все въезды в город, но неэффективны.

“Меньше четырех водителей в сутки оформляет каждый пост ежедневно, при том, что в город въезжает до 700 тысяч машин. Вывод: либо не работают вообще, либо работают на свой карман. И речь даже не в пополняемости бюджета штрафами, а в мотивации водителя поставить катализатор, отремонтировать двигатель внутреннего сгорания карбюратор и снизить выброс СО2 до нормы. Экопосты не решают поставленных задач, эта профанация вызывает лишь раздражение у водителей. На посту в микрорайоне Карасу трое сотрудников, исправно получающих зарплату, примитивный газоанализатор включили буквально при мне, говоря, он замерзает даже при скромных алматинских морозах. Сами полицейские жалуются, что превратились в мальчиков для битья: при этом люди не ремонтируют двигатели, но лишь упрекают полицию в драконовских мерах, наивно полагая, что по мановению волшебной палочки кто-то придет и решит все экологические проблемы”, – поделился депутат.

По его словам, воздух в Алматы уже можно не только увидеть, попробовать, но даже подержать в руках, настолько концентрированы в нем вредные вещества.

“По официальным прогнозам урбанистов, Алматинская агломерация уже в ближайшие десятилетия вырастет до 7,5-8 млн человек. Если не принимать кардинальных мер, мы встанем в одной большой пробке и погибнем. Учитывая международный опыт, например, Пекина, понимаем, что бескровными мерами, увы, не обойтись. Однако мы видели чистым воздух Алматы, это было во время пандемии, значит, можем и должны сделать это сейчас”, – продолжил Сергей Пономарев.

В своем запросе депутат выдвинул ряд конкретных требований, в том числе: в шестимесячный срок подготовить полную карту Алматы с выявлением основных источников загрязнения воздуха; разработать межведомственный план по решению экологической катастрофы города Алматы, включая мероприятия по переходу на экологически чистые виды топлива; ликвидировать экопосты Алматы и по примеру развитых стран установить модифицированные камеры видеонаблюдения с фиксацией превышения выбросов в атмосферу с автоматическим вынесением самого минимального штрафа. Также Пономарев требует ужесточить ответственность организаций, осуществляющих технический осмотр транспорта, за выдачу “липовых” свидетельств техосмотра, законодательно запретить скупку катализаторов на лом.

Кроме того, депутат предлагает с 2026 года государственным и квазигосударственным организациям разрешить закуп только электромобилей, а акимату Алматы увеличить долю общественного транспорта с электродвигателями; разработать трехлетнюю Программу поэтапного перевода всех такси на электромобили; разрешить строительство экологичных гидроэлектростанций в природных и национальных парках Алматы и агломерации.

Депутатский запрос поддержали и другие члены фракции партии АМАNАТ.

Новости партнеров
×