Есть ли в Казахстане дефицит газа и бензина, рассказали эксперты
Дефицита нет, но может возникнуть в будущем.
В последние недели в Казахстане наблюдаются перебои с топливом, особенно в западных регионах. В Уральске и Атырау автомобилисты сталкиваются с дефицитом сжиженного газа, что приводит к длинным очередям на заправках. В Астане также были зафиксированы временные перебои с поставками бензина АИ-95, что вызвало беспокойство среди жителей столицы. На фоне этих событий мы обратились к Министерству энергетики за разъяснениями, а также поговорили с экспертами о текущей ситуации на топливном рынке страны, передает Liter.kz.
Официальная позиция Министерства энергетики
В ответ на запрос от Liter.kz Министерство энергетики сообщило, что ситуация с бензином АИ-95 в Астане находится под контролем. На нефтебазах столицы накоплено 4,6 тысячи тонн АИ-95, что по расчетам должно покрыть более 40 дней потребления. В министерстве также подчеркнули, что в случае возникновения ограничений с поставками на АЗС, следует обращаться в региональные штабы акиматов, которые созданы для координации поставок ГСМ. Штабы, созданные по поручению премьер-министра, следят за остатками топлива на нефтебазах и принимают решения по его распределению.
Дефицит сжиженного газа неизбежен
Олжас Байдильдинов, член Общественного совета Министерства энергетики РК и основатель телеграм-канала “Байдильдинов. Нефть”, отмечает, что дефицит сжиженного газа был предсказан еще в 2019 году. По его словам, нынешний дефицит стал реальностью, и ситуация не улучшится в ближайшем будущем.
“Этот дефицит есть, и он никуда не денется. Мы производим меньше сжиженного газа, чем потребляем. Потребление растет, и сейчас держимся за счет закупок у Тенгизшевройла”, — сказал Байдильдинов.
Он объясняет, что Тенгизшевройл не обязан поставлять сжиженный газ на внутренний рынок, так как компания работает по стабилизированному контракту. Однако благодаря усилиям правительства, Тенгизшевройл ежемесячно поставляет около 20 тысяч тонн сжиженного газа, что временно закрывает дефицит, хотя и не полностью.
“В ближайшие годы дефицит будет нарастать. Я говорил, что нельзя массово переводить автомобили на газобаллонное оборудование (ГБО), так как это топливо будет в дефиците. К тому же автомобиль теряет гарантию при установке ГБО, если это не заводская комплектация”, — отметил эксперт.
Байдильдинов также упомянул, что цена на сжиженный газ в стране убыточна, что отпугивает инвесторов от строительства новых газоперерабатывающих заводов. По его словам, планируемый КазМунайГазом газоперерабатывающий завод должен был быть построен к 2025 году, но проект был перенесен, что только усугубляет ситуацию.
“До 2025 года осталось всего несколько месяцев, а завод до сих пор не построен. Перенос сроков говорит о том, что ситуация не улучшится в ближайшее время”, — добавил Байдильдинов.
Бензин и дизельное топливо: дефицита нет, но есть локальные проблемы
Что касается ситуации с бензином и дизельным топливом, Байдильдинов утверждает, что в Казахстане дефицита нет.
“В настоящий момент дефицита нефтепродуктов, бензина и дизельного топлива в Казахстане нет. Я сам нахожусь в Астане и знаю ситуацию на западе страны. Возможно, на отдельных заправках возникают локальные перебои, но это временные проблемы. Запасы сформированы”, — заявил он.
Эксперт уточнил, что Атырауский нефтеперерабатывающий завод сейчас находится на плановом ремонте, но это не должно вызвать дефицита топлива, так как Астана получает топливо с Павлодарского и Шымкентского НПЗ.
“Дефицит может возникнуть лишь на отдельных АЗС, если не успели своевременно доставить топливо, но в целом дефицита нет”, — отметил Байдильдинов.
Он также напомнил, что Казахстан находится на стадии снижения инвестиций в нефтяную отрасль, что связано с низкими ценами на топливо.
“За дешевые цены на топливо Казахстан расплачивается снижением инвестиций в нефтяную отрасль и отсутствием новых проектов в добывающей сфере”, — подчеркнул он.
Проблемы с логистикой
Директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов согласен с тем, что дефицита бензина в Казахстане нет, но отмечает, что перебои с поставками связаны с логистическими трудностями.
“В Астане перебои были вызваны проблемами с логистикой. Есть дефицит маневровых локомотивов. Сейчас идет поставка угля и зерна, и локомотивов не хватает. Это связано с началом отопительного сезона, когда приоритет отдается доставке угля”, — пояснил Жумагулов.
По его словам, это временные сложности, которые будут решены с завершением сезона активных поставок угля и зерна. Однако пока логистические трудности могут приводить к временным перебоям на заправках, особенно в регионах.
“Формирование состава осуществляется на станции Павлодар-порт, и из-за нехватки локомотивов топливо не всегда успевает прибыть вовремя”, — добавил он.
Несмотря на текущие проблемы с поставками сжиженного газа и временные перебои с бензином, Казахстан пока не сталкивается с общенациональным дефицитом топлива. Эксперты подчеркивают, что основные трудности связаны с логистикой и низкими ценами на внутреннем рынке. Однако, по их прогнозам, без изменений в ценообразовании и новых инвестиций Казахстан может столкнуться с нарастающим дефицитом в будущем.