Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Электронная торговля в помощь бизнесу

Электронная торговля в помощь бизнесу

За годы независимости казахстанцы привыкли к безналичным платежам, а коронакризис и карантин еще более актуализировали электронную торговлю. Как сегодня обстоят дела в отрасли, в интервью ЛИТЕРу рассказал генеральный директор АО «QazTrade» Азамат Аскарулы.

– Что собой сегодня представляет электронная торговля в Казахстане? Большая часть предпринимателей, особенно в регионах, рассматривает ее возможности как привилегию для бизнеса в Нур-Султане и Алматы. Вы согласны?

– Электронная торговля – это не привилегия, это один из методов ведения продаж. И прошлый год, когда временно на карантин закрылись магазины и рынки, электронная торговля получила огромный стимул для развития.

По данным Нацбанка, количество платежных карт в стране выросло больше чем на 45% за год – в обращении находится 49,3 миллиона карточек, а количество их держателей – почти 40 миллионов. То есть у казахстанцев по несколько карточек, которыми они оплачивают услуги и товары, в том числе – через интернет. И заметьте, что пользуются этими карточками не только в городах. В стране действует норма об обязательности приема безналичных платежей всеми видами предпринимательства. Поэтому, если рассматривать электронную торговлю как возможность использования интернета, особенно после качественного улучшения услуг связи весной прошлого года, и безналичных платежей, то говорить о какой-либо привилегированности в региональном разрезе не приходится.

Другой вопрос, что электронная коммерция предполагает развитость логистических услуг, услуг доставки. И здесь, да, основной «очаг» развития – это крупные города. Достаточно вспомнить, как развивалась мобильная доставка продуктов питания и товаров весной прошлого года. За пару месяцев улицы городов заполнились курьерами с разноцветными коробками за спиной, доставлявшими продукты. Это заслуга крупных компаний, которые выбирают большие рынки для работы. Но опыт показывает, что в регионах они также представлены.

Одним из основных аспектов развития является развитие инфраструктуры электронной торговли. Сегодня в стране 4 фулфилмент-центра обслуживают 35 компаний и 8 млн единиц товаров. В текущем году Казпочта планирует открыть 4 фулфилмент-центра в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент и Сарыагаш. К 2027 году планируется запустить работу 16 фулфилмент-центров во всех регионах страны.

Очень хорошие показатели также показывают Алматинская, Западно-Казахстанская и Карагандинская области. Хочу отметить, что сейчас мы наблюдаем активное развитие регионов в части внедрения электронного ритейла и создания собственных IT-продуктов, нацеленных на создание новых каналов сбыта и упрощение ведения деловой активности.

Какие цифры могут проиллюстрировать развитие электронной торговли в Казахстане?

– В первую очередь – количество безналичных транзакций. За 2020 год число онлайн-операций выросло более чем в 2,4 раза до 2 878,5 млн операций. Общая сумма транзакций – 35,3 трлн тенге. Причем, по данным Нацбанка, основная часть безналичных операций – больше 80% – приходится на мобильный банкинг. Здесь, конечно, большую роль сыграло развитие банковских информационных технологий. Сейчас на рынке уже мало принимают наличные, просят «перевести на Каспи».

По данным «Казпочты», объем рынка электронной торговли за 2020 год составил 900 млрд тенге. Это составляет 9% от общего объема розницы. Мы планируем, что к 2025 году этот показатель достигнет 15% розничного рынка или 3,5 трлн тенге в ценах прошлого года.

Почему на сегодня весь консалтинг по электронной торговле передан в «одно окно»?

– Это логичный шаг, так как электронная торговля является составной частью всей торговой сферы, это всего лишь один из возможных каналов сбыта готовой продукции, который сегодня набирает большие обороты.

QazTrade является оператором услуги по выводу отечественных предприятий на международную электронную платформу Alibaba.com. Вместе с тем наша компания предоставляет аналитические и консалтинговые услуги бизнесу, в том числе экспортоориентированному. Сегодня компания аккумулирует в себе все вопросы, связанные как с внешней, так и с внутренней торговлей.

Таким образом, мы создаем комфортную экосистему для самих предпринимателей, чтобы они могли обратиться в одну организацию и получить весь необходимый комплекс услуг, необходимый для его развития.

Как бизнесмен может провести самоанализ и решить, может ли он воспользоваться ресурсами и возможностями электронной торговли? Есть какие-то определенные признаки?

– Чтобы предпринимателю понять, насколько он готов к ведению электронной коммерции, я рекомендую бизнесмену обратиться за консультацией. Например, оставить свою заявку в адрес QazTrade как по электронной почте, так и в телеграм-чате @exportgov, запущенном в прошлом году для оперативной помощи бизнесменам.

В части оказания сервисной поддержки в ведении электронной торговли для повышения компетенции бизнеса в электронной коммерции на базе АО «Казпочта» функционируют центры электронной коммерции (Е-commerce центры), которые оказывают услуги по повышению компетенций МСБ для ведения бизнеса в сфере электронной торговли, развития онлайн-продаж, инструментов оплаты и логистики.

По направлению обучения предпринимателей по вопросам ведения электронной торговли Казпочтой в 2020 году проведено 6 семинаров, на которых обучено 706 человек. После введения карантина изменился и формат проведения, было проведено 4 вебинара, на которых было обучено 2 916 слушателей. Всего обучено 3 622 слушателя из запланированных 3 600.

Насколько отечественные производители активны на внешних платформах электронной торговли?

– В 2019 году при поддержке Министерства торговли и интеграции на международную платформу Alibaba.com были выведены первые 50 отечественных компаний со статусом «Золотой поставщик». В целом мы довольны результатами так называемой первой фазы – благодаря предоставленной помощи предприятиям было реализовано отечественной продукции на сумму 18,1 млн долларов.

Другим интересным показателем является то, что данный инструмент стал весьма востребован среди бизнесменов. Так, у нас имеется кейс, когда компания продала продукции всего на 6 000 долларов, и по истечении срока действия Золотого Аккаунта продлила его за свой счет, так как увидела огромный потенциал в данном канале сбыта.

В ноябре прошлого года нами было выдано еще 50 золотых аккаунтов, и только за первый месяц был заключен экспортный контракт на сумму более 200 тысяч долларов. В этом году планируется вывести 50 компаний на Alibaba.

Сейчас уже более 4 000 казахстанских товаров размещены на торговой площадке. И это я говорю только о товарах тех компаний, которые вышли на Alibaba при поддержке Минторга. Кроме них есть еще много других казахстанских предприятий, которые вышли торговать на этот маркетплейс самостоятельно.

Сейчас нами готовятся и адаптируются поэтапные алгоритмы вывода на такие международные электронные площадки, как Amazon, Rakuten, Allegro, российские маркетплейсы. Результаты будут размещены на нашем Едином Экспортном Портале export.gov.kz и через другие каналы связи с экспортерами.

Как вы оцениваете мультипликативный эффект от развития электронной торговли?

– По нашим ожиданиям, мы увидим совокупный эффект от всех трех фаз вывода отечественных компаний только на Alibaba.com в виде экспортных контрактов на сумму порядка 100 млн долларов. А это, и налоговые отчисления в размере 8,4 млрд тенге, и расширение производств, и выполнение социальных обязательств предприятий.

Что же касается других маркетплейсов, то, чем больше наших компаний представлены на популярных электронных торговых площадках, тем больше доходов от экспорта они получат. А это и налоги в бюджет, и новые рабочие места, и повышение экономической активности в стране. И, что я считаю очень важным, электронная торговля позволяет найти клиентов малому и микробизнесу. Ну, а мы в компании QazTrade всегда поможем.

Новости партнеров
×