Новости Казахстана Главные новости Новости мира Политика Экономика Бизнес Коррупция Деньги

С больной головы...

Eni повысила прогноз цены на нефть до $105 за баррель в 2022 году.

15.09.2022, 12:41
С больной головы...
Gettyimages.ru / Anton Petrus

Компания Eni опубликовала отчет за первое полугодие 2022 года, вполне способный расстроить акционеров. Поскольку итальянцы ухудшили годовой прогноз по собственной добыче нефти и газа, уже потеряв за половину текущего года 2% добычи.

По информации interfax.ru, главная причина неудач, по версии Eni, “форс-мажорные обстоятельства на экспортном трубопроводе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), повлиявшие на объемы добычи в Казахстане”. Ну и другие, вроде как менее значительные поводы, как остановка заводов в Ливии и кражи в Нигерии.

Про остальное ни слова, что удивительно. Прямо кейс из серии “Как запудрить мозги акционерам, используя громкие информационные поводы”.

У КТК действительно случился форс-мажор, однако, на “объем добычи в Казахстане” это никак не повлияло, хотя бы по той простой причине, что труба – это дорога, по которой “едет” добытая нефть. И, понятно, “дорога” на производимые грузы влиять не в состоянии. Очевидно, проблемы на “заводах”, где производятся эти грузы. Конкретно в Казахстане их три – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.

По состоянию на сегодня все три практически стоят. “Тенгизшевройл” на перманентном капитальном ремонте с августа до сентября ничего в трубу КТК не сдавал и только выходит на плановые режимы. Минэнерго сообщает, что прокачка идет нормально. Карачаганак встал на плановый капительный ремонт и ничего не сдает. Когда запустится Кашаган, вообще неизвестно. После аварии в марте месторождение “недодает” в трубу около 400 тысяч баррелей ежедневно. А это более 1,5 млн тонн в месяц. Ранее министр энергетики республики Болат Акчулаков сообщал, что прогноз добычи нефти в Казахстане на 2022 год может быть пересмотрен в сторону снижения из-за ситуации, возникшей на одном из крупнейших месторождений страны – Кашагане. До этого, 3 августа, производственные операции на месторождении были приостановлены в связи с обнаружением признаков утечки газа на установке комплексной подготовки нефти и газа “Болашак”. Позже министр уточнил, что не ранее 21 сентября будет возможно более точно определить перспективы восстановления добычи на данном месторождении.

Напомним, доля Eni в Кашагане составляет 19%, в Карачаганаке – 30%. А вот доля в КТК всего-навсего 2%. И причем тут форс-мажор?

При этом КТК по-прежнему продолжает качать. По информации компании, падение по итогам года составит не более 8% от общего объема прокачки. Т. е. для итальянцев с их 2% это составит менее статистической погрешности.

Заметим, что, несмотря на все проблемы КТК с терминалом, остальным значительно более крупным акционерам консорциума в своих отчетах не хватило креатива указать “форс-мажор” как причину падения добычи. Причем если внимательно отследить сообщения оператора трубы, то становится очевидным – хотя бы с одного причала отгрузка шла всегда.

Отдельная история с Нигерией. По данным Petro-Logistics, за последние три года экспорт нефти из страны сократился практически вдвое. Сейчас он уже упал до уровня ниже одного миллиона б/с. Это притом, что мировые цены на нефть зашкаливают, а в стране нет никаких техногенных катастроф или гражданской войны.

Причина – колоссальные кражи из трубопроводов. Кроме того, текущая квота по добыче в рамках договоренностей ОПЕК+ для Нигерии в настоящее время составляет 1,799 млн б/с, но страна добывает не более 1,176 б/с, что на целых 600 тыс. б/с меньше.

И это только Нигерия. Относительно “заводов в Ливии” отдельная история. В июле после трехмесячного простоя возобновилась добыча на пяти основных месторождениях страны, до этого было сухо. Страна только за последний месяц смогла значимо нарастить добычу, а это также почти полмиллиона баррелей в сутки, что сопоставимо с потерями в Казахстане. Причем потерями всех акционеров, а не только итальянских.

Но очевидно, для акционеров Eni “проблемы с КТК” звучат в информационном поле значительнее, чем какие-то аварии в Казахстане, кражи в Нигерии или война в Ливии, которые идут общим фоном на протяжении последних десяти лет. Особенно если учесть грядущий пересмотр кабальных соглашений о разделе продукции, о чем практически открыто заявил лидер страны К. Токаев

Новости партнеров
×