Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Эра инженера

27.02.2024, 07:11
Эра инженера
Фото из личного архива Бакытжана Жумагулова

Анализ мирового развития показывает, что в последние пятнадцать — двадцать лет особую значимость приобрел тренд усиленного внимания к инженерному делу, выводу его на новые качественные уровни. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев закономерно ставит перед страной задачу: "...Приоритет нужно отдать техническим профессиям. Предстоит взрастить новое поколение инженеров, промышленников".

Об этой тенденции свидетельствуют доклады ЮНЕСКО по развитию инженерного дела 2010 и 2021 годов. В частности, в них отмечено, что "...назрела острая необходимость в новой парадигме инженерного дела, такой, которая по своему подходу будет меж- и мультидисциплинарной, давая возможность решать высокосложные задачи". XXI век часто называют веком новых технологий, основанных на синтезе ключевых факторов современности — информационных потоков, средств обработки больших данных, включая искусственный интеллект, новых процессов, новых технологий управления и стратегий развития. Все эти факторы требуют новых инженеров, отвечающих требованиям времени. Как уже известных, так и новых специальностей.

Но это дела общемировые. Что же у нас в Казахстане? А ведь и перед нами стоят цели, выводящие на подобную же траекторию. Поставлены задачи стать готовыми к совершенно новой конъюнктуре мирового рынка, создать по-настоящему диверсифицированную, технологичную экономику с опорой на рост производительности труда, ускоренное развитие обрабатывающего сектора, повышение добавленной стоимости, более высокие переделы. Это можно назвать настоящими суперзадачами, которые требуют суперспециалистов. А в этом у нас пока серьезные трудности.

На чем же, по моему мнению, следует сосредоточиться в решении данной проблемы? Здесь видны пять ключевых направлений:

Первое — системная оценка обеспеченности и прогнозных потребностей экономики и ее отраслей в специалистах-инженерах; второе — особое внимание статусу инженерного труда; третье — новый уровень обучения и подготовки специалистов; четвертое — новая система повышения квалификации и переподготовки действующих инженеров как части "образования в течение жизни"; пятое — системная и массовая пропаганда и популяризация технических знаний и инженерной деятельности.

По первому направлению у нас есть просто вопиющие факты недообеспеченности кадрами не только отдельных предприятий, но и целых отраслей и подотраслей экономики. Так, заслуживает особого внимания строительная отрасль, и прежде всего сфера сейсмостойкого строительства, водоснабжение и водосбережение, теплоснабжение городов и поселков страны. Проблемы отсутствия профессиональных инженерных кадров в этом деле и последствий уже поднимались в депутатских запросах.

Аналогичный случай — минерально-сырьевой комплекс и геологическая отрасль, где наша страна в начале 90-х годов имела ведущие позиции в Советском Союзе. Инженеров-геологов у нас насчитывалось около ста тысяч. Сегодня же в отрасли официально констатируется "слабый инженерно-технический и управленческий потенциал на всех уровнях" (!).

И это еще не говоря о перспективных направлениях развития страны. Поэтому вопрос системного и постоянно обновляемого (жизнь-то не стоит на месте) анализа и прогноза кадрового инженерного обеспечения в Казахстане, по нашей оценке, является сверхактуальным. Именно его результаты должны задавать ключевые ориентиры в реализации всех остальных направлений.

По второму направлению у нас в сопоставлении с передовыми странами имеются серьезные проблемы со статусом инженерного труда. Например, Япония дефицит разработчиков программного обеспечения планирует покрыть за счет зарубежных специалистов. Вероятно, и наших сограждан тоже, поскольку в этой стране инженерный труд имеет высокий статус и вознаграждается неплохо (в среднем 5,5 тысячи долларов в месяц). Средняя зарплата у инженеров в Германии — 4,6 тысячи евро в месяц, чуть меньше в других странах ЕС. А у айтишников — еще выше: в Израиле — 7 тысяч, в Швейцарии — 8 тысяч, в США — 10 тысяч долларов. В Казахстане — 360 тыс. тенге, что по курсу составляет $0,8 тысячи. Даже корректировка на паритет покупательной способности не помогает, увы.

Где же брать кадры мирового класса? Заманивать большими ставками вряд ли сможем. Остается готовить, увлекать прямо со школьной скамьи. А для этого обязательным условием является создание привлекательности инженерного труда, повышение статуса инженера. Только после этого в инженерии появится нужный приток кадров. И зарплата — не единственный критерий, надо думать и о карьерном росте, и о социальных условиях. Всем этим надо экстренно заняться, в том числе и законодательно.

Третье направление — новый уровень подготовки специалистов требует прежде всего самой четкой ориентации на конкретные требования производства, работодателей. В этом деле должны быть задействованы и учебный процесс, и практика, и трудоустройство выпускников.

Для целевой подготовки инженеров нужно существенно усилить взаимодействие производственной и образовательной сферы. Здесь уже есть первые подвижки. На фоне нехватки инженерных кадров в 2023 году на базе Baitursynov university был создан Консорциум в области машиностроения, в который вошли Институт механики и машиноведения имени академика У.А. Джолдасбекова, ТОО "СарыаркаАвтопром", "АгромашХолдинг KZ", "KAMLIT KZ", Костанайский колледж автомобильного транспорта. В рамках Консорциума, в частности, реализуется проект "Инженерная академия", предусматривающий раннюю профориентацию школьников.

В свете идущей цифровизации надо обратить повышенное внимание на качественную подготовку инженеров IT сферы. Тем более что она (в том числе Центр Astana Hub в Астане) уже приносит Казахстану реальный доход в сотни миллионов долларов за год. И Президентом Касым-Жомартом Токаевым поставлена задача в ближайшее время выйти на годовой доход $1 млрд.

Надо задуматься и о квалификации вузовских кадров для подготовки инженеров, о программах и методиках, приближающихся к реальным производственным процессам. Нужна подготовка не только инженеров, но и будущих руководителей, менеджеров и новаторов для данной сферы.

По четвертому направлению надо основательно взяться за систему "образование в течение жизни" для инженерного корпуса. Потому что бурный научно-технический прогресс и острейшая технологическая конкуренция на мировой арене требуют от специалистов постоянного самосовершенствования, профессионального роста, обновления знаний и информации.

И очень важное значение, безусловно, имеет пятое направление —пропаганда и популяризация технических знаний и инженерной деятельности.

Она должна носить небывалый еще у нас системный и массовый характер, четкую целенаправленность на подъем инженерного дела, вовлечение в него молодежи и взрослых, ознакомление бизнеса с новейшими разработками, методами развития инноватики, управления и кадрового обеспечения.

Поучителен еще не забытый советский опыт научно-технической популяризации. Для широкой пропаганды технических знаний уже с 1920-х годов было организовано издание тематической периодики. Немало специализированных журналов было ориентировано на школьников и молодежь, чтобы вызвать интерес к инженерии и конструкторскому делу с ранних лет. Впечатляющими были такие журналы, как "Знание — сила", "Наука и жизнь", "Техника молодежи", "Юный техник", "Моделист-конструктор"... Об их пользе можно судить по тому, что в 1991 году Япония выкупила полный архив журналов "Юный техник" и "Моделист-конструктор".

Такая периодика послужила базой для функционирования всевозможных кружков юных техников и конструкторов, секций моделизма и т. д. В вузы приходили не только технически грамотные, но и умеющие уже многое делать своими руками выпускники школ, имеющие серьезную мотивацию учиться, а затем и работать в данной сфере. Весьма достойная жизненная позиция, которой так не хватает сегодня. В этом направлении обязательно надо возрождать самые настойчивые усилия государства, бизнеса и общества.

В целом же, уверен, нужна государственная политика системной поддержки инженерной деятельности, ее направления в нужное русло. И эта политика должна быть подкреплена соответствующим правовым, институциональным и инфраструктурным обеспечением.

В успехе задуманного не сомневаюсь, ведь налицо определяющий фактор — полная поддержка руководства Казахстана и лично Президента. Ключевым для ренессанса инженерной профессии стало выступление Главы государства 11 января 2022 года на заседании Мажилиса Парламента РК. В нем было объявлено об удвоении числа государственных образовательных грантов для технических специальностей, перенастройке программы "Болашак" в поддержку инженерного образования и расширении в республике сети филиалов передовых технических вузов. Более того, Президент сам стал проводником объявленного им курса на укрепление отечественной инженерии. В ходе государственного визита в КНР в мае прошлого года Касым-Жомарт Кемелевич договорился с китайским руководством о создании филиала Северо-Западного политехнического университета на базе КазНУ имени аль-Фараби. В том же году филиал приступил к работе.

Многое может сделать и Национальная инженерная академия Республики Казахстан (НИА РК), которой в ноябре 2023 года исполнилось 33 года и которая весь этот период консолидирировала инженерное сообщество.

Основа академии была заложена крупнейшими учеными, членами Парламента и Правительства, руководителями предприятий, объединений, НИИ, вузов. Сегодня мы с особой благодарностью вспоминаем ее учредителей — их было 26. Прежде всего это академик У. Джолдасбеков — один из вдохновителей инженерного движения на международной арене и в Казахстане, выдающийся ученый и организатор высшей школы.

Убеждение в том, что выиграть жесточайшую конкуренцию на мировом рынке можно только при активном участии передовой науки, технологическом преобразовании производства и решительном повышении творческой активности инженерного корпуса республики, стало основой создания академии. Перед наукой и инженерами открылись широкие горизонты. Была обозначена главная цель — стать "мостом" между наукой и практикой, системно содействовать разработке и внедрению достижений науки в производство, напрямую участвовать в формировании и реализации научно-технологической политики страны. С тех пор эта цель неизменна.

Во всех регионах, где находятся крупные промышленные предприятия, создавались инженерные и научно-технические центры, в них вошли организации, которые позволили замкнуть цикл "наука — производство": акционерные научно-технические общества, аналитические центры, технопарки и другие предприятия. Тогда же родилась идея создания Межотраслевого научно-технического совета по проблемам развития промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций (МНТС) при Правительстве. Важным решением было определить рабочим органом совета инженерную академию. МНТС позволил сохранить ряд отраслевых НИИ и профессиональные научно-технические кадры, сконцентрировав ограниченные бюджетные средства на наиболее актуальных научно-технических разработках. И главное — благодаря этой инициативе Казахстану удалось во многом сохранить потенциал отраслевой инженерной науки.

Сегодня в структуре академии действуют 13 областных филиалов, 35 научно-технических и инженерных центров, 10 отраслевых отделений НИА РК, охватывающих все основные направления экономики страны.

НИА РК сотрудничает с Международной инженерной академией, Федерацией инженерных институтов исламских стран (FEIIC), Европейским союзом инженерных академий, является ассоциированным членом CAETS — Всемирного совета академий инженерных и технологических наук (США), имеет научные контакты с десятками авторитетных международных и национальных организаций мира.

Инженеры и ученые академии постоянно вносят заметный вклад в совершенствование законодательства о науке и коммерциализации ее достижений, об образовании, об инновационной и патентной деятельности и по многим другим направлениям. Члены НИА РК привлекаются к экспертизе научных проектов, проводимых Национальными научными советами (ННС).

С учетом солидного опыта деятельности и интегрирования инженерного корпуса академия готова взять на себя роль координатора объединения усилий в подготовке современных конкурентоспособных специалистов.

Считаем, что стоящие задачи требуют принципиального совершенствования подходов и повышения ответственности основных акторов системы подготовки и использования специалистов инженерного профиля — организаций высшего и послевузовского образования, с одной стороны, и предприятий-работодателей — с другой. Именно в такой связке генерируются основные факторы — материально-техническая, кадровая и методологическая база подготовки специалистов, содержание их образования и эффективное его использование. При этом ключевые задачи целесообразно решать на основе государственно-частного взаимодействия с широким кругом участников. Ведь актуальные мировые парадигмы инженерного образования однозначно показывают необходимость резкого повышения качества подготовки инженеров в соответствии с запросами рынка, критериями современных и перспективных технологий производства и управления. А это требует объединения усилий организаций образования и работодателей, подключения государства и научно-инженерного сообщества, освоения новых форм и методов совместной работы.

В числе таких форм важно отметить филиалы вузовских кафедр на передовых предприятиях. Руководству университетов инженерно-технической направленности полезно будет обратить внимание и на создание на предприятиях научно-образовательных центров как базы для практики студентов и проведения целевых научно-инженерных разработок в интересах конкретного производства. В таких центрах необходимо будет создавать условия для обучения и проживания направляемых в них студентов и сотрудников. Сегодня в этом направлении активно продвигается Сатпаев университет.

Еще один важный аспект взаимодействия государства, бизнеса и образования — разработка и совершенствование профессиональных стандартов, которые определяются с участием работодателей и становятся основой учебных программ вузов. В этом плане Национальная палата предпринимателей РК "Атамекен" и отраслевые объединения работодателей должны усилить координацию деятельности по разработке профессиональных стандартов инженерно-технических направлений, чтобы максимально обеспечить их соответствие современным требованиям и одновременно запросам конкретных казахстанских работодателей.

НИА РК имеет в своем составе мощный потенциал — свыше 300 ведущих ученых и специалистов-практиков инженерно-технического и производственного профиля, в том числе более 200 докторов наук, руководителей и специалистов крупнейших предприятий и высших учебных заведений страны. Среди членов академии немало выпускников ведущих технических вузов передовых зарубежных стран и ныне поддерживающих прочную связь с авторитетными центрами обучения и научно-технического прогресса. В силу этого академия способна стать связующим звеном в координации усилий вузов и предприятий-работодателей, направленных на развитие инженерного образования, взаимодействия с государственными структурами, зарубежными и международными центрами в данной сфере.

Такое партнерство при системной поддержке государства не только возможно, но и необходимо в ключевых и системообразующих направлениях технологического развития, подготовки и использования современных инженерных кадров страны.

Бакытжан Жумагулов, академик НАН РК, президент Национальной инженерной академии РК

Новости партнеров
×