Курс на создание справедливого государства открыл возможности для развития демократических институтов и защиты прав граждан.
25 октября казахстанцы отмечают одну из важнейших дат в истории своей страны – День Республики. Именно в этот день в 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, ставшая первым шагом страны на пути к Независимости. Суверенитет и целостность территории Казахстана были политически, юридически и экономически обоснованы. В чем отличие национального праздника от государственного, и чего достиг Казахстан за годы независимости – в интервью “LITER” рассказал первый проректор КазНУ имени аль-Фараби, доктор юридических наук, профессор Еркин Дуйсенов.
– Еркин Эрманович, расскажите, пожалуйста, немного об исторической основе праздника.
– Начнем с того, что исторической основой праздника является приход Михаила Сергеевича Горбачева на должность Генерального секретаря, с которого начались центробежные процессы, обусловленные перестройкой и гласностью. Все мы помним эти времена, когда зашла речь о возможности внедрения в Советском Союзе реальных демократических институтов. Центробежные силы усилились, поскольку Советский Союз как государство существовал, основываясь на силе тоталитаризма. Хотя в Конституции СССР было прописано, что любая республика имеет право свободного выхода из состава Союза, это было лишь формальным положением, поскольку юридически провести такую процедуру не представлялось возможным. Это было обусловлено тем, что, как я отметил ранее, существовала административная командная система управления с тоталитарным режимом.
Процессы демократизации, начавшиеся после 1985 года, затронули и национальное самосознание. Вы помните верховные советы и съезды СССР, когда ряд депутатов открыто заявлял о необходимости ликвидировать пятую статью Конституции. Эта статья утверждала, что ядром советского общества и политической системы является Коммунистическая партия Советского Союза. В итоге пятую статью удалили из Конституции СССР. На волне этой демократизации союзные республики начали заявлять о своем суверенитете. Этот процесс не обошел и наш Казахстан. 25 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. Обратите внимание, что тогда еще не было речи о том, что Казахстан уже не является союзной республикой, а стал суверенным независимым государством. Этот процесс уже начался на волне «Парада суверенитетов», когда само существование Советского Союза ставилось под сомнение. Таким образом, когда мы говорим об исторической основе, мы должны понимать, что те преобразования, которые происходили в тот период, способствовали тому, чтобы мы свободно заявили о своем статусе суверенного независимого государства.
– 25 октября – та особенная точка, с которой ведется отсчет становления и развития нашего государства. Именно в этот день был заложен прочный фундамент, на котором мы сейчас строим наше свободное общество. Какие переломные моменты в истории Казахстана Вы бы отметили?
– Сам факт принятия Декларации – это уже начало новой исторической эпохи. Представьте себе ситуацию: мы все еще являемся союзной республикой, входим в состав одного государства и тем не менее заявляем о том, что Казахстан является суверенным государством. В самой Декларации прямо прописано: «Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе. Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза». Таким образом, мы впервые заявили о том, что являемся суверенным государством еще будучи союзной республикой.
Что такое суверенитет? Суверенитет складывается из основных элементов: это единство государственной власти, верховенство власти и независимость. При этом независимость является одним из основополагающих элементов понятия «суверенитет», то есть суверенитет охватывает более широкие аспекты, чем «независимость». Если добавить к этому возможность самостоятельно выступать субъектом на международной арене, устанавливать взаимоотношения с другими странами, иметь собственные вооруженные силы, свою территорию и государственный язык, становится очевидным, что все это впоследствии будет реализовано. Но сам по себе факт принятия Декларации о государственном суверенитете стал правовой основой, на которой начало развиваться наше государство – Республика Казахстан. Здесь следует отметить, что Декларация является тем правовым фундаментом, который впоследствии использовался для принятия Закона о государственной независимости, а затем и для Конституции 1993 года, а также действующей Конституции 1995 года. Таким образом, Декларация о государственном суверенитете – это тот основополагающий политико-правовой документ, приняв который, мы заложили основу для построения нашего суверенного независимого Казахстана.
– День Республики – это не только память о прошлом, но и возможность для размышления о будущем. На Ваш взгляд, как страна развивается в настоящее время, и каких успехов она добилась?
– Как я уже отметил, именно Декларация о государственном суверенитете послужила той правовой основой, на которой начало развиваться наше национальное законодательство. Важно понимать, что это не просто память о прошлом, а возможность построить Казахстан как независимое суверенное государство. Точка отчета в становлении суверенной и независимой государственности Республики Казахстан начинается с 25 октября 1990 года, со дня принятия Декларации о государственном суверенитете. В дальнейшем, основываясь на этой Декларации, был принят Закон о государственной независимости Республики Казахстан. Он был принят 16 декабря 1991 года, и этот закон уже принимается не Казахской ССР, а Республикой Казахстан как суверенным независимым государством. Во многом статьи Закона о государственной независимости являются продолжением тех положений, которые были закреплены в Декларации о государственном суверенитете. На основе этих двух документов – Декларации о государственном суверенитете и Закона о государственной независимости – была принята Конституция 1993 года. Кстати, в Законе о государственной независимости прямо указано, что этот закон, наряду с Декларацией о государственном суверенитете, служит основой для разработки новой Конституции республики. Следует отметить, что мы прошли достаточно большой путь, хотя в историческом плане он сравнительно небольшой, в построении суверенной демократической государственности. Тех успехов, которых мы сумели добиться, я не стану их все перечислять, они общеизвестны, включая то, что мы начали строить Новый Казахстан как справедливое государство. Все это стало возможным благодаря приобретению суверенитета, а суверенитет мы смогли достичь благодаря именно принятию Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР.
– Исторический экскурс показывает, как развивались события на политической арене, и как в целом шло официальное становление государства. За годы независимости наша страна заняла свое достойное, признанное мировым сообществом, место на мировой карте. Сможете дать оценку?
– Разумеется, современный Казахстан – это не то государство, которое складывалось в начале 1990-х годов. Сегодня мы признанное мировым сообществом государство. В экономическом отношении мы достигли значительных результатов. Благодаря авторитету нашего Президента, который является не просто профессиональным дипломатом, а человеком, занимавшим высокие должности, в том числе и в такой организации, как ООН, Казахстан сегодня признан во всем мире и реально обладает независимостью. Мы можем самостоятельно решать наши внешние вопросы без оглядки на какое-либо государство. Казахстан выступает полноценным субъектом в международных отношениях и является членом ООН и других авторитетных международных организаций. Нельзя не отметить, что за годы независимости наша страна зарекомендовала себя как надежный партнер в международных отношениях. Сегодня Казахстан – это открытое государство, и открытость возможна только там, где достаточно развиты демократические институты. Мы сотрудничаем со всеми странами, которые предлагают нам это сотрудничество в вопросах экономики, культуры, науки, образования и так далее. Таким образом, Казахстан, благодаря Декларации о государственном суверенитете, состоялся как самостоятельное государство. Сегодня можно с гордостью говорить, что Казахстан является авторитетным государством не только в Азиатском регионе, но и на карте мира.
– Одной из провозглашенных идей в Декларации о государственном суверенитете было возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка казахского этноса и других этносов Казахстана, укрепление национальной самобытности. Как живется другим этносам в Казахстане?
– Обратимся к нашей Конституции, которая запрещает дискриминацию по национальному, родовому, сословному, конфессиональному и религиозному признакам. Все граждане Казахстана равны, независимо от происхождения, цвета кожи или национальности. Казахстан уникален тем, что у нас существует Ассамблея народа Казахстана, подчеркивающая единство нации, а не разделение по этническому признаку. Демографическое разнообразие страны показывает, как представители сотен этносов могут мирно сосуществовать. Важно отметить, что в Казахстане нет языковой проблемы: казахский язык – государственный, а русский также используется в государственных органах. Это подтверждает интернациональный и демократичный характер нашего государства. Конституция также призывает граждан уважать традиции и обычаи нашего народа.
– Перед большими и знаковыми для страны праздниками принято подводить итоги. Какие они, по-Вашему?
– В нашей стране достигнуты значимые результаты в политико-правовой сфере. Курс на создание справедливого государства открыл возможности для развития демократических институтов и защиты прав граждан. Конституционная реформа 2022 года модернизировала политическую систему, расширив демократические возможности. Избирательная система теперь включает мажоритарную составляющую, а граждане могут обращаться в восстановленный Конституционный суд. Также ограничен срок пребывания Президента до одного семилетнего срока. Важным шагом стало закрепление за народом права на землю. Однако предстоит продолжить совершенствование законодательства в соответствии с мировыми стандартами.