Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Ерлан Аскарбеков: "Талантливый писатель должен быть беспощадным"

15.04.2023, 08:14
Ерлан Аскарбеков: "Талантливый писатель должен быть беспощадным"

Ерлан Аскарбеков — специалист в области PR и маркетинга, создатель литературного конкурса "Меценат". Занимается политическим и PR-консалтингом, проводит корпоративные тренинги. Это очень начитанный и образованный человек, а слушать то, как он рассуждает о литературе и будущем казахстанской культуры, — одно удовольствие. Так что теперь я делюсь этим удовольствием и с вами. Мы поговорили о нюансах и "внутренней кухне" литературной премии "Меценат", обсудили то, каким должен быть талантливый писатель, а также попытались выяснить, может ли журналист стать писателем — и наоборот.

Аскарбеков Ерлан Куанышевич родился в 1974 году в Караганде. Отучился на системного программиста в Карагандинском политехническом институте (ныне — Карагандинский государственный технический университет). В возрасте 22 лет Ерлан Аскарбеков выиграл в литературном конкурсе "Сорос-Казахстан-Дебют". А спустя два года талантливый юноша снял документальный фильм, сюжет которого повествует об эпидемии СПИД в Темиртау для конкурса "С камерой по Казахстану". Между прочим, этот фильм попал аж на шесть фестивалей!

В прошлом году в Казахстане была основана литературная премия "Меценат". Благодаря этому конкурсу десятки отечественных авторов получили возможность поделиться своим творчеством со всей страной. Главный приз, который составляет 500 долларов ежемесячно на пожизненной основе, выиграл Шархан Қазығұл с романом "Күлпет" — интервью с победителем уже появлялось на страницах нашей газеты. А теперь мы поговорили с основателем премии — Ерланом Аскарбековым, который рассказал нам, как появилась идея проведения первого подобного конкурса в истории Казахстана.

"Сублимация творческой энергии"

— Какую задачу Вы ставили перед собой, когда задумывали литературную премию "Меценат"? Насколько амбициозной была Ваша задумка?

— Главная задача — это подъем нашей культуры. Потому что именно формат романа является тем жанром, который "вытаскивает" за собой как сериалы, так и фильмы, а также и остальную литературу. Наверное, это достаточно амбициозные цели. Мы верим, что в Казахстане уже есть авторы, способные завоевать крупнейшие книжные рынки планеты, благодаря высочайшему качеству их текста. Это авторы, которые сейчас даже и не подозревают, что являются выдающимися писателями, а со временем они активизируются и проявятся.

— А как к Вам пришла идея создания этого конкурса?

— Вообще, идея конкурса возникла еще в 2003 году. Дело в том, что я сам выигрывал конкурс поэзии в 1996 году, также я участвовал в первом мастер-классе Ольги Марковой "Мусагет". И я, начав работать в корпоративном секторе, очень сильно переживал, что перегружен работой, что вдохновение покидает меня. Вот так я и придумал этот проект — наверное, как некую сублимацию творческой энергии. При этом у меня было желание помочь непосредственно самим авторам, поспособствовать развитию отечественной литературы.

— Не было ли у вас беспокойств по поводу того, что сначала в конкурс "Меценат" могут не поверить, даже обвинять его в предвзятости и субъективности?

— Что касается беспокойств, то я прекрасно понимал, что современный Казахстан во многих направлениях погряз в коррупции, кумовстве и непотизме, поэтому я представлял, что сходу, с самого начала мало кто поверит в нашу честность. Что успех проекта зависит именно от нашей борьбы за честное имя и репутацию. Зато мы знаем, что сейчас, после финала первого сезона, отношение писателей резко улучшилось.

— По каким критериям отбираются лучшие работы?

— Мы считаем, что лучшие работы, на самом деле, выбирают именно читатели. Мы фактически от концепции народного голосования переходим к концепции народного жюри. Мы верим, что читательский суд — самый строгий. Профессионального жюри, как такого, нет. Жюри обычно является источником конфликтов интересов, как открытых, так и неявных. Поэтому задача ридеров, то есть профессиональных филологов, — это проверить романы на соответствие формальным требованиям и выделить шорт-лист. Это нужно для того, чтобы читатели могли уже выбирать среди заведомо очень хороших работ.

— А в этом году конкурс будет проводиться? Он теперь на ежегодной основе?

— Да, это ежегодный конкурс, то есть "вечный проект". Сейчас проводится второй сезон. На данный момент у нас собрано уже 19 романов, а также зарегистрировался 51 автор. В прошлом году примерно половина из тех, кто зарегистрировался, подали свои работы на конкурс.

— В первом конкурсе участвовало 67 романов. Как Вы думаете, стоит ли ожидать увеличения количества участников в этом году?

— Мы не гонимся за количеством, для нас критично именно качество. Надеемся, что будет в районе пятидесяти, может быть, шестидесяти романов. У нас есть информация, что лучшие писатели страны — с самых разных городов — наконец-то приняли решение участвовать, что наш проект действительно разбудил очень многих. И, наконец-то, они посмотрели наше интервью, где мы с самого начала, почти все время говорим, что авторам сначала нужно написать первый вариант текста. А потом его надо переписывать-переписывать и сдавать готовую работу за несколько суток до дедлайна.

"Гении переписывали свои тексты десятки раз"

— Что для Вас "писательское мастерство"? Как бы Вы могли описать по-настоящему талантливого писателя?

— Это, наверное, самый важный вопрос. Конечно же, каждый по-своему понимает, что такое "талантливый писатель", и каждое мнение субъективное. Но лично для меня это человек, который в равной степени, одаренный, ведь, безусловно, нужны способности. И в точно такой же степени беспощадно трудолюбивый. Чем больше автор беспощаден к себе и к своему черновику, тем больше он себя любит. Еще раз повторяю, что гении переписывали свои тексты много десятков раз.

— Вы как-то сказали, что "если мы хотим удивить мир, то и с себя надо требовать по мировому стандарту". Как Вы можете описать этот мировой стандарт? Какими категориями нужно мыслить, чтобы его достичь?

— Мировой стандарт — это то, как работали величайшие гении всех времен. Гете, Шекспир, Сервантес, Данте. Эти авторы, безусловно, работали очень глубоко с описанием души человека. Эти авторы не ленились и не боялись погружаться, скажем так, всюду, куда только могло занести их воображение, их читатели и их персонажи. Эти люди никогда не шли на поводу у моды, они, наоборот, формировали моду — диктовали развитие мировой литературы. Еще можно сказать, что эти люди потому и стали интересными для абсолютно разных народов мира, потому что они смогли максимально подробно раскрыть национальные особенности своих персонажей.

— Пример первого в истории победителя премии "Меценат" Шархана Қазығұла — яркое доказательство того, что из журналиста может получиться писатель, причем первоклассный. Как Вы думаете, а в обратную сторону это работает?

— Да, Шархан Қазығұл известен прежде всего как журналист, но дело в том, что ранее он уже опубликовывал свои книги и эссе. Он всегда тяготел к хорошей литературе и мечтал о ней. Поэтому, безусловно, и писатель может стать журналистом, и журналист может стать писателем. Эти профессии, с одной стороны, смежные. С другой стороны — тот же Эрнест Хэмингуэй мог бы поддержать и сказать, что лучше бы силы, вложенные в журналистику, были бы отданы непосредственно самой литературе, написанию больших и главных текстов. Искусство владения словом крайне востребовано — что в пиаре, что в литературе, что в рекламном бизнесе. Сейчас SMM — обслуживание социальных сетей — точно так же поглощает многих одаренных людей. Это все возникает именно из-за противоречия между литературным талантом человека и необходимостью кормить семью. Это, в свою очередь, тоже повлияло на идею создания премии.

— Согласно требованиям проекта, произведение должно быть посвящено Казахстану от 1900 года до наших дней. Но обязательно ли роман-победитель должен соответствовать жанру реализма? Может ли выиграть премию роман, написанный в стиле постмодернизма, футуризма или вообще science fiction?

— На самой первой открывающей пресс-конференции мы как раз обсуждали то, что сам жанр романа может быть любой. Как говорил Вольтер, главное, чтобы не было скучного жанра. А вот хронотоп, по выражению Шкловского, как раз и должен быть внутри последних 120 лет. Но отрезок можно выбрать любой — и сто двадцать лет, и один день, и одна секунда. Поэтому роман вполне может быть и в жанре фантастики, и сказки, и притчи, и чего угодно еще. И по поводу места: хотя бы половина действия должна происходить в Казахстане. То есть это, в принципе, может быть история наших иммигрантов, гастарбайтеров, но хотя бы половина событий должна все-таки происходить в Казахстане — может, как флешбэки или как параллельное действие. Естественно, можно комбинировать в стиле постмодернизма разные временные пласты.

"Штурмовать вершину "Мецената"

— Давайте представим чисто гипотетически — будь Вы писателем, принимающим участие в этом конкурсе, о чем бы Вы написали? Какие темы волнуют Вас больше всего?

— Каждый автор пишет о том, что близко именно ему. Я бы писал, наверное, о личном. Еще бы я писал о бизнесе и о политике внутри Казахстана, и смешивал бы все эти темы вместе. То есть, конечно, меня волнуют именно те темы, с которыми связана моя жизнь. Говоря про бизнес, я имею в виду крупный корпоративный бизнес. Естественно, у каждого автора своя уникальная судьба, и свой набор тем, которые его волнуют.

— А какие темы Вас вдохновляют?

— Постоянно вдохновляющие темы — это наша ментальность с древних времен и далеко в будущее, и тема той силы, которая руководит нами. Та, что имеет разные названия, но для меня это Бог.

— Каков, по Вашему мнению, рецепт успеха современного автора? Чего писателям стоит остерегаться? А на что стоит обратить большее внимание?

— Конечно же, не пишите о том, что вы плохо знаете. Не стоит браться за какие-то грандиозные события, типа ковида или кантара, который произошел буквально совсем недавно. Ведь тогда было страшно много дезинформации, много путаницы и много фейков. Поэтому я не рекомендую писать на такие сложнейшие темы, если вы лично не находились в центре событий. Это относится практически ко всем писателям — я рекомендую вам писать именно о том, что вы знаете лучше всех. Если, скажем, вы работали официантом в ресторане — напишите роман об официантах. Если вы служили военным — опишите военную часть казахстанской армии. Если вы работаете на стройке — опишите стройку, но сделайте это лучше всех в мире. Постарайтесь написать такой роман, который по стилистике и по интересности будет превосходить все, что когда-либо было написано. Вот это, наверное, и есть рецепт успеха. Пиши то, о чем знаешь, и пиши лучше всех в мире.

— Чего бы Вы могли пожелать всем будущим участникам конкурса? Какой совет Вы бы могли им дать?

— Я желаю всем будущим участникам максимально хорошо подготовиться, верить в свою Звезду и не сдаваться. Нет никакого ограничения на количество попыток — то есть можно штурмовать вершину "Мецената" хоть всю жизнь, десятки лет, подавая каждый год по одному роману. Я советую обязательно пройти литературные курсы именно в Казахстане, то есть нужно поддерживать именно отечественные курсы. Мы готовим, кстати, интервью с авторами разных литературных курсов, и потом соберем хорошую статью со всеми координатами. Естественно, мы переведем ее на казахский язык и разместим на нашем сайте, как некую подсказку. Кроме того, мы постоянно — еще раз и еще раз — рекомендуем быть максимально беспощадными именно в процессе переписывания. Это не только создаст превосходный стиль, это прежде всего позволит вам очень сильно перерабатывать сам сюжет и персонажей. Какие-то персонажи "уменьшатся в размерах", какие-то поменяются, а какие-то вырастут. Даже сама ваша история может очень сильно поменяться — и структурно, и по настроению, и по жанру. Чем больше вы будете переделывать весь текст или какие-то его критические участки, тем большего совершенства вы достигнете.

Диана Тысымбаева, Астана

Новости партнеров
×