Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 480.55  533.75  5.36

Ерлан Каналимов: "Главная задача маслихата — сделать жизнь в столице комфортной и безопасной"

03.02.2024, 11:23
Ерлан Каналимов: "Главная задача маслихата — сделать жизнь в столице комфортной и безопасной"
Фото: Радмир Фахрутдинов

Астана — город, "растущий" не по дням, а по часам. Вместе с ростом населения увеличивается и количество объектов инфраструктуры: строятся школы, детсады, поликлиники, благоустраиваются дворы, скверы, парки, площади... Многие масштабные проекты, благодаря которым столица становится комфортнее и красивее, инициированы маслихатом Астаны. О них мы и говорили в Гостиной "Литера" с председателем столичного маслихата Ерланом Каналимовым.

— Ерлан Ермекович, какие задачи стоят перед столичным маслихатом?

— Главная задача — чтобы жизнь в главном городе страны была комфортной и безопасной. На этом и построена работа столичного маслихата. Для этого выстроено активное сотрудничество со всеми государственными органами и структурными подразделениями городского акимата. Одним из ярких примеров эффективного взаимодействия с местными исполнительными органами является наше участие в формировании бюджетных заявок от управлений акимата. Другими словами, мы сами определяем приоритетность распределения финансовых потоков. Все это происходит за 2–3 месяца до принятия бюджета. Члены четырех комиссий на постоянной основе запрашивают информацию от ревизионной комиссии о проведенных контрольных мероприятиях по вопросам исполнения городского бюджета. Всегда обсуждение тех или иных вопросов в части выделения денег идет очень активно, и встречи, на которые приглашаются акимы районов, заместители акима столицы, администраторы бюджетных программ, продолжаются по несколько часов. Многие из заявленных статей расходов отправляются на корректировку.

— Кстати, про бюджет. Вы уже утвердили бюджет этого года, как он выглядит? На что будут направлены средства?

— На сегодняшний день одним из актуальных вопросов является вопрос бюджетирования, его формирование и распределение. В этой связи нами была принята и успешно реализуется практика распределения бюджетных заявок от государственных органов до согласования и утверждения бюджетной комиссии, в состав которой входит непосредственно председатель маслихата. До рассмотрения вопросов бюджета, за 2–3 месяца начинаем рассматривать бюджетные заявки, самостоятельно определять приоритетные направления расходов и вырабатывать эффективные предложения по финансированию. Большая работа депутатами маслихата была проведена при обсуждении бюджета на ближайшие три года. Работа по подготовке и обсуждению проекта бюджета велась на протяжении двух месяцев. В нем были учтены все аспекты развития города. В ходе его подготовки мы впервые с учетом приоритетных направлений расходов выработали эффективные предложения по распределению финансирования на завершение строительства детских садов, социального жилья, поликлиник, дворцов школьников, подстанций скорой помощи и многого другого. Финансирование направили и на реализацию мероприятий, предусматривающих борьбу с наркоманией, профилактику буллинга и суицидов. Я могу с уверенностью сказать, что главный финансовый документ столицы — социально ориентирован.

— Каким образом распределяете приоритетность направлений, которые надо в обязательном порядке закладывать в бюджет?

— В этих вопросах мы во главу угла ставим запросы горожан. Во время проведения личных приемов граждан, прямых эфиров в социальных сетях мы слышим те или иные запросы по благоустройству города. Поэтому стараемся, чтобы пожелания и наказы астанчан не оставались без внимания. Кроме того, есть выборные обещания наших одномандатных депутатов, которые надо выполнять, есть партийные обязательства — это дорожные карты по разным направлениям.
Много вопросов поступает через службу "iKomek", которые либо решаются в экстренном порядке, либо закладываются в будущие проекты. На сайте маслихата опубликованы ватсап-номера депутатов, куда горожане могут оперативно скидывать свои вопросы и проблемы.

— Во все времена самой эффективной обратной связью были приемы граждан, так сказать, разговор глаза в глаза. Не заменили ли электронные обращения эту живую связь?

— Прием граждан — одна из наших основных задач. Мы не только не отменили, а, наоборот, сделали их еще более частыми. С начала работы 8-го созыва действует общественная приемная маслихата. Каждый депутат обязан в период своих полномочий принимать граждан по специальному графику. В целом каждый одномандатный депутат проводит три приема — у себя в округе, в общественной приемной партии, откуда он был выдвинут, и третий прием — в общественной приемной маслихата. Один раз в месяц депутат также проводит прием граждан своего округа.

— Каков топ-5 проблем Астаны?

— Общественный транспорт, ЖКХ, благоустройство (сюда относятся санитария, озеленение, освещение), социальная сфера и жилые массивы.

— Кстати, заметила, что в прошлом году большой объем работ был проведен именно на окраинах города — появились уютные скверы с современным дизайном, футбольные площадки для детворы...

— В Астане 16 жилых массивов, в которых проживают порядка 300 тысяч человек, практически одна пятая часть от населения столицы. Эти так называемые окраины в последние годы находятся под нашим постоянным вниманием. С гордостью могу сказать, что маслихат совместно с акиматом города осуществил большой объем работ, чего не делалось за 20 лет. Это и освещение, и дороги, и канализация, и благоустройство. В этом году начинается строительство комфортных школ — так вот, 5 из них будут в жилых массивах.
В центре города средний житель получает 36 видов социально-бытовых услуг. То есть, когда в шаговой доступности находятся салон красоты, аптека, автомойка, кинотеатр, базары, ТРЦ и другие объекты. Это мировой стандарт в рамках городской урбанистики. Так вот, мы промониторили — на окраинах в 2018 году жильцы получали 7 видов услуг, а сегодня — 16. Но и этого мало, поэтому мы работаем дальше.
Начали разрабатывать комплексный план развития жилых массивов на ближайшие 3 года. Учтем все предложения и замечания жителей, в основном они касаются водоснабжения, канализации и газификации.

— Другими словами, депутатов столичного маслихата можно назвать "слышащими"?

— Для депутатов столичного маслихата крайне важно поддерживать высокий уровень открытости и прозрачности в ходе взаимодействия с нашими избирателями. Приведу такие цифры: за неполный год от горожан поступило почти 800 обращений. Проведено более 400 приемов граждан, принято около 2 000 человек. Доступ к информации о деятельности маслихатов для общества очень широкий. Все наши заседания и сессии маслихата проводятся в режиме прямого эфира.

В августе прошлого года нами был разработан и утвержден соответствующий медиаплан для каждого депутата, исполнение которого необходимо для информирования жителей столицы о проделанной работе. На основании этого документа в том числе будут составляться рейтинги депутатов. Медиаплан состоит из трех блоков: "Партийная деятельность", "Депутатская деятельность" и "Информационное сопровождение". Теперь мы видим, кто активно работает, принимает участие в сессиях и выездных совещаниях. Результаты планируем публиковать в открытом доступе. Поэтому каждому депутату следует понимать, что если народ не будет им доволен, то сможет отозвать мандат.
Кроме того, мы вместе с акимом города Женисом Касымбеком активно встречаемся с активистами, общественниками, своими избирателями. Затем разрабатываем конкретные планы действий.
Средний возраст наших депутатов 35–36 лет, это реально работающие люди, понимающие чаяния народа, никто из них не равнодушен к проблемам города. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить своих коллег за эффективную плодотворную работу.

— Примером Ваших слов можно назвать то, что депутатский корпус столицы занял принципиальную позицию по теме налогообложения субъектов МСБ, и уже есть результаты эффективной работы?

— На прошлой неделе перечень видов деятельности (ОКЭД), который предусматривает применение специального режима розничного налога, был увеличен со 190 до 364 видов деятельности. В прошлом году для поддержки субъектов МСБ депутаты столичного маслихата своим решением снизили эту ставку с 4 до 3%. Это решение не только содействовало укреплению экономического потенциала нашего региона, но и позволяет вывести бизнес из тени. Многим субъектам бизнеса это позволило сократить расходы на налоги и инвестировать свои средства в развитие бизнеса, а это новые рабочие места и качество предоставляемых услуг.
В целом перечень видов оказываемых услуг нареканий не вызывает, однако в него были включены и те, кто по роду деятельности и по получаемой прибыли не должны были попасть в этот список. Мной было предложено создать рабочую группу, в состав которой включили депутатов маслихата, представителей департамента государственных доходов и Палаты предпринимателей. Они займутся корректировкой перечня. В противном случае мы рискуем столкнуться с недополучением денег в городской бюджет. На прошлой неделе, на одном из заседаний, было принято решение рассмотреть возможность открытия в каждом из пяти районов Астаны мини-центров поддержки предпринимателей, где они смогут в одном месте получить ряд необходимых услуг, консультации по сдаче налоговых деклараций и отчетностей, а также по кредитам и госпрограммам.

— В этом году столичному маслихату исполняется 30 лет, из которых почти год — это работа 8-го созыва. Многое ли удалось решить с момента получения депутатских мандатов?

— Сегодня могу с уверенностью сказать, что большую часть поднимаемых вопросов нам удалось решить, другие же находятся на особом контроле у депутатов. Мы постоянно держим на контроле ход строительства всех социальных объектов, проверяем их оснащенность, выезжаем на места строительства. Кстати, за первый год работы 8-го созыва мы провели более 200 выездных совещаний, на которых мы видим, что называется, "вживую" проблемные вопросы.

Многие из них, касающиеся социальной сферы, решались депутатами в ходе выездных заседаний на базе Генплана, чтобы в режиме реального времени внести пожелания горожан в Генеральный план Астаны. Известно, что первоначальные прогнозы относительно роста населения столицы оказались неактуальными, в связи с этим документ претерпел значительные изменения. В итоге Генеральный план был принят и утвержден.

По инициативе депутатов столичного маслихата была увеличена сумма жилищных сертификатов с одного до полутора миллионов тенге, расширена категория их получателей. Утверждено решение об увеличении количества лечебно-оздоровительных учреждений до пяти. С начала 2024 года планируется повышение единовременных выплат ко Дню лиц с инвалидностью. Он составит 69 тысяч тенге для лиц с инвалидностью I группы, 34,5 тысячи тенге для II группы и 17 250 тенге для III группы. Инициирован вопрос строительства медицинского корпуса на территории реабилитационного центра для престарелых, инвалидов и детей с ограниченными возможностями, расположенного в Бурабайском районе. Принято и поддержано решение охватить в 2024 году услугами зубопротезирования и санации 3 400 человек со средней стоимостью услуги на одного человека 204 тысячи тенге, с применением гибкого протеза.

Совместно с акиматом были разработаны и реализованы ряд комплексных планов развития на ближайшие 3 года в различных сферах. К примеру, Комплексный план развития системы здравоохранения, в рамках которого мы выделили средства на капитальный ремонт медицинских объектов, в которых ремонт не проводился с момента их постройки. Было приобретено необходимое современное оборудование, поддержаны увеличение зарплат и других выплат людям в белых халатах. Буквально в конце прошлого года свои двери для горожан распахнули обновленные корпуса нескольких поликлиник и городских больниц.
С начала работы 8-го созыва разработан и начал реализовываться План мероприятий по борьбе с преступностью, обеспечению общественного порядка и безопасности в столице на 2023–2025 годы, предусматривающий приобретение необходимого автотранспорта, оборудования для оперативного определения наркотических веществ; строительство участковых и модульных пунктов полиции; установку камер видеонаблюдения; ремонт спортивного комплекса для стражей порядка и многое другое.

Успешно реализуется подобный план с департаментом ЧС. Мы понимаем, что для пожарной безопасности в столице, которая застроена небоскребами, необходима специальная техника, для личного состава необходимы обмундирование и оборудование. Необходимо строительство современных пожарных депо в жилых массивах столицы, у нас их насчитывается 16, и многие из них нуждаются в оперативном прибытии спасателей в случае пожаров. Мы провели капитальный ремонт во всех старых пожарных частях, в том числе и за счет депутатов — руководителей строительных компаний. С их помощью построили несколько пунктов полиции по западным стандартам. Кстати, мы с коллегами посетили Актюбинскую область, где некоторое время назад приступили к строительству недорогих модулей пожарных частей. Они строятся в формате ангарно-каркасного типа, отличающегося более низкой стоимостью по сравнению с нашими пожарными частями. Комплекс предусматривает: учебную башню, спортивную площадку, АЗС, резервуар для воды, КПП, ангары для спецтехники и многое другое. В будущем будем строить и устанавливать такие же типовые строения в жилых массивах Астаны. Пожарные депо полностью подходят под наши климатические условия и требования столичных спасателей. В настоящее время в столице функционируют 12 пожарных частей, есть острая необходимость в возведении еще 18. С учетом текущих практик и роста населения в городе такой шаг кажется необходимым для соответствия нормативам и обеспечения безопасности. Не забываем мы и о социальной составляющей наших спасателей — поддержали выделение сертификатов на приобретение жилья, их дети отдыхают в лагерях во время каникул и многое другое.

Активно работаем с нашими аксакалами. Для улучшения условий проживающих в Астане людей старшего поколения до 2025 года нами разработан План-мероприятие "Активное долголетие". Программный документ предусматривает: оказание бесплатной юридической помощи, повышение финансовой грамотности, проведение благотворительных акций, выставок-продаж, ярмарок продукции, произведенной руками пенсионеров, ярмарок-вакансий, открытие специальных медицинских кабинетов в поликлиниках и многое другое. Реализация этого плана идет активно. Мы всегда на связи с руководителями советов ветеранов и держим на контроле его исполнение. Кстати, за небольшой период работы 7-го созыва нами была оказана благотворительная помощь нуждающимся на сумму, превышающую два миллиарда тенге. Возвращаясь к теме совместных планов мероприятий, отмечу, что такие же программные документы разрабатываются с Управлением спорта и физической культуры, а также образования и культуры. В этом месяце они должны быть утверждены.
И это еще не весь список задач, которые стоят перед местными властями и маслихатом в том числе.

— Как Вы охарактеризуете нынешний состав столичного маслихата?

— Наш город растет стремительными темпами, увеличивается ввод жилья, строительство социальных, культурных и спортивных объектов. Увеличивается и численность населения Астаны, здесь проживает более 1,3 миллиона человек. В связи с этим в ходе избирательного процесса выборов в Мажилис и маслихаты было принято решение увеличить состав депутатов столичного маслихата до 34 человек. Из 17 депутатов, избранных по партийным спискам: 12 мандатов у партии AMANAT, по одному у партии "НПК" и Казахстанской партии "зеленых" "Байтақ", три мандата у партии "Ақ Жол". 17 депутатов избраны по одномандатным избирательным округам. В составе маслихата нового созыва 25 мужчин и 9 женщин. Самому молодому депутату — 23 года, самому старшему — 63 года. Средний возраст депутатов — 46 лет.

Прошлогодние выборы в маслихат были интересны тем, что проходили они и по одномандатным округам. Именно жителям тех округов уделяется особое внимание. Депутаты, избранные ими, разработали дорожные карты по решению проблемных вопросов, предложений и наказов. Все они были собраны тогда еще кандидатами в депутаты в ходе избирательного процесса. Здесь хотелось бы отметить, что на сегодняшний день почти 40% вопросов было решено в течение одного года. В нынешнем году все вопросы Дорожной карты будут закрыты, кроме некоторых системных проблем. Каждый из депутатов, несомненно, отстаивает интересы жителей своих округов.

Депутаты маслихата — люди разных профессий, есть врачи, педагоги, строители, бизнесмены. Вы знаете, что маслихат — это коллегиальный орган. У нас есть взаимодополнение, каждый депутат является специалистом в своей сфере деятельности и постоянно проходит обучение по вопросам, касающимся других сфер жизнедеятельности.

— Ерлан Ермекович, Вы являетесь активным партийцем, скажите, какие проекты AMANAT считаете наиболее жизнеспособными, эффективными?

— Все партийные и национальные проекты важные и нужные. Радует, что с каждым годом их число растет. Будучи первым заместителем председателя столичного филиала тогда еще партии "Нур Отан", мы одними из первых дали старт акции "Соберем ребенка в школу" в рамках национального проекта "Бақытты отбасы". Вручали ноутбуки, планшеты, канцелярские товары и многое другое для тысяч детей из многодетных и малообеспеченных семей.

Буквально недавно мы посетили первый в столице книжный магазин, открытый в рамках проекта "Кітап AMANAT". Главная цель проекта — повышение интереса к отечественной литературе, поддержка казахстанских авторов и книгоиздателей. Безусловно, такие проекты нуждаются в нашей поддержке. 

— Известно, что партия большинства в маслихате — AMANAT. Чем заняты партийцы в маслихате?

— Во время проведения выборов в Мажилис и маслихаты нами была разработана предвыборная программа столичного филиала партии AMANAT на ближайшие 5 лет. Как и раньше, программный документ был создан на основе наказов избирателей, а также комплексной "карты рисков", где собраны основные проблемные вопросы столицы, в том числе жилых массивов, это те вопросы, которые сегодня вызывают социальное напряжение среди населения. В первую очередь нами был составлен план мероприятий по вопросам, озвученным на встречах с населением. В основном, это коммунально-бытовые вопросы: работа общественного транспорта, благоустройство, озеленение, вывоз мусора и так далее. То есть жители Астаны хотят комфортной среды обитания и проживания. В этом программном документе были намечены пути их решения. В ближайшие 5 лет основной задачей депутатской фракции AMANAT в маслихате будет именно контроль и содействие в ее исполнении. Каждый из членов фракции закреплен за одним из направлений Дорожной карты, по принципу професси й депутатов.

— Вы активный пользователь социальных сетей. В чем их плюсы и минусы?

— Социальные сети позволяют открыто показывать работу, узнавать мнение читателей из комментариев. Но есть один недостаток социальных сетей — в погоне за оперативностью пользователи часто выхватывают из общего контекста какой-то фрагмент, и в итоге до читателя доходит искаженная информация.

— Кстати, не могу не спросить Вашего мнения относительно высказывания одного из депутатов столичного маслихата, что Астана не резиновая и пора, образно говоря, закрывать город для приезжих...

— Это как раз тот случай, когда основная мысль была неверно донесена до населения. Речь идет, во-первых, об обеспечении безопасности. В этом плане депутаты маслихата считают необходимым вновь вернуть на въезды в столицу посты "Рубеж", которые курируют правоохранительные органы. Во-вторых, мы говорим о трудовой миграции иностранных граждан. Трудовые мигранты приезжают на те специальности, которые могут занимать и наши соотечественники. У нас достаточно своих кадров, поэтому следует придерживаться мировой практики — приглашать тех специалистов и на те вакансии, где нехватка своих кадров. Приведу пример — 15 лет назад в Астане было 25 тысяч человек иностранной рабочей силы. В прошлом году мы дали квоту всего на 1 250 человек.
Мы не можем запретить казахстанцам мигрировать по стране — каждый ищет там, где ему комфортно. Но в целях безопасности наших граждан мы должны принимать ограничительные меры в части незаконной миграции.

Постановка вопроса была такой, но в прессе муссируется лишь небольшой фрагмент выступления про блокпосты. Поэтому любую информацию надо тщательно перепроверять, для этого есть аккаунты маслихата, сайт.

— Благодарю Вас за содержательную беседу. Астана — наш общий город, и действительно хочется, чтобы он процветал и становился еще более комфортным, уютным, безопасным.

Миргуль Джилкишинова, Астана

Новости партнеров
×