Если для кого-то аль-Фараби – Второй Учитель, то для нашего народа он может и должен стать Первым Учителем!
Об этом в нескольких тезисах средневекового мыслителя акцентирует внимание читателей, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Айдар Амребаев.
2020 год объявлен Президентом К.К. Токаевым Годом празднования 1150-летия Абу Насра аль-Фараби. Это решение – не просто формальная дань истории, оно имеет важное значение в плане ориентации нашей духовной культуры на высокие ее образцы.
Аль-Фараби с моей точки зрения – это одна из величайших вершин нашей традиции национального самосознания, блестящий образец наличия у нашего народа развитой профессиональной философской культуры. В современных условиях «растерянности мировой философии» понять происходящие с человечеством изменения аль-Фараби – это путеводная звезда, засиявшая не только на небосклоне арабо-мусульманской культуры средневековья, но и прекрасный ориентир для нас, людей XXI века. Его гениальные труды не имеют границ ни во времени, ни в пространстве, а как наш соотечественник (появившийся на свет на территории нынешнего Казахстана) он может стать «духовным светочем» нашего народа и сегодня!
Хотел бы привести несколько суждений относительно важных для нас вопросов сегодняшнего дня.
Так, в трактате «О взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби останавливается на качествах главы добродетельного города, которого он называет имамом: «Человек который ни одному из людей не подвластен… Он глава добродетельного народа»… Таким человеком может стать только тот, кто соединит в себе 12 врожденных природных качеств.
«Человек должен иметь, во-первых, абсолютно совершенные органы». Речь идет об физически и психически абсолютно здоровом человеке.
Во-вторых, он должен «уметь от природы отлично понимать и представлять себе все, что ему говорится, осмысливая сказанное ему в соответствии с тем, что имеет в виду говорящий, и с тем, как обстоят дела сами по себе». Это важная способность объективно оценивать ситуацию, не попадая под чье-либо влияние или имея искаженное представление о действительности.
Третье свойство добродетельного властителя – это способность «хорошо сохранять в памяти все, что он понимает, видит, слышит и воспринимает, не забывая из всего этого почти ничего».
Четвертое качество – это обладание «умом проницательным и прозорливым, таким, чтобы, заметив малейший признак какой-либо вещи, он мог бы быстро схватить то, на что этот признак указывает». Это способность к аналитическому мышлению, в котором важным является делать правильные выводы.
В-пятых, добродетельный правитель должен «обладать выразительным слогом и уметь излагать с полной ясностью все то, что он задумает». Это непременное ораторское искусство, которое во времена аль-Фараби считалось важнейшим проявлением самостоятельного ума властителя.
В-шестых, такой человек должен «иметь любовь к обучению и познанию, достигая это легко, не испытывая ни усталости от обучения, ни мук от сопряженного с этим труда». Данное свойство постоянно работать над собой оберегает человека от «застоя мысли» и позволяет по достоинству оценивать труд других людей.
Седьмое качество требует «быть воздержанным в еде, в употреблении напитков и в совокуплении, от природы избегать игру и испытывать отвращение к возникающим из нее удовольствиям». Это серьезный моральный ограничитель, через «сито» которого должен пройти каждый, кто посвящает свою жизнь другим, а не удовлетворению только своих потребностей.
Восьмое свойство заключается в том, чтобы «любить правду и ее поборников, ненавидеть ложь и тех, кто прибегает к ней». Данное принципиальное требование является условием безошибочной оценки реальности и способности следовать Истине в своих поступках.
Девятое качество требует от правителя «обладать гордой душой и дорожить честью: его душа от природы должна быть выше всех низких дел и от природы же стремиться к деяниям возвышенным». Это свойство благородного человека. В казахской и общетюркской традиции означает чистоту и высоту помыслов личности – тектілік, способность следовать пути чести и достоинства в любой ситуации.
Десятое – предполагает «презирать дирхемы, динары и прочие атрибуты мирской жизни». Речь здесь идет о том, что человек, взявший на себя ответственность за других людей, не может быть корыстным, с низменными стяжательскими стремлениями к личному обогащению.
Одиннадцатое свойство правителя – это «любить от природы справедливость и ее поборников, ненавидеть несправедливость и тиранию и тех, от кого они исходят; быть справедливым по отношению к своим людям и к чужим, побуждать к справедливости и возмещать убытки жертве несправедливости, представляя всем то, что он полагает добрым и прекрасным». Это способность считаться с мнением окружающих людей, жить нуждами и чаяниями простого народа вне каких-либо привилегий лично для себя, принимать решения на основе гармонии интересов большинства.
Двенадцатое требование к правителю – это «быть совершенно непреклонным перед всякой несправедливостью и низостью; проявлять решительность при совершении того, что он считает необходимым, и быть при этом смелым, отважным, не знать страха и малодушия». Данное качество должно быть присуще политикам, обладающим сильной волей для осуществления своих идей, отстаивания своих моральных принципов и защиты интересов народа.
Совмещение всех этих свойств в одном человеке – это достаточно трудное явление. Аль-Фараби пишет, что «люди, одаренные подобной природой, встречаются редко и составляют лишь меньшинство». В этой связи интересным является суждение Аристотеля Востока (как его иногда называют) о втором главе добродетельного города, то есть человеке, который может прийти ему на смену. Это замечание любопытно для нашей современной ситуации, связанной с транзитом, поскольку представляет взгляд мыслителя на процесс преемственности власти от правителя своему преемнику. Он считает, что «второй» правитель должен удовлетворять следующим врожденным свойствам:
«Первое – быть мудрым». Это довольно сложное свойство личности, являющееся на протяжении многих веков философской истории человечества предметом глубоких размышлений и споров. Но все же отмечу два неотъемлемых качества мудрого человека: это проницательность и совестливость, способность совершать поступки, соответствующие высокому назначению Человека.
«Второе – быть знающим, хранящим в памяти законы, правила и обычаи, установленные для города первыми имамами, и следовать им во всех своих действиях». Данное требование чрезвычайно важно в процессе преемственности власти. Оно обеспечивает, по идее мыслителя, планомерный и эволюционный характер системы управления добродетельного города.
«Третье – проявлять изобретательность в том, относительно чего не сохранилось от его предшественников соответствующего закона». Это положение предоставляет второму властителю право творческого подхода к наследию предшественника, возможность инициировать законы и принципы организации управления, дополняющие систему власти, созданную первым правителем.
«Четвертое – обладать проницательностью и догадливостью, позволяющими ему познавать в любое время как существующее положение вещей, так и будущие события, каковы не могли быть угаданы первыми имамами; в действиях же этих своих он должен ставить своей целью улучшение благосостояния города». Данный подход дает возможность последователю первого правителя, исходя из новых реалий, вносить определенные коррективы в систему управления с целью ее совершенствования в интересах большинства.
«Пятое – уметь словом своим направлять людей к исполнению законов первых имамов и тех законов, которые он создал после них, следуя их примеру». Это качество позволит убедить соратников в последовательности гармоничных изменений и неизменности цели улучшения жизни жителей добродетельного города.
«Шестое – обладать телесной силой, необходимой для ведения военных дел, знать при этом военное искусство – как искусство служебное и как искусство управления». Данный пункт настаивает на наличии политической воли и реальных полномочий для осуществления необходимых преобразований в интересах общества.
Таким образом, эти идеи аль-Фараби, высказанные много веков назад и в сегодняшней политической реальности обладают значительным конструктивным заделом и глубоким смыслом, проверенным временем.
В заключение хотел бы также вспомнить о том, что средневековый мыслитель, классифицируя города от добродетельного до невежественного, специальное внимание обращает на то, что особо несчастливы жители безнравственного города, которые, зная, что есть счастье, не стремятся к его реализации, и в связи с этим намеренно осуществляют безнравственные поступки. Это худший из возможных выборов свободного человека…
В этой связи считаю, что мысли Абу Насра аль-Фараби как никогда актуальны для нашего народа сегодня и их следует изучать вновь и вновь, распространяя в нашем общественном сознании свет добра и гармонии.