Мероприятие длилось три дня.
Иллюстративное фото/Pixabay.com
В Семее продолжается череда культурных мероприятий, посвященных 180-летию со дня рождения Абая Кунанбаева. Одним из ярких событий юбилейной программы стал этнопоказ мод “Абай рухы”, передает Liter.kz.
Модный показ был направлен на художественное осмысление и современную интерпретацию культурного наследия казахского народа. С помощью моды, вобравшей в себя лучшие ткани и национальные орнаменты, дизайнеры стремились показать культурную самобытность через призму времени, сделать ее актуальной и близкой для каждого поколения. Этнопоказ был организован в трех тематических направлениях, каждое из которых было посвящено определенной теме.
Первый день прошел под эгидой “Абай – источник вдохновения”, в ходе которого зрителям представили коллекции, стилизованные под одежду XIX века, эпоху жизни и творчества Абая. Демонстрация сопровождалась чтением стихов поэта и исполнением кюев, создавая атмосферу полного погружения в исторический и духовный контекст. Мода стала продолжением искусства того времени – ярким и смелым отражением внутреннего мира казахского народа.
Второй день был обозначен, как “Казахский стиль в современном формате”. Это направление объединило национальные элементы с городским стилем. Модели демонстрировали одежду, в которой традиционные узоры органично сочетались с современными силуэтами и фактурами. Так, урбанистическая мода легко приобрела этнический акцент, а традиционный орнамент – совершенно новое звучание. Такая подача, пожалуй, особенно близка молодому поколению, стремящемуся сохранить связь с корнями, но не отказываясь от актуальных трендов.
Заключительным днем стало “Наследие – путь в будущее”, ориентированным на перспективу развития этнической моды в Казахстане. Свои коллекции представили дизайнеры, работающие не только в этническом направлении, но и использующие в своих трудах инновационные экологичные материалы. Особое внимание было уделено функциональности одежды и минимализму в ее оформлении. Это стало попыткой найти баланс между уважением к традициям и необходимостью шагать в ногу со временем, популяризируя казахстанскую культуру.
Стоит отметить, что проект собрал дизайнеров из разных городов страны, в том числе Астаны, Алматы, Караганды и Усть-Каменогорска. Участие также приняли мастера из Кыргызстана, представившие современные интерпретации этнического стиля. Как отметила организатор модного показала Ботагоз Нуржанкызы, это поспособствует обмену опытом в творческой среде.
“Важно продвигать этническое направление в моде и стиле. В последнее время интерес к национальной одежде в Казахстане значительно возрос. Это не просто эстетическое влечение, а осознанное стремление выразить свою идентичность. Радует, что молодые люди так проявляют свою глубокую связь с историей и культурой. Проект “Абай рухы” отражает этот внутренний сдвиг, а национальный костюм становится актуальным и узнаваемым”, – поделилась Ботагоз Нуржанкызы.
Казахская национальная одежда стала важной частью исторического самосознания народа Казахстана. К примеру, ее структура и отделка, материалы и цветовая гамма несут в себе информацию о социальном положении, семейном статусе, возрасте и даже профессии человека, который в нее облачен. Особенно подобные детали выражены в женской национальной одежде, которая в разные периоды жизни женщины имела свои отличительные нюансы.
Интересно, что в основе традиционной одежды находятся разнообразные ткани – сукно, войлок, кожа, мех, а для праздничных комплектов – парча, бархат и шелк. Богатая вышивка, тесьма и орнаменты – эти элементы присутствуют практически во всех комплектах. Несмотря на наличие региональных различий, национальная одежда все равно остается узнаваемой, выполненной в едином стиле.
Современные отечественные дизайнеры стремятся сохранить эту основу, лишь дополняя ее актуальными деталями и осваивая интересные подходы. По их мнению, национальная одежда не должна быть только достоянием музеев или праздничных мероприятий, а интегрироваться в повседневную жизнь, становясь частью городской моды. Минувший показ мод стал не просто демонстрацией дизайнерских работ, но и попыткой достичь этой цели.
Проект подчеркнул, что духовное наследие Абая – не только философские тексты, но и те ценности, что воплощаются в образе жизни и эстетики народа всего Казахстана. И мода стала одним из выразительных средств для такого прочтения. Этнопоказ стал значимой частью не просто юбилейной даты, но и большого культурного разговора, который продолжается в новом формате – теперь на подиуме, в ярких тканях и в диалоге со зрителем.