Финансовая система Казахстана – фундамент отечественной экономики
Одним из столпов начальной политики независимого Казахстана стало формирование собственной финансовой системы. Конкретными же инструментами достижения этой цели были начало либеральных экономических реформ и утверждение принципов рыночного регулирования, введение собственной национальной валюты, реформирование банковской системы страны. Безусловно, началом всех этих процессов также стало создание центрального финансового института – Национального банка Республики Казахстан, ставшего регулятором в банковской системе и центральным звеном денежной политики государства.
В данном материале главный банк страны совершает исторический экскурс в период становления финансовой системы Казахстана.
ТЕНГЕ – СИМВОЛ НЕЗАВИСИМОСТИ
Введение национальной валюты сегодня справедливо отождествляется с казахстанским Днем финансиста. Сложно переоценить важность введения собственной национальной валюты для истории и становления молодого государства. Тенге стал одним из атрибутов и символов независимости Казахстана. Это историческое событие неразрывно связано с именем Первого Президента Казахстана –Елбасы Нурсултана Назарбаева.
После развала СССР и выхода из рублевой зоны выпуск собственных денег стал жизненной необходимостью для дальнейшего развития страны. События того времени требовали от руководства государства выверенных и последовательных решений.
Вопрос введения собственной валюты начал обсуждаться еще до обретения независимости, в 1990 году. На тот период это решение не было однозначным – сохранение рублевой зоны, равно как и введение собственной валюты, имело свои плюсы и минусы. Основным плюсом рублевой зоны было сохранение экономических связей, плюсом собственной валюты – обретение реального суверенитета.
Введению тенге предшествовала непростая экономическая ситуация. В 1991 году Казахстан начал экономические реформы по переходу на рыночную экономику. Это происходило на фоне экономического кризиса, который наблюдался на всем постсоветском пространстве: объемы производства падали, росла безработица, инфляция увеличивалась стремительными темпами.
В начале 1992 года Первый Президент страны издал секретный указ о подготовке собственной национальной валюты. За короткое время была создана специальная группа, состоящая из представителей Администрации Президента, Правительства, экспертов Министерства финансов и Центрального банка. Их регулярные встречи проходили за закрытыми дверями: разрабатывались методики и механизмы введения нацвалюты, решались организационно-технические задачи, обсуждался дизайн монет и купюр. Собственная национальная валюта являлась одним из основных критериев развития рыночных отношений и экономической независимости страны.
12 ноября 1993 года вышел Указ Президента «О введении национальной валюты Республики Казахстан», а 15 ноября 1993 года Национальный Банк ввел в обращение первые тенге. После этого главный банк страны смог реально осуществлять самостоятельную монетарную политику. На начальном этапе перед Национальным Банком стояла задача стабилизировать инфляцию, которая в 1993 году достигла 2 165%. В результате проведенные под руководством Елбасы структурные реформы по переходу от плановой экономики к рыночным отношениям способствовали стабилизации инфляции.
После ввода нацвалюты Нацбанк Казахстана в достаточно сжатые сроки провел масштабную и успешную работу в области разработки и практического применения законодательной базы регулирования и надзора за функционированием финансового рынка, построения современной финансовой системы, установления и обеспечения полноценной работы платежных систем в стране, обеспечения валютного регулирования и контроля.
Сегодня тенге полностью выполняет все основные функции денег: как мера стоимости, средство платежа, накопления и обращения, а также в определенной степени является визитной карточкой всего государства. Наша национальная валюта имеет единый ряд, общую концепцию и дизайн, которые вбирают в себя понятия как художественного, так и технологического характера. Тенге признана экспертным сообществом как одна из наиболее защищенных и красивых банкнот мира.
СУВЕРЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Одной из важных деталей в картине 90-х годов было появление казахстанских коммерческих банков. Именно банки второго уровня должны были стать источником финансовых ресурсов для роста экономики, и Первый Президент поставил перед НБРК конкретные задачи по развитию всей финансовой системы.
Начало 90-х годов в Казахстане характеризовалось стремительным ростом численности различных финансовых организаций – только коммерческих банков насчитывалось более 200. Впоследствии многие из них оказались финансово несостоятельными.
На тот момент со стороны регулятора действовала система низкого контроля банковского сектора, применялись достаточно мягкие требования к процедуре создания, лицензирования и размерам уставного капитала банков. В результате в 1991 году в Казахстане начался процесс широкого реформирования и реорганизации финансово-банковской системы для макроэкономической стабилизации и создания предпосылок для экономического роста.
Ранее в том же году был принят Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», что по сути ознаменовало начало развития банковской системы. Практически в период с 1991 по 1993 годы государство провело первые преобразования – Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Казахстана с областными управлениями и отделениями.
В сентябре 1994 года в целях укрепления и дальнейшего роста банковского сектора, а также перехода банков второго уровня к международным стандартам было установлено требование по поэтапному достижению банками международных стандартов (в части достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, ведения бухгалтерского учета), а в 1995 году была внедрена система гарантирования депозитов.
15 февраля 1995 года Постановлением Президента была утверждена первая Программа реформирования банковской системы. Нацбанк делегировал функцию кредитования экономики банкам второго уровня для обеспечения кредитования экономики за счет привлекаемых для этого сбережений населения, свободных средств корпоративного сектора и внешних займов.
Сам же НБРК принял характерные для центральных банков функции: кредитование банков второго уровня преи-мущественно в целях поддержания их ликвидности, кредитование Правительства и в целом денежно-кредитное и валютное регулирование. Проводилась работа по развитию методологической базы банковского надзора: формирование специальных резервов (провизий) на покрытие безнадежных и сомнительных долгов, по новому порядку открытия банков, лицензирование банковских операций, изменение порядка ликвидации банков и ведение банками открытой валютной позиции.
Реформы того периода дали свой эффект в становлении суверенной банковской системы, они заложили фундамент современного функционирования банков второго уровня в Казахстане и создали достаточно устойчивую банковскую систему. Важной составляющей и немаловажным событием в развитии финансового сектора страны стало создание в 2004 году Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций с выделением соответствующих надзорных функций из компетенции НБРК.
В августе 2019 года Нацбанк по инициативе Первого Президента и по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева начал масштабную проверку качества активов 14 крупнейших казахстанских банков, на которые приходилось около 87% активов банковского сектора и 90% ссудного портфеля. Оценка состояния казахстанских банков была проведена в соответствии с методологией Европейского Центрального Банка с минимальными поправками на специфику казахстанского рынка. В итоге НБРК получил максимально полную и объективную оценку состояния банков страны.
В процесс оценки качества активов – Asset Quality Review, AQR – было вовлечено более 500 сотрудников аудиторских и консалтинговых компаний, более 60 сотрудников Нацбанка и более 70 независимых оценочных компаний. В ходе AQR проверены все внутренние бизнес-процессы банков, оценено качество кредитного портфеля и залоговое обеспечение.
Результаты AQR и последующие меры по повышению качества активов и поддержанию капитализации банков второго уровня подтвердили, что как на системном уровне, так и на уровне отдельных банков, дефицита капитала нет. Оценка качества активов показала запас прочности по системе около 70%.
Таким образом, оценка качества активов стала заключительным этапом принятой в 2017 году программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора страны.
В целом сегодня банковский сектор представлен 23 банками второго уровня, из них 15 банков с иностранным участием, в том числе 11 дочерних банков второго уровня, 1 банк со 100-процентным государственным участием.
Активы банков второго уровня по состоянию на 1 июня 2021 года составили 34 трлн тенге, наблюдается увеличение активов с начала 2021 года на 9%.
ФОНДОВЫЙ РЫНОК МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
Составной частью политики в сфере регулирования и надзора финансового рынка в начале 90-х были приоритеты создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, сформированной с учетом международной практики.
В том числе основной целью государственного регулирования и надзора на фондовом рынке являлось создание эффективной и независимой системы надзора для повышения уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг и развития стабильной инфраструктуры фондового рынка.
До 1994 года казахстанское законодательство предусматривало существование четырех возможных видов субъектов фондового рынка: эмитентов, инвесторов, посредников (брокеров и дилеров) и фондовых бирж и допускало существование таких ценных бумаг, как акции трудовых коллективов и акции предприятий.
Для периода с 1995 до 1999 года характерно решение вопросов становления законодательства и инфраструктуры фондового рынка.
События декабря 1996 года повлияли в последующие годы на рост интереса инвесторов к казахстанскому фондовому рынку: 14 декабря вышло постановление Правительства «О мерах по активизации биржевой торговли ценными бумагами», и 31 декабря был утвержден перечень хозяйствующих субъектов, часть государственного пакета акций которых подлежала реализации на фондовой бирже. Меры, предусмотренные этими постановлениями, получили условное наименование «Программа «Голубые фишки».
К концу 1996 года на рынке ценных бумаг определились две ведущие и конкурирующие между собой фондовые биржи – Центрально-Азиатская и Казахстанская фондовая биржа (с 1998 года KASE стала единственной в стране фондовой биржей).
Период до 1997 года можно отметить как период становления профессиональных участников рынка. Тогда же появились учебные центры, которые за время своего существования подготовили около тысячи специалистов для работы на рынке ценных бумаг. В этот же период появились первые ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Летом 1997 года был создан Центральный депозитарий ценных бумаг, ставший вместе с KASE ядром технической инфраструктуры фондового рынка, построенной по рекомендациям «группы тридцати» – фактического международного стандарта в области расчетов по ценным бумагам.
На законодательном уровне утвердились такие виды деятельности на рынке ценных бумаг, как брокерская и клиринговая, деятельность по управлению портфелем ценных бумаг, деятельность по ведению реестров держателей ценных бумаг, кастодиальная деятельность, деятельность котировочных систем внебиржевого рынка ценных бумаг.
В тот же год практически с нуля была создана регистраторская индустрия и появились первые банки-кастодианы.
1998 год стал годом совершенствования законодательства. Во-первых, стартовавшая в январе накопительная пенсионная система требовала разработки многочисленных нормативных правовых актов. Во-вторых, летом этого же года был принят Закон «Об акционерных обществах», регламентирующий процессы создания и деятельности акционерных обществ, функционирование органов акционерных обществ, нормы корпоративного управления и защиты прав и интересов акционеров. 1998 год можно охарактеризовать как год завершения формирования инфраструктуры казахстанского рынка ценных бумаг.
Сегодня инфраструктура фондового рынка полностью соответствует международным требованиям. Созданы и успешно функционируют все необходимые институты, обеспечивающие работу рынка, такие, как фондовая биржа, центральный депозитарий, единый регистратор и клиринговая организация. Рынок ценных бумаг также представлен брокерами-дилерами, управляющими инвестиционным портфелем, банками-кастодианами, трансфер-агентами.
В течение последних лет приоритетом становится усиление сегмента розничных и институциональных инвесторов. Например, за прошлый год количество розничных инвесторов увеличилось на 15 тысяч, а за 4 месяца 2021 года – на 30 тысяч. Их общее число превышает 166 тысяч человек.
С 2021 года реализована возможность передачи части пенсионных накоплений граждан в управление частным управляющим компаниям. Управление пенсионными активами на текущий момент осуществляется
4 управляющими инвестиционным портфелем; за первые 6 месяцев 2021 года в частное управление передано 4,2 млрд тенге пенсионных накоплений.
Есть предпосылки для продолжения роста в 2021 году и в сегменте коллективных инвестиций: за прошлый год активы паевых инвестиционных фондов выросли в 2 раза, до 234 млрд тенге, а за 4 месяца текущего года – еще на 37%. Рост обусловлен расширением объектов для инвестирования и возможностью получения инвесторами регулярных дивидендов.
В 2020 году был сделан значительный шаг в развитии инфраструктуры фондового рынка и привлечения иностранных инвесторов. В частности, в августе 2020 года на KASE завершено внедрение центрального контрагента на фондовом, валютном, денежном и срочном рынках. Это обеспечило гарантию завершенности расчетов по сделкам с финансовыми инструментами.
Кроме того, обеспечен прямой доступ иностранных инвесторов к казахстанским государственным ценным бумагам через подключение международного депозитария Clearstream к Центральному депозитарию. В результате рост инвестиций международных инвесторов в государственные ценные бумаги достиг 169 млрд тенге в сравнении с 1 млрд тенге годом ранее.
После запуска биржи МФЦА в стране функционируют две биржевые площадки. Если KASE удовлетворяет потребности внутреннего рынка и обеспечивает инфраструктуру для развития локального рынка, биржа МФЦА (AIX) нацелена на привлечение иностранных инвестиций и развитие инноваций.
В настоящее время проводится работа для обеспечения эффективного функционирования двух бирж, что позволит повысить ликвидность на обеих площадках.
РЕФОРМЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
В Казахстане продолжается естественный путь развития рыночной экономики, подразумевающий постепенное совершенствование экономических отношений в целях повышения эффективности макроэкономической политики.
В финансовой сфере в качестве важного события выделяется переход к инфляционному таргетированию, который произошел по поручению руководства страны. Официально новая политика была объявлена 20 августа 2015 года, но подготовительная работа началась задолго до этого. Предыдущие режимы денежно-кредитной политики со временем утрачивали эффективность в условиях малой открытой экономики, чувствительной к внешним рискам. В частности, фиксирование обменного курса приводило к накоплению дисбалансов в экономике, ухудшению условий торговли и потере конкурентоспособности отечественных производителей.
Переход к свободно плавающему обменному курсу устранил внешнеэкономические дисбалансы, открыл возможности для осуществления денежно-кредитной политики, основанной на управлении ставками, и создал условия для стабилизации денежного и валютного рынков. За неполные 6 лет существования нового режима монетарной политики можно видеть, что инфляционное таргетирование наилучшим образом обеспечивает стабилизацию инфляции и способствует снижению волатильности экономического роста.
Сконцентрировав свои усилия на инфляционном таргетировании, Национальный Банк осуществляет свой вклад в экономический рост страны в долгосрочной перспективе.
Канат САРИН, Нур-Султан, по материалам Национального банка РК