Газеты были, есть и будут
“А я думала, расспрашивать буду я”, — заявила гостья из столицы Татарстана Лилия Харисова. И на то была причина: Лилия — заместитель главного редактора газеты "Казанские ведомости". В редакцию она приехала, чтобы познакомиться с работой казахстанских коллег. И соответственно знакомство состоялось в уютной "Гостиной "Литера", где за чашкой ароматного чая мы говорили о том, каково сейчас газетам, в век диджитализации.
Журналисты, надо признать, не мастера давать интервью. Поэтому наше общение с казанской гостьей состоялось в формате обоюдного вопросо-ответа.
— Лилия, ваш приезд в Астану состоялся в составе российской делегации бизнесменов. Расскажите вкратце, как вы оказались в этой компании?
— Да действительно в Астану прибыла делегация крупнейших российских организаций и предприятий с целью развития двустороннего сотрудничества, повышения взаимных инвестиций и квалификации, а также обмена опытом. В состав делегации входит 30 участников, представляющих различные сферы экономики, в том числе обрабатывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство, логистику, образование, туризм, а также органы управления и агентства. В рамках визита запланированы круглые столы и встречи с государственными органами, национальными компаниями, а также проведение двухсторонних B2B переговоров с предприятиями Республики Казахстан по вопросам открытия совместных предприятий. Я в этой группе как выпускник курсов переподготовки при президентской программе. Для стажировки, знакомства, обмена опытом с коллегами мне были предложены четыре страны — Турция, Египет, Китай и Казахстан. Я выбрала вас, потому что мне интересен опыт работы казахстанских СМИ, у нас много общего, и поэтому есть чем поделиться и чему научиться. Кроме того, во время встреч с бизнесменами Казахстана я буду предлагать им размещение рекламных материалов об их продукции в нашей газете.
— Расскажите о вашей газете. Какова периодичность, как распространяете, много ли у вас подписчиков?
— Газете "Казанские ведомости" 33 года, выходит по вторникам-средам-четвергам-пятницам. Тираж газеты составляет 24 тысячи экземпляров.
Распространяем через газетные киоски, а также в точках продаж печатной продукции в торговых центрах. Газета республиканская, ее выписывают в 44 районах Татарстана.
Вот уже 25 лет главным редактором газеты является Венера Якупова, автор шести книг, профессионал своего дела и главное — человек, который не сомневается в том, что газеты будут востребованы всегда. Ее умение мотивировать и помогает нам в работе. Мы верим и знаем, что у печатных СМИ есть будущее.
— Это действительно удивительно, потому что у нас, в Астане, к примеру, уже нет газетных киосков, а встретить читающего газету горожанина уже редкость. Молодежь удивляется, что бумажная газета существует. Потому что и старшее поколение, и молодое — все уткнулись в смартфоны...
— Газетная журналистика всегда будет востребована. В условиях, когда нет интернета или он слабый, лучшим источником информации является газета. Бумажная версия — это ведь самая объективная информация. Более того, у нас сейчас снова становится популярным писать письма. Когда мне говорят, что сейчас газеты не читают, я заявляю: сходи на почту. Там лежат два толстых каталога, это журналы и газеты, которые до сих пор выходят. А если они выходят, значит, их выписывают, покупают и читают.
— Кстати, а вы проводили мониторинг, кто ваш читатель?
— Есть пресловутое мнение, что только пенсионеры читают газеты. Я с этим не согласна. Раз в год мы проводим Дни подписчика, когда люди приходят, знакомятся с содержанием издания, могут тут же подписаться на газету. Так вот, мы наблюдаем, что часто подходят женщины старше 45 лет, состоявшиеся в семье, в работе. Они нам говорят: "А мы вас читаем". И это есть показатель того, что газета нужна.
В целом мы себя позиционируем как семейное издание. На страницах "Казанских ведомостей" нет желтизны, нет сенсационных непроверенных фактов.
— Да, вот перелистываю вашу газету, и такое ощущение, что попала в начало 2000-х... Рубрика "Глас народа", сканворды, гороскоп, рецепты и даже... телепрограмма. Серьезно??? Программа телепередач еще актуальна?
— Телевизор смотрят, и мы убедились в этом, когда хотели уже отказаться от публикации программы телепередач. Но нам стали звонить, возмущаться, чтобы мы вернули программу. Поэтому центральный разворот в газете строго отводится под телепрограмму. Внимание к газетам усилилось в период пандемии, мы заметили, что нас стали больше читать. Некоторые читатели так и говорят, "заглядываю в почтовый ящик, жду, что придет газета". И нам приятно, что газета как друг и советчик приходит в семью. Тем более, не стоит забывать о том, что нас читают не только в крупных городах, но и в сельской местности, где не всегда есть интернет. Поэтому мы публикуем то, что востребовано нашими читателями.
В газете есть полюбившийся читателями конкурс "Черный пакет". Условия очень простые: публикуем список из 15 продуктов питания, типа масло, торт, оливки, икра и тому подобное. Из этих 15 наименований редакция загадывает 10. Задача читателя — угадать, какие продукты вошли в эту десятку. Если угадал — получает пакет с этими продуктами. В одно время мы пытались закрыть этот конкурс, но опять же стали звонить читатели, и он продолжается до сих пор. Мы не можем отказать нашим читателям, когда видим их эмоции — их просто не передать словами, как будто мы им машину дарим.
— В Казахстане сейчас журналисты в некоторой степени конкурируют с блогерами. Вы с этим сталкиваетесь?
— У нас нет такой конкуренции. Скорее мы просто дополняем друг друга. Но официальные СМИ всегда объективнее, честнее. У них проверенная и надежная информация.
— У вашей газеты есть сайт, страницы в соцсетях? Это отдельная редакция?
— Да, конечно, есть сайт, на котором дублируются все газетные материалы. Нет отдельной редакции, журналисты газеты готовят свои материалы и для сайта. Но наша позиция такая, что сначала должно выйти в газете — чтобы наши подписчики первыми прочитали новости, интервью — и уже потом на сайте выходит.
— Есть ли у вас госзаказы на публикацию той или иной темы?
— У нас есть гранты, выиграв который мы обязуемся публиковать материалы на ту или иную тему в определенном объеме.
— Какие есть проблемы у "бумажных" СМИ в Татарстане?
— Мы уверены в том, что печатная пресса всегда будет жить, но, чтобы она стала более доступной, надо решить некоторые проблемы. Первая — это точки реализации. Они должны быть в шаговой доступности от читателя. На Западе, к примеру, распространена практика, когда на каждые три дома есть один киоск. Наличие газетных киосков — это ведь не только про прибыль. Это еще и про воспитание чтением. Мы же хотим привить любовь к чтению у молодежи — значит, надо сделать доступными книги и газеты, чтобы они всегда находились в поле зрения. Как я уже отмечала, наш главный редактор большое значение придает развитию "бумажных" СМИ. Раз в полгода она инициирует проведение встреч, круглых столов с издателями, печатниками, где обсуждаются общие проблемы и намечаются общие цели.
Есть, конечно, и проблема с низкой заработной платой журналистов, с отсутствием социальных "плюшек". Как я заметила, в этом наши проблемы совпадают...
Ну, а в целом, резюмируя все вышесказанное, хочу сказать, что нельзя обесценивать силу слова. Газета — это рупор, это документ, который нельзя просто взять и удалить или переписать. Это наследие, которое нам оставили наши предки и которое мы должны сохранить для наших потомков.
— Спасибо вам за визит. Удачи!
— И вам спасибо за теплый прием. Ждем теперь вас в нашей "Гостиной"!
Миргуль Джилкишинова, Астана