Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Газиза Габдрахимова: "Казахстанской эстраде нужна качественная музыка"

26.02.2023, 12:32
Газиза Габдрахимова: "Казахстанской эстраде нужна качественная музыка"
Фото из архива Газизы Габдрахимовой

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что наша национальная музыка — богатое поле для экспериментов? Что она прекрасна не только в оригинальном звучании, но и в современной аранжировке? А вот автор и руководитель музыкального проекта The Magic of Nomads Газиза Габдрахимова задумывалась. Именно она и ее творческий коллектив являются наиболее яркими носителями традиционной казахской культуры. Газиза Габдрахимова — профессиональная кобызистка, а ее стиль представляет собой синтез народных мелодий и современной музыки. Поэтому и наше интервью стало своеобразным синтезом — где-то портретное, где-то экспертное. Ведь талантливого человека, работающего по призванию, невозможно отделить от профессии, а профессию — от него.

Газиза Габдрахимова родилась в 1977 году в южной "кузнице талантов" — городе Алматы. С самого детства будущего музыканта окружали люди творчества — писатели, композиторы, режиссеры. Поэтому сейчас Газиза Габдрахимова совершенно не удивляется, почему выбрала именно такой путь. Зато удивляемся мы — тому, как умело, как искренне и с какой любовью она продвигает национальное творчество, позволяя все большему количеству слушателей, при этом не только казахстанских, приблизиться к духовной культуре нашего народа.

"Я сразу решила, что это мое"

— Как вы можете описать свое детство? Стали ли вы увлекаться музыкой уже тогда?

— Мое детство было очень насыщенным. Ну, насколько это было возможно по тем советским временам. Родители нас всегда чем-то занимали, водили в театры, возили кататься на коньках. Каждые выходные мы отправлялись в горы. Помимо этого, у нас были две замечательные бабушки — одна в Атырау, другая в Уральске. Летние каникулы мы часто проводили там. И баранов пасли, и в лес ходили, и рыбу ловили. Увлекались мы тогда, наверное, всем подряд. Рисовали, какие-то поделки делали. Ну, и тогда в детстве, уже в шесть лет, я и решила стать музыкантом.

— Так сразу — в шесть лет? Удивительная осознанность для такого юного возраста! А как именно вы пришли к музыке?

— Я расскажу вам историю. Это произошло, когда я была совсем маленькая и только пошла в школу. Как-то к нам в класс пришла очень милая женщина, которая попросила нашего классного руководителя отпустить несколько детей для прослушивания в музыкальную школу. Ну, и поскольку я была такая прилежная, все вовремя ответила, все задания уже сделала, мне и еще нескольким детям разрешили выйти. Нас повели в соседний кабинет, где она попросила нас спеть, потопать, похлопать. Послушала наши данные и предложила на следующий день прийти в музыкальную школу. Это была Роза Куспанова — мой первый педагог. На следующий день мы пришли туда и стали выбирать себе "профессию" — кто-то хотел играть на фортепиано, кто-то на скрипке. А на кобыз, очевидно, был недобор. И мне предложили этот инструмент. Я ничего тогда о нем не знала, это ведь был 1984 год — далекие советские времена. Роза Куспанова сыграла мне на этом инструменте, познакомила меня с ним. Он тут же мне понравился. И я — вот такой маленький ребенок — сразу решила, что это именно мое, что мне это по душе. Стала заниматься. Чуть позже я уже делала какие-то успехи, победила на детском конкурсе. Меня пригласили в казахскую специализированную музыкальную школу имени Ахмета Жубанова, которую я успешно окончила, поступив затем в консерваторию.

— Ваша мама — выдающаяся поэтесса Ақұштап Бақтыгереева — как и вы, человек искусства. Как вы думаете, может, ваше творческое будущее было предначертано вам генетически?

— Да, моя мама — творческий человек. Это человек искусства, человек, которым я очень восхищаюсь и на которого равняюсь. Мой пример для подражания. Это очень смелая и мудрая женщина. Я думаю, есть вероятность, что я стала музыкантом именно благодаря генетике. Потому что у меня многие родные, особенно по папиной линии, все любят музыку, все поют. Папа у меня замечательно играл на домбре, и под эту домбру я выросла. Еще в детстве к нам приходило очень много гостей. Это были выдающиеся личности — писатели, актеры, театралы, режиссеры, журналисты, композиторы. В этой среде я росла буквально с пеленок.

— Вы как-то говорили, что ваш первый выход на большую сцену произошел в 1999 году. Это был музыкальный фестиваль "Азия дауысы" на площадке "Медео". Помните ли вы, что тогда испытали? О чем думали?

— Конечно, я помню. Тогда, будучи академическим музыкантом, я решила приблизиться к эстраде. Цель была такая — популяризировать мой инструмент, который тогда особой популярностью не пользовался. И я попала на "Азия дауысы". Я очень рада, что тогда у меня получилось поработать с лучшими на тот момент продюсерами Казахстана, получить от них какие-то наставления и советы. Это были Мурат Иргалиев и Александр Пономарев. Все это было очень волнительно. Но это был мой старт, и я им очень дорожу.

"Это музыка для гурманов"

— В одном из интервью вы рассказывали, что The Magic of Nomads — это проект на стыке этники и современности, а ваш жанр — этно-джаз. Почему именно это направление, и в чем его главная особенность? Как вообще появилась группа?

— Группа The Magic of Nomads была создана мной в 2005 году. Название придумал наш друг, бизнесмен, общественный деятель и меценат Ерлан Стамбеков. Я всегда хотела создать какой-то такой проект, и выбор пал именно на этно-джаз. Потому что, во-первых, мы объединились с джазовыми музыкантами. Это были Виктор Хоменков и Валерий Насибулин — лучшие музыканты этого направления в стране. И, вы знаете, джаз очень схож с казахской традиционной музыкой. Ведь там много импровизационной свободы, казахи могли ходить по степи и петь, свободно извлекая свои творческие мысли. То же самое есть и в джазовой музыке. Поэтому эти два стиля очень хорошо, на мой взгляд, сошлись. Так и сбылась моя мечта, которую я вынашивала еще со школы и студенчества. В этом коллективе я смогла реализовать все свои творческие идеи. 

— Мне кажется, что ваш стиль — это достаточно уникальное и в то же время универсальное явление. Посредством современной музыки вы можете прививать молодежи национальную культуру, при этом показывая, что она не только может, но и должна быть в тренде. Как вам удается сочетать то, что казалось несочетаемым?

— Создавая этот коллектив, мы никогда не думали о том, чтобы наша музыка была "трендовой" или коммерческой. То есть это был чисто творческий эксперимент. А еще мы хотели вывести слушателя и молодежь на новый уровень, ведь эта музыка очень сложная, она далека от примитивности. Она, скажем так, для гурманов, которые уже наслушались разных жанров. Поэтому нам хотелось воспитать в наших слушателях такую культуру, когда вроде бы несочетаемое сочетается. Это все дополняется какими-то новыми гармониями и ритмами, переплетается несколькими жанрами и подается многослойно. Такую задачу мы и поставили изначально. И сейчас, например, когда нас просят переиграть какой-нибудь "попсовый" хит, мы не соглашаемся, потому что мы все-таки предпочитаем качество. Да, пусть это будет не совсем коммерчески успешно, но зато это будет качественно. Это наша самая основная задача.

— Вашей группе рукоплескали лучшие залы Нью-Йорка, Лондона, Берлина, Франкфурта и Мюнхена. А когда ваш коллектив впервые вышел на международную сцену? Каковы были ваши ожидания от первого зарубежного опыта и оправдались ли они? 

— Да, у нас было много зарубежных концертов. Недавно, перед пандемией, мы еще съездили во Вьетнам на международный фестиваль. Мы давали концерты в Гааге и Амстердаме, выступали в Дохе и Вашингтоне. Вы знаете, публика везде хорошая. Она всегда разная, она всегда с большим интересом смотрит на нас. Поэтому, конечно, все наши ожидания оправдались. Если я не ошибаюсь, наше первое международное выступление прошло в Лондоне, раньше мы чаще всего выступали именно там. Вообще, зарубежная публика очень подготовленная, они глубоко вникают, они понимают, где джазовые элементы, слушают каждое соло. Потому что для них это что-то необычное, какое-то новое звучание и новый материал. Я вообще считаю, что казахский народный музыкальный материал очень сильно отличается от других восточных мотивов. У нас кардинально другая музыка. Она очень красивая, лиричная и философская.

— В 2008 году вы записали свой первый альбом — "Бұлбұл заман". Еще и не абы где, а в английской студии звукозаписи Abbey Road Studios — одной из лучших в мире! Как вам удалось туда попасть? Понравился ли группе такой опыт?

— Эту студию мы выбрали неслучайно. Вообще, все началось, когда однажды наш друг Ерлан Стамбеков и известный певец Нурлан Абдуллин зашли к нам на репетицию. Они были поражены тем, что мы делаем. Сказали, что нашу музыку нельзя оставлять просто в репетиционной комнате, ее нужно обязательно записать и оставить в истории. Так начались их попытки найти нам спонсоров и как-то помочь. У них это получилось, за что мы им очень благодарны. Потом мы стали искать хорошие мировые студии. Abbey Road Studios — это студия, о которой мечтает любой музыкант. И нам тут очень повезло. Мы нашли выход через известного скрипача, нашего земляка Марата Бисенгалиева. Он нас туда порекомендовал, переговорил с продюсерами. Они прослушали наш материал и дали добро. Это было просто огромное счастье, настоящий лотерейный билет. Конечно, этот опыт нам понравился. Вообще, эта студия является эталоном звукозаписи в мире. Поэтому это наше большое достижение. Сейчас у нас собрался новый качественный материал, такой хороший и добротный. Поэтому на данный момент мы ведем переговоры с одним известным британским звукорежиссером и очень надеемся, что в этом году нам удастся записать второй альбом.

"Играть то, что идет от души и от сердца"

— Как думаете, чего сейчас не хватает казахстанской эстраде? Не кажется ли вам, что она испытывает упадок? Одни и те же лица каждый концерт, каждый праздник... 

— На казахстанской эстраде обязательно нужно поднимать качество музыки. Я не могу сказать, что все плохо. Однако есть очень плохого качества музыка. Примитивная музыка, построенная на двух нотах, на двух аккордах. Выходят артисты, рассчитывая петь только на тоях. Я считаю, что это ужасно. Эта музыка приводит к деградации нашей нации в целом. Потому что ну нельзя так. Ну нельзя слепить два аккорда, петь вокруг трех нот и считать, что ты написал хит! А народ обманывается, считая, что это хиты, которые нужно везде включать, танцевать под них и плясать. Вот этот уровень эстрадной музыки, от него нужно избавляться, я всегда об этом говорю. Это ни к чему хорошему не приводит. Это прям спад. А еще, я, как человек, который много читает и вырос в окружении писателей и поэтов, считаю, что большое значение нужно уделять текстам. Есть такие невозможные песни, где просто два слова бесконечно повторяются и не имеют никакого смысла. Поэтому словам тоже нужно уделять большое внимание.

— А к фонограмме как относитесь?

— Я считаю, что ее нужно запретить, это ведь вообще недопустимо! Мы, как музыканты, никогда в жизни не согласимся играть под фонограмму. Даже за тройной гонорар. Это ведь глупо. Мы для того и музыканты, что можем в любой момент сесть и в реальном времени сыграть то, что идет от души и от сердца. Так и получается настоящая музыка. При любых обстоятельствах каждый должен честно исполнять, показывать свое творчество по-настоящему.

— Как вы считаете, чего же все-таки хочет казахстанец от отечественной музыки? Есть ли у нас хорошие примеры?

— Конечно, есть оригинальные исполнители, молодые и очень талантливые ребята. Например, я смотрю проект OYU, там появляются новые лица, совершенно самобытные и уникальные, ни на кого непохожие. У них оригинальные ритмы, они сами играют на инструментах — кто на гитаре, кто на домбре, кто на клавишах. И вот такое развитие должно происходить, эта сторона меня радует. Это не "тойские" артисты. Это артисты, которые действительно стремятся к развитию, к чему-то новому и большему. Так и должно быть.

— А чем еще вы занимаетесь, помимо проекта The Magic of Nomads? Может, какая-то индивидуальная деятельность?

— В 2022 году мы создали компанию под названием "Dala Classic". Она направлена на развитие классической музыки, потому что это основа и база для всех музыкантов, которую ни в коем случае нельзя запускать. Поэтому мы с коллегами и единомышленниками объединились, чтобы помогать классическим музыкантам. Организовываем концерты, ведем переговоры, чтобы возить их за рубеж. Мы хотим познакомить европейскую и американскую публику с нашими сильными классическими музыкантами. Еще мы помогаем талантливым детям. Совсем недавно мы подарили кларнет одному одаренному мальчику из музыкальной школы имени Жубанова. Он уже занял первое место на республиканском конкурсе, сыграв на этом инструменте. Это одна из наших миссий — поддерживать детей. Получая такие инструменты, у них появляется мотивация заниматься музыкой, побеждать в конкурсах и выступать на концертах. Думаю, что это очень полезно. Пока для нашего города, а в будущем и для всей страны.

Диана Тысымбаева, Астана

Новости партнеров
×