Халатность, небрежность, недобросовестность чиновников: нуротановцы обсудили проблемы коррупции
21 апреля 2021 года республиканский общественный совет по противодействию коррупции (РОСПК) при партии Nur Otan рассмотрел вопросы, касающиеся реализации программы питьевой воды в Казахстане, коррупции в Западно-Казахстанской области и коррупционных рисков в Комитете внутреннего аудита Министерства финансов РК. Подробнее на Liter.kz.
Вступительным словом открыл заседание председатель Республиканского Общественного совета по противодействию коррупции при партии Ерлан Саиров, который подчеркнул главные задачи совета.
«Елбасы Нурсултан Назарбаев всегда ставит в приоритет вопросы справедливости, законности и порядка. Поэтому главная задача Совета, как сказано в предвыборной программе партии Nur Otan, формирование в обществе устойчивого антикоррупционного мировоззрения и правового сознания. Мы будем проводить системную и постоянную работу по защите законных интересов и прав граждан. Халатность, небрежность, недобросовестность чиновников, особенно тех, кто принимает ответственное решение, как раз и приводит к ущемлению законных прав наших граждан. Поэтому все решения и намерения чиновников должны быть открытыми, справедливыми и понятными людям. Иногда создается ощущение, что представители госорганов и граждане живут в разных измерениях. Наша задача эти измерения сблизить и объединить, решить все проблемы сообща», - отметил председатель Совета.
О реализации программы питьевой воды в Казахстане
Несмотря на выделение значительных средств для обеспечения населения качественной питьевой водой, в отдельных населенных пунктах люди до сих пор вынуждены использовать привозную. Текущую ситуацию на заседании Республиканского общественного совета по противодействию коррупции рассмотрели в партии Nur Otan.
Исполняющий обязанности Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Бейбута Шаханов на заседании РОСПК рассказал, что на 1 января 2021года года доступом к централизованному водоснабжению по стране обеспечены 17,5 млн человек или 93,1%. В городах централизованным водоснабжением обеспечено 10,7 млн человек, что составляет 97,5% городского населения. В сельской местности услугами централизованного водоснабжения обеспечено семь млн человек, или 90,1%.
«На сегодняшний день работа по обеспечению населения качественной питьевой водой ведется в рамках госпрограммы «Нурлы жер» на 2020-2025 годы. К 2025 году охват населения страны качественной питьевой водой должен достичь 100%. В реализацию программы из бюджета выделено 586 млрд тенге. В 2021 году на реализацию 319 проектов по развитию систем водоснабжения и водоотведения выделено 125 млрд тенге. За счет них к концу 2021 года планируется довести показатель обеспеченности доступа к услугам водоснабжения до 98% городского и 91,8% сельского населения», - отметил Шаханов.
По словам председателя совета, депутата Мажилиса Ерлана Саирова, как показал анализ рассмотренных резонансных вопросов, поднимаемых населением через общественные приемные партии и СМИ, проблема обеспечения качественной питьевой водой по-прежнему остается одной из самых актуальных.
К примеру, строительство Эскулинского водовода для водоснабжения городов Сатпаев и Жезказган ведется на протяжении 10 лет. Как было установлено, трасса водовода проходила через зону обрушения грунта, а предусмотренное в проекте оборудование по обеззараживанию воды нигде не выпускается. Это неизбежно привело к остановке работ и необходимости корректировки проекта, а также удорожанию стоимости строительства. На реализацию проекта израсходовано 6,32 млрд тенге. Из-за нарушения нормативных сроков проведения работ и простоя оборудования уже сейчас требуются восстановительные работы, из бюджета дополнительно затребовано 463 млн тенге.
«Много проблем уже возникает на этапе планирования инфраструктуры, то водокачка находится далеко от населенного пункта и для прокладки магистрали будут нужны дополнительные средства и время, то в крупных населенных пунктах не хватает мощности для прокачки воды. В общем, эта небрежность в планировании центральными и местными органами в итоге вызывают недоверие к государству со стороны населения», - сказал депутат фракции партии Nur Otan в Мажилисе Юрий Жулин.
В целом, проведенный анализ материалов показал, что нарушения в сфере расходования бюджетных средств, выделяемых в рамках государственных и региональных программ по вопросу обеспечения населения питьевой водой, затрагивают практически все этапы их реализации. Учитывая, что для обеспечения населения Казахстана питьевой водой выделены огромные средства, председатель РОСПК Ерлан Саиров отметил, что в этой сфере имеются большие коррупционные риски.
И, действительно, в период с 2018 по 2020 годы Антикоррупционной службой зарегистрировано 31 коррупционное правонарушение (2018г. – 4, 2019г. – 13, 2020г. – 14). Все они связаны с реализацией госпрограмм, по обеспечению населения чистой питьевой водой.
Основная их масса приходится на факты взяточничества, хищений и злоупотреблений должностными полномочиями. Коррупционные риски наблюдаются при строительстве водопроводных сетей, бурении скважин, ремонте объектов гидротехнических сооружений, канализационных ливневых станций и др. В связи с высокими коррупционными рисками, партия Nur Otan решила взять на контроль ход реализации программы питьевой воды.
«Правительством определены задачи к 2025 году решить вопрос с обеспечением питьевой водой в полном объеме. Сможем ли мы быть на высоте? Нынешними темпами амбициозные задачи вызывают большую тревогу. Проблема очень социально-чувствительная. Корни проблемы лежат в коррупционных рисках этой сферы. Поэтому руководство партии держит на контроле этот важный вопрос», - заявил председатель Совета Ерлан Саиров.
Коррупция в ЗКО
Согласно исследованию Transparency Kazakhstan за 2020 год, в первую тройку коррумпированных регионов страны вошла ЗКО. За 2019-2020 годы Антикоррупционной службой по ЗКО зарегистрировано 202 или 82,4% коррупционных преступления. Основная их масса приходится на факты взяточничества - 122 и хищения – 81. В коррупции изобличено 151 лицо, из которых шесть руководителей областного и четыре – городского и районного значения.
Сумма установленного ущерба по оконченным производством уголовным делам составила 1,6 млрд тенге, из которых возмещено 1,5 млрд тенге или 92% (599,7 млн. тенге, 912,1 млн. тенге).
Между тем, аким области Гали Искалиев отметил, что не считает данные показатели антирейтингом.
«То, что наша область на третьем месте по рейтингу (коррупмпированных регионов страны – прим.ред.), я считаю, что это не антирейтинг. Мы ничего не скрываем. Ужесточаем контроль на дорогах. 80% коррупционных нарушений - это факты дачи взяток нашим полицейским. То есть мы пресекаем факт дачи взяток, фиксируем их и показываем. Поэтому, в этом плане я готов погордиться этим», - отметил аким ЗКО на заседании РОСПК.
Помимо этого на заседании были обсуждены проблемы нехватки питьевой воды, коррупция в сфере здравоохранения, проблемы переселения жителей из аварийных домов, очереди в детский сад и нарушенная экосистема реки Урал.
Касательно обмеления реки Урал Гали Искалиев отметил, что это вопрос межгосударственного уровня.
«Это вопрос не только нашего региона. Оренбург жалуется в Башкирию, Башкирия на Челябинск. Это вопрос межгосударственный и на контроле администрации президента он стоит. Министр Магзум Мирзагалиев тоже на контроле его держит. Мы участвуем во всех совещаниях, работаем с губернатором Башкирской области, Река Урал ни одним документом не закреплена. Подписана была дорожная карта между нашими министрами, и она сейчас работает. Ученые исследуют и должны в течение года предложить действенные механизмы по спасению экосистемы реки Урал. Поэтому мы не молчим, везде пишем. Но от того что пишем ничего не меняется. В основном нужны действия со стороны России. Администрация Президента и Правительство на жестком контроле держит вопрос», - отметил аким области.
В завершении обсуждения проблем ЗКО, члены РОСПК отметили, что одним из факторов, порождающих условия для коррупционных правонарушений в регионе является закрытость, непрозрачность принятия решений как местных исполнительных органов в целом, так и их руководителей. В связи с этим они составили ряд рекомендация для главы региона.
Коррупционный риск в Комитете внутреннего аудита Министерства финансов РК
Последняя часть заседания РОСПК была посвящена проблеме коррупционных рисков в Комитете внутреннего аудита Министерства финансов РК.
Член Республиканского Общественного совета по противодействию коррупции при партии Михаил Козачков на примере ливневой канализации города Нур-Султан рассказал, что имеются коррупционные риски в Департаменте внутреннего госаудита по столице.
Козачков отметил, что каждый год Нур-Султан превращается в Венецию: улицы затоплены, люди страдают и жалуются местным властям.
«Наконец-то у городских властей нашлись деньги на решение проблемы и были объявлены четыре лота, где фигурируют большие суммы – миллиарды тенге. Когда я начал изучать тему, один из тендеров назывался «Развитие системы ливневых канализаций». Там чуть более пяти млрд тенге. Несколько компаний подали заявки. Была комиссия, даже, по-моему, под председательством акима города. И там самая главная загвоздка была в том, чтобы понять, что за виды работ будет оказывать компания - гидротехнические сооружения или инженерные сети. А это очень важно, потому что по конкретному виду работ просчитывается опыт участников госзакупки», - заметил член РОСПК.
В своем выступлении Козачков рассказал, что для понимания, какие виды работ будет оказывать компания, акимат направил запрос Комитет по делам строительства, откуда пришел ответ, что должны быть гидротехнические сооружения.
«По этому ответу был выбран победитель с самым большим опытом. И тут в игру вступил Департамент внутреннего аудита по городу Нур-Султан – это у нас суперорган при Минфине, который может переломить любой тендер в стране, что в принципе сейчас и происходит. Департамент установил, что это были не гидротехнические сооружения, а инженерные сети. То есть уполномоченный орган говорит одно, а человек по образованию финансист, говорит другое. В итоге, после массы обсуждений они вынесли решение, что это что-то между гидротехническими сооружениями и инженерными сетями. По большому счету не так важно, кто будет строить. Но мы наблюдаем затягивание процедур. Все споры перешли в суды. Теперь решается, что будут строить в Нур-Султане», - заметил эксперт.
Михаил Козачков недоумевает, для чего в таком случае нужны тендерные комиссии и уполномоченные органы, если все упирается в одного сотрудника Департаменте внутреннего аудита.
«Мне как человеку со стороны, очевидно, что в этом органе есть коррупционные риски. Почему на этот факт не обращает внимание Министерство финансов? Мы отдаем госзакупки на откуп конкретным чиновникам одного ведомства. Ломается вся система прозрачности, электронных конкурсов и так далее. Этот вопрос надо поднимать. И может быть Антикоррупционной службе надо обратить внимание на работу Департамента внутреннего аудита по Нур-Султану, Комитета внутреннего госаудита Минфина РК», - предложил Михаил Козачков.
На заседании РОСПК присутствовал Председатель Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК Берик Нажмиденов, который прокоментировал заявление Козачкова о коррупционных рисках.
«Вопросы жалоб в сфере госзакупок очень резонансные. Госзакупки требуют специальных экспертиз, навыков. Закупки касаются всех сфер. Мы привлекаем соответствующих специалистов. По вопросу ливневок – это тендерные вопросы. Чтобы вы понимали, здесь нет такого, что прошел конкурс и после вмешался по своей инициативе Департамент. Работа департаментов основывается на жалобах других участников тендера. Поэтому мы провели открытые слушания, приглашали всех задействованных экспертов и заслушивали всех. После этого было принято решение. В целом, я согласен, что тендерные конкурсные споры должны выясняться на арбитраже, может быть. В данном направлении Минфин двигается. Сейчас большой пакет поправок лежит в Мажилисе по госзакупкам. У нас также есть много вопросов к организаторам, к заказчикам. Несколько вопросов будет на повестке подниматься. Мы готовы работать», - заметил Берик Нажмиденов.
В завершении заседания РОСПК, Председатель Совета Ерлан Саиров отметил, что на каждом собрании будут подниматься самые злободневные темы. Все это нужно для выявления проблем и совестного решения. Только так, по словам Саирова, могут быть решены проблемы дефицита справедливости и равноправия в Казахстане.