"Иностранец" вместо отечественного авто: как санкции повлияли на выбор казахстанцев

Иностранные автомобили обходятся казахстанцам не только дешевле, но и оставляют их с прибылью. 

Самат Бейсембаев

С 16 мая в Казахстане стартовала программа льготного кредитования автомашин, что побудило казахстанцев штурмовать автосалоны. Но при этом покупка авто на зарубежном рынке не стала менее популярной, а даже наоборот. Привлекательные цены на “иностранцев” побуждают наших граждан проходить через множество процедур и уловок. Казахстанцы, занимающиеся перегоном автомобилей, рассказали корреспонденту Liter.kz, почему наши граждане предпочитают зарубежные авто, а также как санкции в отношении России повлияли на их деятельность.

Директор фирмы, помогающей казахстанцам перегонять автотранспорт из США, Бауржан Дюйсенов утверждает, что спрос всегда был и сохраняется до сих пор, несмотря на геополитическую ситуацию последних месяцев.

Перегон был и есть. Несмотря на то, что раньше было легче, люди все равно заказывают машины. События в Украине не так сильно повлияли, потому что сроки доставки из США уже были затянуты. Это связано с определенными трудностями в логистике, которые появились после коронавируса, – говорит он.

В целом весь процесс перегона авто занимает около двух месяцев. Начиная с приобретения транспорта, заканчивая перевозкой и доставкой в пункт приема в городе Алматы. После этого нужно получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства и оборудовать автокнопкой ЭВАК (Казахстанская государственная автоматизированная информационная система экстренных вызовов при авариях и катастрофах – прим. ред.), которую установят по стандартам Казахстана. Далее следуют растаможка, оплата НДС,  утильсбор и первичная регистрация.

Казалось бы, на первый взгляд процедура не из легких, но при правильном подходе можно сэкономить хорошие суммы, что в дальнейшем выльется в увеличение прибыли.

К примеру, житель столицы Мурат Багдатов начал заниматься перегоном машин несколько месяцев назад. Первое авто, которое он перевез из США в Казахстан, принесло ему прибыль в 50% от изначальной стоимости.

Лучше брать машины с мелкими повреждениями. К примеру, царапина на заднем бампере. В США сразу же списывают огромную сумму с цены. У нас же новый бампер примерно стоит 100 тысяч тенге, а починить будет дешевле. В принципе, за 200-300 тысяч тенге можно привести машину в порядок. В Штатах на ремонт уходят тысячи долларов. Поэтому привезти ее сюда, починить и продать, тем более на нашем рынке будет намного выгоднее, – замечает житель столицы Мурат Багдатов.

Между тем Багдатов утверждает, что транспортировка аналогичной машины из ЕАЭС будет еще дешевле, но все же менее выгодной. Ярким примером является огромная маржа у армян.

Он также отметил, что сейчас на рынке перегона снизилась конкуренция.

Есть несколько платформ, где можно приобрести машину. Все проходит по форме аукциона. Это очень выгодно, разница в 20-30% с нашим рынком. К тому же из-за событий на Украине и санкций в отношении России и Беларуси, участников на рынке стало меньше, то есть на один лот приходится около 500-600 человек, тогда как раньше было около 2 500 человек, – говорит он.

Не остались в стороне и электрокары, которые также упали в цене.

Раньше практически 80% этих машин везли в Украину. Сейчас этот рынок закрыт, поэтому их цены сильно упали. К тому же на них не распространяются таможенные пошлины, никакого утильсбора, нет ежегодного налога. Только один раз уплатил НДС в размере 12%, и на этом все, – утверждает Багдатов.

К слову, спикеры указывают на то, что большинство казахстанцев недовольны ситуацией с утильсбором. После того как стало известно, что ставка будет снижена в два раза, казахстанцы приобрели автомобили из других стран и ожидали оформления дешевле. Однако закон вступил в свою силу с одной ремаркой – новая ставка утильсбора касается автомобилей, завозимых только после 14 мая, что внесло свою лепту в выгодность электрокаров на тот период.

Сейчас утильсбор снизили, поэтому спрос должен был в теории вырасти, но закрутили гайки по всем другим параметрам. Если раньше сертификацию делали на машину с какими-то некритичными повреждениями, сейчас сертификацию перестали давать – это значит, машину с СВХ вытащить очень сложно. В общем, все делают, чтобы люди закупались максимально на отечественном рынке, – считает Бауржан Дюйсенов.

В конце Мурат Багдатов приводит простой пример с бензиновой машиной Kia Stinger последних лет. На сегодняшний момент на рынке Казахстана она оценивается в 18 миллионов тенге. Со Штатов полная покупка с транспортировкой: пошлинами и налогами она обойдется в 12 миллионов тенге. Маржа очевидна. То же соотношение будет и с другими марками.

Вот еще один пример: в середине апреля пользователь Facebook Рустем Жансеитов опубликовал в группе "Астана, хочу похвалить/пожаловаться" пост, где также сравнил цены на одну и ту же модель, только на этот раз из СНГ.

Вот в Грузии цена на новый Prado от 18,4 миллиона тенге. У нас с рук – от 30 миллионов. У салонов еще выше. В цене у грузинов, естественно, “сидят” доставка, налоги и прибыль продавца. Ну и почему у нас так дорого? В Эмиратах цены еще ниже, а зарабатывают там гораздо больше, – пишет он.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что казахстанцы по-прежнему заинтересованы в иностранных рынках автомобилей по причине очевидной выгоды, даже несмотря на волокиту с оформлением. При этом наши законы не выводят отечественный рынок на должный уровень, а повышают разного рода ставки, к примеру, пошлины, что только отталкивает казахстанцев от “поддержки” отечественного производителя.

Новости партнеров