Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 495.2  522.34  4.94

“Пакет от чипсов вместо презерватива”: зачем школам уроки полового воспитания в Казахстане

Мнение экспертов разделились.

“Пакет от чипсов вместо презерватива”: зачем школам уроки полового воспитания в Казахстане
Фотоколлаж: Liter.kz

По данным исследования UNFPA, треть казахстанцев в возрасте от 15 до 19 лет ведут активную половую жизнь. При этом 91% опрошенных подростков в этом возрасте не знают о ВИЧ в достаточной степени, 65% не осознают, что инфекции, передающиеся половым путем, необходимо лечить, 47% не понимают последствий небезопасных абортов и 20% практикуют незащищенный секс. Многие активисты и общественники поднимают вопрос внедрения полового просвещения в школах. Поможет ли это избежать нежелательных беременностей и уменьшить число насилия, разбирался Liter.kz.

Фото из личного архива Камилы Туякбаевой.

По мнению тренера по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья Камилы Туякбаевой, урок полового просвещения очень важен среди школьных дисциплин. В Казахстане учителя не готовы к табуированной теме и нет материально-технической базы, но с чего-то начать должны. Половое воспитание – это далеко не о размножении. Оно охватывает целый ряд тем: сексуальности человека, репродуктивной системы и прав, возраста согласия, здоровых отношений с партнером, средств контрацепции и безопасного полового контакта.

Все чаще в сводках новостей мелькают статьи о том, что детей выбрасывают в урны, туалеты, оставляют на улице, а молодые девушки идут на аборт, не зная, что их может ждать в будущем. За последние несколько лет количество родов, принятых у девочек в возрасте от 15 до 18 лет, выросло на 50,5%. 

Кроме того, есть статистика, которая говорит, что каждая шестая семья бесплодна. Это результат нелечения инфекций, передающихся половым путем, и небезопасных криминальных абортов. Такие вещи в совокупности дают результат того, что у подростков и молодых людей нет достоверной информации, – отметила Камила Туякбаева.  

В традиционных казахских семьях, по ее словам, существовал институт "женге", где старшие женщины обучали младших в вопросах быта и советами в разных сферах жизни. Сейчас этот институт утрачен.

На сегодняшний день все имеют под рукой ресурсы интернета, но дети по-прежнему дезориентированы. Потому как в глобальной сети нередко можно встретить недостоверную информацию. Стоит учитывать, что введенный запрос может выдать различные порнографические сайты, пропагандирующие насилие, отсутствие контрацепции, и молодые люди могут принять это как за нормальное явление, – говорит эксперт.

Занятия по половому воспитанию в США обычно проводят для учеников от 12 до 18 лет, в Швеции уроки по этой теме включены в школьную программу с 1955 года, а его основы преподают еще в детских садах. В Казахстане, по мнению Камилы, готовить детей нужно в возрасте 11-12 лет.

Согласно исследованиям, наиболее эффективна для ребенка информация об изменениях в теле, гигиене и т.д. до их первого сексуального опыта. В Казахстане средний возраст полового дебюта, по данным ООН, составляет 16,5 лет. С учетом этого половое просвещение должно быть уже в возрасте 11-12 лет. Девочкам нужно рассказать, что такое менструальный цикл, как соблюдать гигиену, а для мальчиков – что такое поллюции, что "мокрые" сны – это нормально, правила гигиены и т.д., – пояснила тренер.

Что касается семьи, то беседы на интимные темы наши родители, так и родители нынешнего поколения не проводят. В большинстве случаев все остается на уровне вопроса: "Ты же знаешь, как предохраняться?" или "В интернете все это и так есть". Это случается из-за того, что сами родители не знают, с чего начать разговор и как себя вести, считает Камила.

Это все может привести к определенным последствиям. Стоит сказать и о менталитете, ұят болады (стыдно), и все, что касается нашей телесности, сексуальности, мы не понимаем. Поэтому родителям необходимо готовиться к разговору с детьми с юного возраста, рассказывать об анатомических данных, а также о том, какой орган и как называется. Табуированную тему нужно воспринимать адекватно, не краснея называть вещи своими именами: вульва, пенис, влагалище, – сказала она.

Также эксперт добавила, что с ребенком нужно вести не только просветительские беседы, но и быть готовым к вопросам первой влюбленности, и в целом взросления. Для этого ребенок должен доверять родителям, чтобы рассказывать все без стеснения.

На уроках полового просвещения в первую очередь должны говорить о безопасности и об ответственном поведении. Создание семьи, ребенка – это не только забота девочки или девушки. Ответственность и возможности, в особенности права мальчиков и девочек – одинаковы. Кстати, существуют матрицы, например, у ВОЗ, о том, что должны знать подростки в определенном возрасте. Система разработана, ее осталось только внедрить, – поведала Камила Туякбаева.

Также специалист рассказала и о мифах, ориентируясь на которые, родители объясняют свое нежелание вводить подобные уроки в школах. А именно – половое просвещение наносит ущерб морали и приводит к ранним половым отношениям.

Есть исследования, указывающие на корреляцию уровня насилия и внедренного полового просвещения. Такие уроки могли бы стать ключом для разрешения подобных проблем. Насилие возникает там, где есть неравенство. А половое просвещение помогает эти неравенства распознавать, растить подростков в духе равенства и говорить о том, что мальчики и девочки отличаются только репродуктивными органами. В обществе мало говорят о согласии, что очень важно. Каждый человек должен знать и помнить, что любой половой контакт должен быть по согласию, без – классифицироваться как насилие, – подчеркнула она.

Безответственно оставлять детей наедине с вопросами, которые они не могут осознать, говорит Камила. Отсутствие базовой достоверной информации может привести к самым плачевным последствиям. Так, спикер вспомнила случай, который произошел в Астане.    

В больницу поступила девушка с кровотечением. И когда начали разбираться в чем дело, оказалось, что она вступила в половой контакт со своим молодым человеком, используя вместо презерватива пакет от чипсов. Это пример того, как важно говорить об этом с детьми. Помимо этого, многие девушки в возрасте 15-19 лет прибегают к домашним абортам: специально натыкаются животом на различные предметы, падают с высоты, пьют уксус, вызывая искусственный выкидыш. Такая "народная" контрацепция губительно сказывается на здоровье. Поэтому, если мы хотим оградить молодых людей от подобных вещей, защитить их здоровье, защитить будущее Казахстана, то должны воспринимать это как вопрос национальной безопасности и внедрять в школы половое просвещение, – сказала Камила Туякбаева.

Фото из личного архива Каната Аскарова

Согласно исследованиям, только 10% молодых людей, ведущих половую жизнь, знают о ВИЧ-инфекции. Поэтому напрашивается вывод, что сексуально-активные люди не владеют информацией. К примеру, если молодой человек имеет какую-то инфекцию и не знает об этом, он станет ее распространителем. По словам директора столичного Центра по профилактике ВИЧ-инфекции Каната Аскарова, в Астане с начала этого года зарегистрировано 352 новых случая ВИЧ-инфекции. Это глобальная угроза не только для Казахстана, но и всего мира. Медицина пошла дальше и для борьбы с ВИЧ используют современные методы лечения – антиретровирусную комбинированную терапию.

Это позволяет иммунной системе восстановиться и предотвратить развитие СПИДа и других осложнений ВИЧ. В результате такой терапии снижается концентрация вируса в крови до минимального, неопределяемого уровня. Человек с неопределяемым уровнем вируса в крови не может передать ВИЧ другому человеку, при соблюдении приверженности к такой терапии, – отметил Канат Аскаров.

Фото из личного архива Эвелины Мадзигон

Что думают о половом просвещении в школах сами родители, узнали у руководителя филиала РОО "Казахстанский союз родителей" в городе Алматы Эвелины Мадзигон. Как мать и как общественный деятель, она против такого нововведения.

Многие уже стали забывать, что у школы изначально функция только одна – давать среднее образование. К сожалению, многие родители привыкли перекладывать ответственность за воспитание своих детей на школу, что в корне неверно и всегда имеет неблагоприятные последствия и для семьи, и для общества, – считает Эвелина Мадзигон.

По ее мнению, учитель, который, как предполагается, должен проводить уроки полового просвещения, – это посторонний человек, который не имеет никакого морального права затрагивать такие интимные сферы жизни.

Максимум, что можно допустить – это программа биологии в девятом классе, где без излишних подробностей можно пройти тему анатомии и физиологии человека, не делая акцент на половые темы и не формируя какое-либо отношение учеников к этому. Более того, мы, родители, не всегда можем контролировать содержание учебных программ, и есть риск, что дети получат информацию, не соответствующую их возрасту, и уже был как минимум один такой громкий случай в Текели, – сказала она.

Напомним, в апреле этого года в городе Текели разразился скандал из-за буклетов, которые раздали учащимся 7-9 классов в школе № 8. Таким образом психологи школы решили провести лекцию по половому воспитанию, раздав брошюры с подробностями о том, как обращаться с презервативом, что делать, если в организм попала сперма, и как работать с "клиентами".

Безусловно, важно обсуждать такие темы в семье с участием родителя или другого обязательно близкого ребенку родственника. Формируя именно те ценности, которые приняты в каждой конкретной семье, учитывая их традиции, возраст ребенка, его интерес и готовность к получению такой информации, – говорит руководитель филиала Казахстанского союза родителей.

В дополнение она отметила, только члены семьи могут определить, готов ли к этому ребенок и каким образом подать информацию, чтобы не нанести травму, но при этом удовлетворить его интерес. В окружении родительницы многие разговаривают об этом со своими детьми сами и также против урока полового просвещения в школах.

Новости партнеров
×