Буквально за последние три года спрос на казахские национальные украшения заметно вырос.
Фотоколлаж Liter.kz
Спрос на казахские национальные украшения в последние годы вырос в разы. Если раньше их воспринимали как нечто традиционное и возрастное, то сегодня они становятся частью модных образов молодежи, находят место в гардеробе иностранцев и выходят за рамки праздников. Корреспондент Liter.kz поговорила с мастерами-ювелирами о том, почему этностиль снова в тренде, какие орнаменты выбирают казахстанцы и как национальные украшения могут выйти на мировой уровень.
Рост интереса и новые поводы для украшений
“Буквально за последние три года спрос заметно вырос. Если раньше такие изделия покупали в основном для торжеств или в качестве подарка за границу, то сегодня молодежь носит их в повседневной жизни”, — отмечает мастер по обработке янтаря и изготовление украшений из серебра и мельхиора алматинка Гузель Максутова.
В мастерской Jek_style, основанной супругами Евгением и Ириной Кузьмиными в Караганде, тоже подтверждают: интерес закономерен — запрос на национальную идентичность растет.
“Покупают в качестве подарка, но многие сразу выбирают что-то и для себя. Украшения перестали быть только праздничными, они становятся частью обычного стиля”, — подчеркивают мастера.
Ирина Кузьмина. Фото из личного архива.
Материалы и формы
Традиционный металл — серебро, и именно в нем национальные мотивы звучат наиболее аутентично. Однако, как отмечает Гузель Максутова, многие выбирают более доступные варианты, например, мельхиор.
“Если бы у людей было больше денег, они бы чаще покупали серебро”, — говорит она.
В Jek_style добавляют, что также востребованы украшения с яркими акцентами: эмалью и камнями. Молодежь предпочитает смелые формы, люди постарше остаются верны классике и любят наборы.
Символика орнаментов
В топе национальных мотивов — рогообразный орнамент, символизирующий достаток и благополучие. Но этим выбор не ограничивается.
“Кому-то ближе тенгрианство, а кто-то тяготеет к современной интерпретации, даже с элементами мистики. Резких границ здесь нет”, — объясняет Гузель Максутова.
Гузель Максутова. Фото из личного архива
По словам Евгения и Ирины Кузьминых, главная задача ювелиров — не просто повторять старые формы, а стилизовать их, делая актуальными и удобными.
“Музейные экспонаты помогают понять замыслы древних мастеров, но мы стремимся развивать их язык в современных украшениях”, — делятся они.
Мода или традиция?
Иностранцы как правило видят в казахских украшениях прежде всего традицию — они хотят увезти с собой частичку культуры. Казахстанцы же, по наблюдению Гузель Максутова, нередко воспринимают этнические мотивы как моду.
“Главное, что молодежь теперь носит национальные украшения с гордостью”, — подчеркивает она.
Будущее этностиля
Мастера уверены: интерес к национальным украшениям не ослабнет. Главное — развивать мотивы и формы, а не ограничиваться буквальным повторением.
“Возможно, наши украшения однажды попадут в мировые тренды — так же, как благодаря Димашу Кудайбергену весь мир узнал о Казахстане”, — говорит Гузель Максутова.