Из-за утвержденных Минобразованием правил школы могут остаться без директоров
Особенно пострадают северные регионы.
Правила ротации директоров учебных учреждений утвердили в РК в конце 2021 года. По словам тогда еще главы МОНа Асхата Аймагамбетова (ныне министр просвещения), некоторые руководители теряют мотивацию, поэтому их необходимо периодически менять. Однако такая инициатива общественности и в частности депутатам AMANATа кажется губительной – пострадать могут из-за смены руководства около двух тысяч школ, передает Liter.kz.
В своем депутатском запросе партийцы отмечают, что утвержденные правила состоят из 15 пунктов и имеют множество неясностей, недоработок, непонятны критерии, что не исключает вероятности коррупционных рисков. Уже в августе под данные правила подпадают 1 806 директоров школ. Значит, эти школы ждут большие перемены.
Трудовым кодексом вообще не предусмотрено понятие ротации, а введение его в Закон РК “Об образовании” прямо противоречит пункту 2 статьи 2 Трудового кодекса. По сути, ротация вместо стимулирования и повышения эффективности руководителей организаций образования способствует обратному эффекту: нарушению морально-психологического климата в коллективе, проявлению пассивности со стороны действительно заслуживающих уважения директоров и “режим ожидания новой должности” благодаря ротации для бездеятельных директоров, – говорится в запросе.
Принудительное перемещение руководителя, считают депутаты, обесценивает труд и приводит к эмоциональному выгоранию. Ротация повлечет за собой создание конфликтных ситуаций в педагогическом составе и миграцию преподавателей вслед за ротированным директором, а также праведные гнев и возмущение родителей в связи с этой ситуацией.
Директор является главным организатором учебно-воспитательного процесса, несет колоссальную нагрузку и ответственность за всю работу школы, но получает заработную плату ниже, чем учитель-эксперт. И еще, немаловажен тот факт, что в северных регионах страны тяжело найти квалифицированные кадры. А переводить директоров предпенсионного возраста – это психологический надлом и, как следствие, тяжелые заболевания, – отмечают в запросе депутаты AMANAT.
Партийцы считают, что внедрение ротации директоров следует отложить и провести широкие общественные слушания и педагогические советы с целью обсуждения и разработки объективного, справедливого и эффективного механизма ротации директоров школ. А также не подвергать смене тех руководителей, где школа имеет стабильные достижения и результаты работы, положительную динамику развития и высокий уровень образовательных услуг и освободить от ротации руководителя, которому осталось три и менее лет до достижения пенсионного возраста, на основании личного письменного заявления.