Кайрат Камбаров: Политика нашего государства направлена на сохранение семьи при условии безопасности всех ее членов
Бить или не бить? В незапамятные времена этот вопрос обсуждался на самых разных диалоговых площадках. Такими же разными были и мнения: от пресловутого «бьет – значит любит» до «ыдыс сылдырламайтын үй болмайды» («нет дома, где бы посуду не били»). Однако на днях жирную точку в этом вопросе поставил Президент страны, подписав закон, ужесточающий бытовое насилие. Главным образом – в отношении женщин и детей.
О том, как будет осуществляться реализация закона и как в целом в Казахстане обстоят дела с институтом семьи, мы беседовали с Кайратом Камбаровым, председателем Комитета по делам молодежи и семьи Министерства культуры и информации РК.
– Закон о бытовом насилии еще до его принятия активно обсуждался широкой общественностью, и на то были свои причины. Но закон приняли не в одночасье, почему?
– Нормы по ужесточению ответственности за насилие в отношении женщин и детей были разработаны депутатами Мажилиса Парламента еще в 2019 году –это были законопроект о противодействии семейно-бытовому насилию и законопроект по вопросам укрепления института семьи.
Однако возник общественный резонанс. Противники распространяли среди населения ложную информацию об изъятии ребенка из семьи в случае нарушения его прав. Учитывая неоднозначную реакцию в обществе, мажилисмены были вынуждены отозвать законопроекты.
Законопроект по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей инициирован депутатами в сентябре 2023 года. Он был одобрен членами межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, широко обсужден на заседаниях Мажилиса с привлечением общественности.
Последние события в стране показали важность и своевременность принятия данного законопроекта.
– Какой может быть профилактика бытового насилия? С кем ее надо проводить и в каком формате? Какие госорганы должны работать над этим вопросом?
– Профилактика бытового насилия – это комплекс правовых, экономических, социальных и организационных мер, направленных на защиту конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сфере семейно-бытовых отношений, предупреждение и пресечение бытового насилия, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.
В этом вопросе задействованы все государственные органы, организации и граждане нашей страны. В рамках межведомственной работы Министерством культуры и информации совместно с заинтересованными государственными органами реализуется Дорожная карта по пересмотру политики по профилактике бытового насилия, законодательному усилению мер по защите прав женщин и детей, а также по продвижению семейных ценностей.
Дорожной картой предусматриваются системные меры по таким направлениям, как: профилактические меры (выявление семей, лиц, находящихся в сложной ситуации, и их первичная реабилитация); расширение инфраструктуры: вторичная, третичная реабилитация, реинтеграция; кадровое обеспечение; совершенствование законодательства; информационно-разъяснительная работа. Отсюда видно, что охвачены вопросы, входящие в компетенцию МВД, министерства труда и социальной защиты населения, Минздрава, а также министерств просвещения, культуры и информации. Таким образом, это комплексная работа.
Кроме того, с 2023 года реализуется пилотный проект по проведению психологической работы с агрессорами. Его задача – сохранение семьи, снижение уровня преступлений в семейно-бытовой сфере, улучшение морально-психологического климата в семьях с привлечением экспертов кризисных центров. Пилотный проект по работе с агрессорами проводится пока в 5 регионах: Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Алматинской, Акмолинской областях и в Астане.
В первую очередь мы ставили задачу по повышению квалификации специалистов. В прошлом году обучающие тренинги по работе с агрессорами прошли 70 сотрудников кризисных центров, 280 инспекторов группы по защите женщин от насилия, а также участковые инспектора 5 регионов.
Вторым этапом организованы психологические и юридические консультации для агрессоров. В целом им оказано порядка 400 консультаций.
В работе используется канадская методика «ODARA», с помощью которой можно спрогнозировать риски совершения повторных насильственных действий у агрессоров.
По результатам данной работы в Законе по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей предусмотрена норма по применению судом обязательной психологической помощи, направленной на изменение агрессивного поведения правонарушителя. В настоящее время агрессоры проходят обучение на добровольной основе, но, как показывает практика, этого недостаточно. С текущего года проект будет реализован во всех регионах страны.
– В этом году также широкое распространение получит деятельность центров поддержки семьи. Расскажите о них подробнее.
– Сегодня для оказания комплексной помощи семьям в регионах функционируют 68 центров поддержки семьи. Это востребованная с 2019 года практика по предоставлению нуждающимся в помощи гражданам комплекса услуг по принципу «одного окна». Наряду с психологической, социальной и правовой помощью, центры оказывают также и всестороннюю поддержку по укреплению института семьи. Только с начала текущего года, центрами оказано более 100 тысяч консультаций.
В принятом недавно Законе по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей предусмотрены такие функции центров поддержки семьи, как реализация государственной семейной политики, в том числе меры по сохранению брака и семьи, координация работы по охвату поддержкой лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание поддержки лицам с признаками бытового насилия.
В настоящее время нашим министерством создана рабочая группа по совершенствованию деятельности центров поддержки семьи. Разработаны проекты единой концепции и положения деятельности центров.
– Одна из главных причин разводов в нашей стране – физическое насилие в семье?
– Согласно данным Бюро национальной статистики, за последние 5 лет наблюдается снижение количества зарегистрированных разводов. Так, если в 2018 году данный показатель составлял 54 797, то в 2022 году показатель снизился до 44 517, или на 18,7%. По сравнению с 2021 годом число зарегистрированных разводов уменьшилось на 7,7%.
Чаще всего разводятся в Астане, реже – в Туркестанской области.
Согласно данным национального доклада «Казахстанские семьи-2022», причинами, влияющими на развод, являются алкоголизм, наркомания кого-то из супругов – 61,7%, насилие в семье (бьет супругу или детей) – 51,1%, измена – 47%, увлечение азартными играми кого-то из супругов – 38,4%.
– Тем не менее, принято считать, что институт семьи себя исчерпал. Вы с этим согласны?
– Данные Всемирного обзора ценностей демонстрируют, что в Казахстане сохраняется высокий показатель ценности семьи – свыше 93%. Согласно данным социологического исследования, основными ценностями, которые воспитываются у детей в казахстанских семьях, являются трудолюбие (33,8%), самоуважение (31,8%), честность (31,7%), уважение к старшим (25,3%), уважение к окружающим (16,6%).
Государство со своей стороны также поддерживает значимость семьи. Ежегодно проводится национальный конкурс «Мерейлі отбасы». За 10 лет в нем приняли участие более 20 тысяч семей из всех регионов Казахстана.
На постоянной основе организована совместная работа с экспертами, НПО, объединениями родителей, в том числе с Союзом отцов, Советом матерей при АНК по вопросам воспитания и обеспечения прав детей.
В стране с 2012 года функционирует республиканское общественное объединение «Союз отцов», который занимается вовлечением отцов в семейную жизнь. На сегодняшний день при школах открыто более 200 филиалов Союза отцов. При поддержке Национальной комиссии они ежегодно проводят Республиканский форум отцов. По рекомендации VII Республиканского форума с 2023 года казахстанский календарь праздников дополнен новыми праздниками – Днем отцов (третье воскресенье июня) и Днем матерей (второе воскресенье мая).
Важным этапом в развитии семейной политики стал переход к доказательной и научно-обоснованной политике. Центром исследований в сфере семейной и гендерной политики проводятся социологические исследования на актуальные темы в сфере семьи. Каждые два года Центр готовит национальные доклады «Казахстанские семьи», «О противодействии семейно-бытовому насилию в РК». Это служит основой в процессе принятия решений в сфере.
В организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального образования утверждена Единая программа воспитания, направленная на воспитание трудолюбивого, честного, сознательного, созидательного гражданина на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Кроме того, для активизации взаимодействия семьи и школы, повышения уровня правовой и педагогической грамотности в 5 384 (77,9%) школах республики созданы Центры педагогической поддержки родителей.
Для подготовки молодежи к семейной жизни и уменьшения вероятности развода в 2023 году разработана Концепция повышения осведомленности пар, вступающих в брак, по вопросам сохранения положительных семейных традиций и духовно-нравственных ценностей, планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья мужчин и женщин.
На основе данной Концепции запущен пилотный проект в Астане и Шымкенте по добрачному безвозмездному консультированию и обучению граждан, подающих заявление на регистрацию брака, по вопросам планирования семьи и семейной психологии, репродуктивного здоровья, планирования семейного бюджета и другим важным вопросам.
После имплементации данной меры, оценки эффекта от ее внедрения будет рассмотрен вопрос об увеличении количества регионов.
Таким образом, семейная политика в нашей стране является важной составной частью всей социальной политики государства.
При этом, как говорит наш Президент, нужно начинать с себя. Прежде всего каждый член общества должен предъявлять наиболее высокие требования к себе. Лучшие же практики должны широко освещаться и поддерживаться в сфере СМИ.
– Отслеживаете ли вы международный опыт в области профилактики бытового насилия?
– Мы, конечно же, изучаем международный опыт, многочисленные подходы и методики по работе с пострадавшими от бытового насилия. Одним из таких инструментов является Пакет основных услуг для женщин и девочек, подвергшихся насилию (Essential Services Package for Women and Girls Subject to Violence), разработанный Объединенной глобальной программой ООН по основным услугам для женщин и девочек, подвергшихся насилию, который был запущен ЮНФПА и Структурой «ООН-женщины» в декабре 2013 года при поддержке и финансировании правительства Испании и правительства Австралии. Это методическое пособие, определяющее основные услуги, которые должны быть предоставлены всем женщинам и девочкам, подвергшимся гендерному насилию, включая услуги, которые должны предоставляться секторами здравоохранения, социальных служб, полиции и правосудия.
В качестве примеров национальных практик следует привести опыт Австрии по организации помощи пострадавшим от бытового насилия. В Австрии созданы центры по защите от бытового насилия во всех девяти провинциях, чтобы обеспечить активную и всестороннюю поддержку. Эти центры управляются НПО и полностью финансируются государством. Они предлагают многоотраслевые услуги, координирующие работу с системой уголовного правосудия, полицией, гражданскими судами, системой здравоохранения, социальных услуг, услуг для женщин, защиты детей, службами пробации и НПРО, работающими конкретными группами населения, такими, как мигранты.
Другим примером лучших практик межведомственного реагирования на домашнее насилие является Испания. По оценке Совета Европы Испания создала всеобъемлющую организационную систему борьбы с насилием в отношении женщин, характеризующуюся высокой степенью регулирования посредством законов, постановлений и процедурных правил, особенно в отношении координации структур и задач.
Изучая международный опыт, на сегодняшний день Министерство внутренних дел в работе с агрессорами использует канадскую методику «ODARA», с помощью которой можно спрогнозировать риски совершения повторных насильственных действий у агрессоров.
– Закон о бытовом насилии принят, каковы его основные нормы?
–Для недопустимости насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения предусмотрен ряд норм.
Во-первых, восстанавливается уголовная ответственность:
– за причинение легкого вреда здоровью с наказанием в виде штрафа до 200 МРП, либо привлечение к общественным работам до 200 часов, либо арестом до 50 суток;
– за нанесение побоев с наказанием в виде штрафа до 80 МРП, либо привлечение к общественным работам до 80 часов, либо арестом до 25 суток.
При этом в случае совершения таких деяний с особой жестокостью, в отношении несовершеннолетнего и лица в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением профессионального или общественного долга может быть применено ограничение либо лишение свободы до 2 лет.
Во-вторых, ужесточается уголовная ответственность за:
– истязание несовершеннолетнего либо лица, находящегося в беспомощном состоянии, нанесение тяжкого и среднего вреда здоровью. В частности, исключается альтернативный вид наказания, как «ограничение свободы», с применением только лишения свободы.
– за убийство малолетнего либо педофилию вводится безальтернативная мера наказания, как «пожизненное лишение свободы».
В-третьих, регламентируется порядок применения особых требований к поведению лиц, совершивших административное, уголовное правонарушение в отношении несовершеннолетнего либо в сфере семейно-бытовых отношений.
В частности, по решению суда к ним может быть установлено прохождение психологической помощи в медицинских организациях.
Для охраны и защиты жертвы насилия суд в исключительных случаях вправе на определенный срок применить к лицу, совершившему уголовное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений, меру правового воздействия в виде запрета на совместное проживание.
Также для своевременного выявления фактов насилия предусмотрена норма, предусматривающая возможность реагировать уполномоченным органам на сообщения в средствах массовой информации о фактах насилия.
Еще один момент – для профилактики суицида установлена уголовная ответственность за доведение до самоубийства или склонение к самоубийству с наказанием в виде лишения свободы на срок от пяти до девяти лет.
А также вводится новая уголовная ответственность за пропаганду самоубийства в виде штрафа в размере 200 МРП.
Кроме того, вводится административная ответственность за буллинг и кибербуллинг несовершеннолетнего с наказанием в виде штрафа 10 МРП.
Для обеспечения защиты прав детей, проживающих в интернатных организациях, предусмотрены нормы по беспрепятственному проведению проверок условий содержания (питание, образование, оздоровление, лечение и др.) в социально значимых объектах. Таким образом, госконтроль в интернатах для детей всех типов и форм будет проводиться без предварительного уведомления субъекта контроля.
Также законом предусмотрены нормы по наличию лицензий у организаций, оказывающих специальные социальные услуги и образовательно-оздоровительные услуги для детей.
Предусмотрена норма по деятельности центров поддержки семьи.
Стоит отметить, в законе нет ни одной нормы, связанной с вопросом изъятия детей из семей. Вся информация касательно этого момента, которая распространяется в социальных сетях, является фейком.
Политика государства направлена на сохранение семьи, ребенка в кровной семье, приоритета родителей перед всеми другими лицами в вопросах воспитания, образования и безопасности детей.
Миргуль Джилкишинова