Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Сейчас каждый, кто помогает в борьбе с водной стихией, – волонтер

22.04.2024, 15:45
Сейчас каждый, кто помогает в борьбе с водной стихией, – волонтер
Фото: Радмира Фахрутдинова

В эти дни все внимание приковано к регионам, страдающим от паводков. На борьбу со стихией вышли люди, которые плечом к плечу с представителями МЧС помогают местным жителям, и это отнюдь не профессионалы-спасатели. Люди разных возрастов и профессий в свободное время идут туда, где каждая пара рук на счету...

Волонтеры. Люди с огромным сердцем. Герои нашего дня. О том, на чем основана их деятельность, легко ли быть волонтером, и какие у них есть проблемы, мы говорили в «Гостиной «Литера» с исполнительным директором Национальной волонтерской сети (НВС) Татьяной МИРОНЮК.

– Татьяна, в эти дни волонтеры тесно взаимодействуют с представителями МЧС на местах. Как складывается сотрудничество?

– Сегодня уже можно смело говорить о том, что у нас полное взаимопонимание. Немного забегая вперед, скажу, что с МЧС у нас на этот год были планы сделать работу волонтеров, скажем так, «легальной» именно в зонах чрезвычайной ситуации. Мы должны были принять алгоритмы взаимодействия между странами Центральной Азии, а также запустить обучение оперативной группы волонтеров. В эти дни должно было уже пройти обучение для первых 20 человек в Костанайской области, и они бы были приравнены к спасателям. До настоящего времени такой мандат доступа в зону ЧС есть только у Красного Полумесяца, потому что они международная организация. Мы же хотим, чтобы такой доступ был и у казахстанских волонтеров во всех регионах. Поэтому мы 4 года напрямую работаем с МЧС и в этом году совместно планировали, что пилотный проект должен был заработать. Но случилось то, что случилось, и обучение пришлось отложить. На самом деле это очень эффективный проект. С каждого региона по конкурсу проходят в эту группу по 20 человек, они сдают все нормативы, проходят обучение на полигоне Казспас, где обычно обучаются только сотрудники МЧС, спасатели и пожарные.

Мы надеемся, что до конца года все-таки удастся запустить проект. Потому что его важность подтверждается событиями этих дней. Волонтеры ликвидируют только последствия ЧС, хотя могли бы сделать больше.

– Какова роль НВС в развитии волонтерского движения в нашей стране?

– НВС создана в 2010 году волонтерскими организациями, которые занимались в разных направлениях, но решили объединиться, потому что на тот момент не было закона о волонтерской деятельности, не было понимания дальнейшего развития и системной поддержки волонтеров. В 2009 году в закон о молодежной политике удалось внести лишь одну правку – понятие о том, кто такой волонтер.

Поскольку в Казахстане волонтеры – это инициативные группы, то они работали вне закона. Волонтеры не имели доступ практически никуда. Помню, меня саму часто проверяла прокуратура – почему я помогаю одинокой бабушке, например, не движет ли мной меркантильный интерес и так далее. Поэтому в НВС мы занимаемся прежде всего продвижением инфраструктуры и законодательной базы. То есть всем, что помогает осуществлять деятельность волонтеров. Продвигать инициативы волонтерского сообщества на самый высокий уровень.

– Особую популярность волонтеры приобрели во время проведения ЭКСПО-2017. Неужели и тогда работали безо всяких правовых документов?

– В 2016 году как раз был принят закон, накануне ЭКСПО, который позволил волонтерам работать в рамках закона. Далее, по хронологии, в 2019 году прошел Казахстанско-Российский форум, на котором нас поддержал Глава государства, объявив 2020 год Годом волонтера. Планов было много, но начался ковид. Однако волонтеры не сидели, сложа руки. Как раз наоборот, именно в тот год было большое количество людей, которые добровольно системно занимались благими делами. Количество волонтеров достигло 300 тысяч человек. Это огромный показатель для Казахстана.

В том же году мы пишем впервые о том, что нам нужен стандарт господдержки. И опять Президент нас поддерживает, и вот уже в 2022 году подписаны поправки в закон, которые дают крутые вещи для волонтеров.

Это и обеспечение, и дополнительные поощрения для волонтеров, и предоставление помещения без оплаты на период ЧС.

Одним словом, нас заметили, нас признали как эффективную часть общества, и в нас поверили.

В 2020 году была принята Дорожная карта до 2023 года, в ней был обозначен ряд министерств, которые отвечают за развитие и поддержку волонтерской деятельности. Та дорожная карта была выполнена на 70%.

С этого года действует новая Дорожная карта, в ней предусмотрены новые проекты по поддержке волонтерства. Расширение ряда министерств, работающих с волонтерами, вообще в плане начать работу по отраслевому волонтерству. Это когда волонтеры определенного направления напрямую взаимодействуют со взаимосвязанными с ними государственными структурами. Это новый уровень для Казахстана.

– Что касается поддержки – как к вам относятся госструктуры?

– В прошлом году мы ездили по всем регионам, встречались с представителями местных исполнительных органов. Так вот, хочу сказать, нас очень хорошо принимали и заместители акимов, и руководители департаментов. Во всех регионах работают наши фронт-офисы – в качестве площадки для поддержания волонтерских инициатив. Где-то на базе молодежных ресурсных центров, где-то через реализацию неправительственных организаций, они получают поддержку от акимата, но, конечно, хотелось бы прямой поддержки, отдельных ставок на людей в них, также материально-технического обеспечения. В каких-то регионах лучше, в каких-то только приходит понимание, как это важно.

– Волонтеров в стране много, это разные организации. Как вы друг с другом контактируете?

– Отмечу, что НВС не имеет «своих» волонтеров. Мы можем научить, подсказать, состыковать. Тем не менее у нас есть свои волонтерские проекты. Это «Жеңіс» – помощь ветеранам и труженикам тыла в 30 городах страны, причем не только 9 мая, а круглый год: посадка огородов, привезти дрова, разгрузить уголь, почистить снег и так далее.

Есть у нас несколько проектов с ЮНИСЕФ по разным направлениям. Например, экологическое направление, профилактика буллинга. В рамках этих проектов мы обучаем волонтеров, а они, в свою очередь, учат детей, как правильно реагировать в разных ситуациях: ЧС, теракт и так далее.

– Сегодня в регионах работают обученные волонтеры?

– Не везде. Надо признать, никто не предполагал, что трагедия обретет такие масштабы. Но наши фронт-офисы первыми открыли пункты гуманитарной помощи, отработали алгоритм того, как взаимодействовать с МЧС, а на местном уровне это их департаменты.

Что удобно – МЧС напрямую работают с представителями в регионах – ДЧС. В отличие от других министерств, где департаменты на местах подчиняются акиматам, и там сложней выстраивать взаимосвязь. Здесь же буквально в течение 40 минут мы уже знали, кто из каждого региона будет контактировать с фронт-офисами. Это очень важно – знать, куда поступил гуманитарный груз, куда его направить, на какие участки направить людей.

В эти дни мы особенно ощущаем слаженность действий всех структур. Раньше как было: акимат действовал по-своему, МЧС по своим правилам, волонтеры вообще непонятно где, не ориентированы или самое печальное – просто нет доступа к важной информации… Сейчас такого нет. Но хочу сделать пометку, конечно, не везде так хорошо выстроена работа, и есть много нюансов, над которыми важно и нужно работать. Но все-таки есть хорошие результаты, и мы надеемся, что это приведет к укреплению взаимосвязи, госорган – волонтеры для эффективного решения проблем.

– Вот вы сейчас напомнили про гуманитарные грузы, важнейшую часть помощи в случаях ЧС. Но! То тут, то там мы слышим, видим, как целые грузовики с отправленными вещами выкидывают на свалку. Это вина тех, кто отправил, или тех, кто не оценил «по достоинству»?

– Это одна из важнейших задач нашей работы – понимать, как правильно собирать гуманитарный груз. Фронт-офисы этому обучены. Но в эти дни есть разные пункты сбора, вот через них и отправляют утиль. Я сама видела, как кто-то пытался отправить в затопленный район большую партию… купальников. В моей практике был случай, когда в Турцию с гуманитаркой пытались отправить коньки. Кто-то принес латексный костюм… Поэтому я не устаю повторять, что алгоритм сбора и отправки помощи важен.

Да, в условиях ЧС надо быстро реагировать, быстро помогать. Но надо сначала подумать. Важно отсортировать, подписать содержимое коробок и сумок. Когда грузовик приезжает в регион и уже приходят люди, чтобы получить необходимое для себя, ты при них, открывая коробки, должен быстро понять, где что лежит: лекарства, продукты, теплые носки, фонарики. А видеть это при приеме из отправленного пункта.

Почему я на этом заостряю внимание? Потому что в прошлом году при лесных пожарах в Абайской области, когда люди также со всей страны отправляли помощь, многое из продуктов испортилось. Когда уже после пожаров мы стали разбирать склады, обнаруживали большое количество испорченных фруктов, овощей. Было жаль, что люди, которые формировали гуманитарку, не сортировали ее.

– Такой огромный объем работы, и все – чисто на энтузиазме… Ведь волонтеры работают бесплатно?

– Совершенно верно. Очень редко бывает компенсация, но это не оплата труда. Если, например, в рамках проекта предусмотрено питание или проезд для волонтеров, то организаторы могут компенсировать их деньгами. Это совершенно законно.

– Есть статистика по количеству волонтеров в стране в работе по паводкам?

– По статистике, более 38 тысяч волонтеров по стране. На самом деле их меньше примерно на 30%. Потому что они дублируются в разных списках, их количество прибывает-убывает...

– Волонтеры – это в основном молодежь?

– Средний возраст волонтера – от 30 лет и выше.

– С какими проблемами вы сталкиваетесь в деятельности волонтеров?

– У меня есть любимое выражение: волонтер – тоже человек. У него есть семья, работа, потребности. Он помогает по мере своей возможности. Если человек волонтер, это не говорит о том, что он должен встать и пойти работать в любые условия. Он выбирает помогать там, где ему нравится. Если человек, к примеру, боится собак – как он пойдет в приют для собак? Он там пользы точно не принесет. Есть, кто любит общаться с пожилыми людьми, кто находит общий язык с детьми. Кто-то любит кошек, кто-то собак. Волонтеры часто сталкиваются с непониманием со стороны общественности. Особенно сейчас много хейта в социальных сетях.

– При этом никаких поблажек для волонтеров в нашей стране нет. А за рубежом волонтерский опыт вроде как может повлиять при поступлении в вуз?

– Стаж волонтерской деятельности влияет на поступление в зарубежные вузы. С этого года должен заработать такой же механизм и в нашей стране. Закон об этом упоминает. Это было внесено правками в закон от 2022 года.

Сейчас в резюме можно указывать волонтерство как опыт работы – это тоже бонус, многие работодатели отдадут предпочтение именно такому кандидату.

Знаете, человек такое существо, что он предрасположен помогать. Есть такое исследование, что у тех, кто помогает ближнему, на 30% ниже риск сердечно-сосудистых заболеваний, меньше риск заболеть болезнью Альцгеймера – на 50%. Не берусь утверждать, что это соответствует истине, но знаю точно, что помогать – это круто. Начав однажды, ты уже не можешь остановиться.

– Есть какие-то правила или принципы у волонтеров?

– Кроме основных трех «китов» – «добровольно, безвозмездно и на благо общества» – можно выделить еще принцип волонтеров: не навредить. Второе – позаботиться о себе. Потому что ты если не сможешь помочь себе, то и другим не сможешь помочь.

В эти дни в регионах, пострадавших от наводнения, очень много людей, добровольцев, которые укрепляют дамбы, таскают мешки с песком, наполняют эти мешки, приносят горячее питание для тех, кто работает. Так вот, эти люди сами не знают, что они тоже волонтеры. Работая безвозмездно, без ожидания благодарности и похвалы, они вносят свой посильный вклад в общее дело.

Миргуль Джилкишинова

Новости партнеров
×