Каирбек Сулейменов: Созданная Первым Президентом правовая система доказала свою состоятельность
О том, в каких непростых условиях совершались первые самостоятельные шаги молодого государства, о создании его правовой системы, решающей роли Первого Президента Нурсултана Назарбаева в создании прочного фундамента Независимости Республики Казахстан рассказал в интервью LITER известный государственный и общественный деятель Каирбек Сулейменов.
– Каирбек Шошанович, страницы вашей биографии отражают важный отрезок истории страны – период обретения независимости. В 1990 году вы были заместителем заведующего государственно-правовым отделом ЦК Компартии Казахстана и в том же году стали заведующим государственно-правовым отделом Аппарата Президента страны. Как известно, именно в 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, а через год – Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». То есть вы принимали непосредственное участие в подготовке этих исторических документов. Расскажите, пожалуйста, о том, как и в каких условиях проходила эта работа...
– Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, принятая 25 октября 1990 года Верховным Советом республики, положила начало быстрому росту суверенного правосознания казахстанцев. И стала исторической вехой уходящего ХХ века.
Являясь заведующим государственно-правовым отделом Аппарата Президента, я имел в своем распоряжении сильную команду, в которую входили ставшие впоследствии видными государственными деятелями юристы, такие, как М.С. Нарикбаев, И.И. Рогов, Ж.К. Асанов, Б.А. Мухамеджанов, Ю.И. Обрядин, В.А. Малиновский и другие. Мы активно взаимодействовали с нашими коллегами в Верховном Совете, где шли бурные дискуссии о содержании этого документа. Причем не только о содержании шла речь. Ведь были и убежденные противники принятия Декларации, особенно в депутатской среде. Не могу сказать, что вопрос стоял ребром – быть или не быть, но я на себе ощущал, мягко говоря, откровенное недружелюбие немалой части наших парламентариев, многих из которых вынесла на вершину республиканской законодательной власти волна модного в то время местечкового популизма.
Неслучайно Президенту приходилось накладывать вето на некоторые законодательные акты, принятые Верховным Советом РК, которые препятствовали ходу реформ. Скажу откровенно – правовой блок Аппарата Президента в начале 90-х годов оказался в прямом противостоянии с юристами Верховного Совета, которые порой поддавались групповому эгоизму депутатов, упорно отстаивавших свои консервативные убеждения. В этой ситуации Нурсултан Абишевич занимал позицию объективного и справедливого рефери, поддерживая не «своих», а тех, кто был ближе к истине и двигался в направлении реформ.
Декларация – это не закон, а своеобразный политический манифест, принятие которого означало выражение воли казахстанского народа. Президент Нурсултан Назарбаев значительную часть своего рабочего времени проводил в Верховном Совете, и я постоянно находился рядом с ним. До сих пор поражаюсь его выдержке и хладнокровию в общении с оппонентами.
Это через год станет все ясно, и принятию Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» 16 декабря 1991 года никто уже не мог воспрепятствовать.
Хотелось бы напомнить, что катализатором развала СССР явились события августа 1991 года, именуемые ГКЧП. Они олицетворяли собой последнюю попытку московских членов Политбюро ЦК КПСС остановить ход истории. В октябре 1991 года Нурсултан Абишевич направил меня на работу в МВД в качестве первого заместителя министра, и я уже не участвовал в подготовке этого Закона, но проект его был разработан нами гораздо раньше. Дело в том, что Первый Президент в силу своей редкой прозорливости и глубокого знания сути происходящих глобальных процессов общественного развития не был застигнут врасплох при развале СССР, как некоторые «знатоки» это сейчас пытаются представить. Если бы это было так, то Декларация, провозгласившая создание Содружества Независимых Государств, не была бы подписана главами 11 союзных республик 21 декабря 1991 года именно в Алма-Ате.
Надо сказать, что перед развалом СССР в Москве шла работа по подготовке Союзного договора, который, по мнению большинства членов Политбюро ЦК КПСС, должен был сохранить Советское государство. Большую работу по подготовке этого документа вела заместитель Председателя Верховного Совета Казахской ССР З.Л. Федотова. Мне в то время приходилось координировать наши действия с позиции Нурсултана Абишевича с Администрацией Президента РСФСР.
Союзный договор не был принят из-за августовских событий 1991 года, во время которых Н.А. Назарбаев проявил великое терпение и мудрость подлинного лидера нации. Хотя и здесь он ощущал противодействие не только из Москвы, но и внутри страны. Я об этом знаю и заявляю, что судьба СССР оказалась тогда в руках Нурсултана Абишевича – поддержи он ГКЧП, и Союз не развалился бы. Но в Москве пролилась бы большая кровь!
– Каирбек Шошанович, в последующие годы вы не раз возвращались на ответственные посты в Администрации Президента Казахстана, находились непосредственно рядом с Первым Президентом. Какие задачи были приоритетными в те годы, когда вы там работали, и как бы вы охарактеризовали особенности, стиль управления Елбасы в те периоды?
– В Администрацию Президента я возвращался дважды: в 1992 году – на должность Государственного Советника и в 2008 году – в качестве Помощника Президента – Секретаря Совета безопасности.
Все эти годы главными приоритетами в моей деятельности были реализация поручений Главы государства в сфере обороны, национальной безопасности, правопорядка, по становлению правовой системы государства, включающей в себя правоохранительные и судебные органы, по разработке законодательной базы страны, а также взаимодействие Администрации Президента с Парламентом, Правительством и местными органами власти по перечисленным выше вопросам.
Если вести речь о некоторых важных политических событиях начала 90-х годов, то необходимо отметить железную волю Н.А. Назарбаева, проявленную им во время прекращения работы Верховного Совета в 1995 году на основании решения Конституционного Совета. Сейчас говорят о роспуске Парламента, но Президент никогда не прибегал к крайним мерам, и это был не роспуск, а, подчеркиваю, вынужденное прекращение деятельности. В отсутствие Верховного Совета Нурсултан Абишевич взял на себя всю полноту ответственности за судьбу государства, в течение года издавал указы, имеющие силу законов, и существенно продвинул необходимые реформы. Всего указов было 147.
На вопрос о стиле управления Елбасы в тот период скажу, что мне легко было в эти сложные годы работать с ним. Он умеет слушать и слышать, дает возможность проявить себя, и я всегда поражался его глубокому пониманию сути вещей.
Примером видения перспективы развития государства и общества является позиция Первого Президента по вопросу смертной казни. Объявив своим Указом от 17 декабря 2003 года введение моратория на ее применение, Нурсултан Абишевич со всей очевидностью сознавал, что значительная часть наших граждан встретит это решение как минимум без энтузиазма. Тем не менее он пошел на этот шаг, поскольку был глубоко убежден, что демократизация уголовного законодательства не должна зависеть от криминальной ситуации, какой бы сложной она ни была. Многие правоохранители, и я в том числе, считали в то время, что наличие смертной казни за совершение особо тяжких преступлений является мощным предостерегающим фактором для преступного мира. Но жизнь показала, что исключение из арсенала правоприменительной практики этого крайнего средства наказания с заменой на пожизненное заключение не имело никаких отрицательных последствий.
Это яркий пример подлинно гуманистического мировоззрения Н.А. Назарбаева, основанного не на стремлении соответствовать абстрактным демократическим идеям, а на бесстрастном и прагматичном подходе к глобальным вопросам бытия.
За время долгой совместной работы я неоднократно убеждался в исключительной объективности и милосердии Нурсултана Абишевича. Он всегда показывал пример настоящего человеколюбия.
Юристы Казахстана, работавшие с Елбасы при разработке конституций, иных важнейших законов, видели в нем человека, обладающего значительными юридическими познаниями, хотя он и не имел диплома юриста.
Вообще, я прямо скажу, за свою многолетнюю практику в различных ипостасях я больше не встречал столь одаренную личность, способную так располагать к себе и раскрывать лучшие творческие качества собеседника и коллеги.
– Вы возглавляли Министерство внутренних дел Республики Казахстан, были командующим Внутренними войсками, возглавляли Совет Безопасности нашей страны. То есть непосредственно с вашим участием закладывались основы современной правовой системы государства. Вспоминая о том периоде во время нашей с вами предыдущей беседы, вы рассказали о том, как в течение нескольких лет возглавляли одновременно Министерство внутренних дел Республики Казахстан и Внутренние войска. И благодаря такому нестандартному решению Нурсултана Абишевича, а также его руководству силовыми структурами был утвержден приемлемый уровень правопорядка, установлено верховенство закона. При этом вы упомянули программы правовой реформы и борьбы с преступностью, принятые по инициативе Первого Президента в начале 90-х годов. Как это происходило, и какие в этих программах делались акценты?
– Первый Президент Н.А. Назарбаев, действительно, лично руководил силовыми структурами. Я имею в виду вопросы стратегического порядка. Именно по его поручению разрабатывались программы борьбы с преступностью и правовой реформы того времени, что позволило обеспечить системность в создании правового фундамента государства и утверждении правопорядка в период разгула общеуголовной и организованной преступности начала 90-х годов.
Полное доверие и постоянная поддержка наших действий позволяли принимать самые решительные меры. Президент регулярно встречался с личным составом сил правопорядка. Давал поручения Правительству обеспечить нас самым необходимым в условиях бюджетного дефицита.
Следует заметить, что содержание программы правовой реформы даже в те сложные годы было нацелено на перспективу. Во главу угла ставились верховенство закона, тесная связь с населением, неуклонное соблюдение конституционных прав граждан.
Меня всегда поражало, насколько Нурсултан Абишевич был эффективен в создании правовой системы, умело сочетая различные меры – от убеждения до жестких решений, – в зависимости от конкретной ситуации.
Мне пришлось участвовать в этом процессе как в статусе организатора исполнения воли Елбасы в центре принятия решений – Администрации Президента, так и в роли руководителя важного правоохранительного ведомства. И я, как никто другой, имел возможность убедиться в верности его стратегии.
– Сегодня казахстанская полиция отмечает свой профессиональный праздник. Вы стояли у истоков создания современной полиции. 23 июня 1992 года Верховный совет РК принял Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», по сути, первый правовой акт, определивший задачи и функции казахстанской полиции. А 5 июня 2007 года Президент Казахстана своим Указом утвердил 23 июня Днем полиции. Какие задачи стояли тогда перед полицией, и как они трансформировались в дальнейшем?
– Органы внутренних дел, как и другие правоохранительные органы, спецслужбы и суды, благодаря Н.А. Назарбаеву с первых дней своего функционирования в условиях независимого Казахстана решали поставленную им задачу утверждения правопорядка и законности с тем, чтобы страна имела благоприятные условия для экономических и политических реформ. И мы с этим справились.
Трансформация целей и задач касается прежде всего тактических аспектов, и на этом пути были свои проблемы и определенные неудачи.
Но в целом правовая система, созданная Президентом Н.А. Назарбаевым, доказала свою состоятельность и в полной мере отвечала вызовам всех этапов развития общества и государства. Остаются вопросы, требующие постоянного внимания. Это кадровые проблемы и повышение авторитета в глазах населения, демократизация законодательства и правоприменительной практики. Действующий Президент К.К. Токаев продолжает правовую политику Елбасы, совершенствуя сложившуюся правовую модель.
– Вы внесли большой вклад в становление и укрепление Независимости нашей страны и, казалось бы, могли с чистой совестью, как говорится, почивать на лаврах, уйти на покой. Однако вы продолжаете активно участвовать в жизни страны, занимаетесь общественной деятельностью. Почему вы приняли для себя такое решение, и какие задачи в общественном поле считаете главными для себя?
– Независимость для меня – особое понятие. Сын и внук жертв коллективизации начала прошлого века, я живу в Казахстане с 1975 года. Рядовой следователь, в одиночку приехавший на святую историческую родину из Сибири, в 90-е годы оказался в команде Н.А. Назарбаева, сделал отличную карьеру и честно, по мере своих сил и возможностей вносил свой вклад в дело реализации идей Первого Президента на всех постах, которые он мне доверял.
Доказательством верности политике Елбасы является и моя текущая деятельность. Так, я работаю в качестве Первого заместителя Республиканского общественного Совета по противодействию коррупции при партии «Nur Otan», занимаюсь защитой прав предпринимателей в возглавляемом мною Совете в НПП «Атамекен», состою членом рабочей группы в Совете безопасности РК по правовой реформе и так далее.
Убежден, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Тем более что проблем в сфере моих интересов и познаний еще предостаточно. Не понимаю моих соратников, которые с уходом на пенсию прекратили активную жизнь в политике. Свой долг перед страной, казахстанцами и Елбасы надо возвращать. Иного не дано!
Главным для себя в общественной работе считаю возможность делиться опытом и продвигать реформы Н.А. Назарбаева и его преемника К.К. Токаева. Оснований для почивания на лаврах не вижу!
К сожалению, некоторые современные реформаторы за деревьями не видят леса, полагая, что настоящие реформы только начинаются и именно в связи с их персональным участием в них. Приходится напоминать им о том, что преемственность и эволюция – не пустой звук.
Вынужден сказать и о том, что зачастую «освежаю память» некоторых моих коллег по трудным 90-м годам, сосредоточенных на своих заслугах перед государством, забывающих, что построил это государство Н.А. Назарбаев, а мы ему помогали, и не более.
– Каирбек Шошанович, в чем, на ваш взгляд, значимость Независимости для нашего народа? Какие достижения за 30 лет Независимости вы считаете основными?
– Главными достижениями Независимости считаю мир и стабильность в нашей стране, предсказуемость внутренней и внешней политики Казахстана. Все это основано на фундаменте, заложенном Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, и наша задача – поддерживать продолжение курса Елбасы конкретными делами. Каждый на своем месте.
– Благодарю за беседу.
Беседовал Нургали АБИЛЬДАЕВ