Как изменились потребительские привычки казахстанцев в период карантина

Сегодня при выборе товаров первой необходимости покупатели останавливаются на продуктах из эконом-сегмента.
Жулдыз Жапарова

Пандемия коронавируса повлекла за собой значительные изменения в образе жизни людей. Вынужденная изоляция, удаленный режим работы, переход на домашнее питание – все это сказалось на покупательском поведение казахстанцев. Что происходит с потребительскими предпочтениями в Казахстане и как изменилось поведение покупателей в последнее время, изучила редакция Liter.kz.

По словам коммерческого директора МЕТРО Казахстан Натальи Мархиевой, период пандемии можно условно поделить на три этапа: неделя до карантина, период режима ЧП, а также период после отмены ЧП.

«На первом этапе наблюдался небывалый ажиотаж со стороны посетителей. Люди старались закупиться впрок, запастись, так сказать, жизненнонеобходимыми товарами. Скорее всего вы наслышаны о дефиците туалетной бумаги и гречки. Мерчендайзеры только и успевали выкладывать товар на полки. В этот период рост суммы покупательской корзины составил от 29% до 58% по отношению к предыдущему месяцу в разных городах Казахстана. В это время в разы увеличился спрос на бытовую химию, туалетную бумагу, крупы, макароны, консервы, а также недорогой алкоголь», - рассказала Наталья Мархиева.

Как сообщили в компании, второй этап, продлившийся почти два месяца был примечателен редкими, но большими объемами закупа товара. Казахстанцы предпочитали закупаться впрок, чтобы реже выходить за покупками. Также есть предположение, что увеличение суммы единарозового закупа связано с необходимостью готовить дома чаще и больше, так как, в основном, все члены семьи находились дома в этот период. Во многих регионах продажи снизились от 3% до 15%, однако Алматы и Шымкент показали рост 14% и 25% соответственно. В период ЧП увеличился спрос на курицу, лимон, имбирь, алкогольные напитки, а также конфеты и шоколад. Последнее может быть связано с психологическим аспектом, а именно желанием людей сгладить негативные эмоции из-за пандемии посредством сладостей. В этот период наблюдается тенденция к замещению брендовых товаров их аналогами из эконом-сегмента, а также замена говяжьего мяса куриным.

Режим ЧП был снят в Казахстане 11 мая, с сохранением действия карантина. Постепенно казахстанцы возвращаются к привычному образу жизни с некоторыми изменениями. По информации МЕТРО Казахстан, в мае продажи компании для физических лиц снизились по сравнению с предыдущим месяцем от 9% до 20%. Наибольший процент снижения был замечен в Алматы. Это связывают с тем, что в период ЧП многие казахстанцы лишились доходов и утратили былую покупательскую способность.

На сегодняшний день наблюдается новая тенденция: при выборе товаров первой необходимости покупатели останавливаются на продуктах из эконом-сегмента. Стоит отметить, что еще большим спросом стали пользоваться товары отечественного производства, обеспечивающие лучшие цены по сравнению с импортными аналогами. Также сейчас наблюдается особенно большой интерес к скидочным и акционным предложениям. Что касается товаров индивидуальной гигиены и чистящих средств, клиенты предпочитают товары из дорогого и премиум-сегмента.

«Мы видим, что наибольшим спросом сейчас пользуются товары казахстанского производства. Поэтому в условиях нынешнего кризиса у отечественных производителей есть большой потенциал роста», - добавила Наталья Мархиева.

29 апреля редакция Liter.kz провела исследование и узнала, на что переключатся казахстанцы, если введут ограничения на продажу алкоголя в период ЧП.

Кстати, вы знали, что в период самоизоляции казахстанцы потратили 255,4 миллиарда тенге на еду. Статистика.

Новости партнеров