Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 480.55  533.75  5.36

Как казахстанских детей планируют обучать финансовой грамотности и зачем это нужно

Дети хотят зарабатывать и им в этом нужно помочь, считает эксперт.

19.07.2024, 17:06
Как казахстанских детей планируют обучать финансовой грамотности и зачем это нужно
Фотоколлаж: Liter.kz

Финансовая грамотность становится все более актуальной темой в современном мире. В Казахстане, как и в других странах, многие люди сталкиваются с проблемами, связанными с кредитами и долгами. Руководитель проекта "Қарызсыз қоғам"  – “Общество без долгов” Акмарал Бекмурзаева в интервью с корреспондентом Liter.kz подчеркивает, что культура правильного потребления денег должна прививаться с детства. Но насколько важно обучать финансовой грамотности с ранних лет и какие проблемы существуют в этом направлении, читайте далее.

Акмарал Бекмурзаева отмечает, что во время реализации проекта "Қарызсыз қоғам" стало очевидно, насколько серьезна проблема с кредитами и долгами среди населения.

"Мы поняли, что культуру правильного потребления денег нужно прививать с детства. Поэтому было просто необходимо включить предмет финансовой грамотности в школах, колледжах и вузах”, – подчеркивает она.

Так, в октябре 2023 года была разработана дорожная карта и подписан меморандум о сотрудничестве с Министерством просвещения и Министерством высшего образования и науки. В начале 2024 года был проведен конкурс и отобраны методологи проекта, которые должны заняться подготовкой образовательной базы предмета финансовой грамотности для детей и студентов.

“Мы детально изучили всю образовательную базу в школах, колледжах и вузах. Тогда выяснилось, что фактически в Казахстане финансовая грамотность как самостоятельный предмет пока не преподается в школах, колледжах и вузах. Вместо этого школьники изучают курс “Глобальные компетенции”, а студенты колледжей и вузов — предпринимательство”, – рассказала Бекмурзаева.

Исследование, проведенное в рамках проекта, в котором участвовали более 513 тысяч человек, включая учителей, школьников и родителей, выявило множество проблем. В 19% школ курс "Глобальные компетенции", включающий финансовую грамотность, вообще не проводится. 80% учителей заявили об отсутствии учебного материала, из-за чего им приходится искать информацию в интернете. Учителя не подготовлены к преподаванию данного предмета, и отсутствие системы оценивания и низкая мотивация учащихся также являются значительными проблемами.

Изучение международного опыта, в частности опыта Финляндии и Эстонии, показало, что финансовая грамотность должна быть интегрирована во все предметы. В этих странах обучение начинается с детского сада, где дети учатся на основе практических примеров: поход в магазин, использование денег, получение сдачи, понятие чека, права потребителя. В старших классах обучение идет через бизнес, где ученики открывают свои собственные бизнесы и привлекают инвесторов.

“Финны на определенный период времени убрали изучение финансовой грамотности в вузах, что привело к увеличению закредитованности населения. Так, они пришли к выводу, что финансовая грамотность должна быть частью государственной политики. Мы согласны с этим и видим это как непрерывный долгосрочный процесс обучения”, – заметила Бекмурзаева.

Для Казахстана необходимо разработать собственную методику обучения финансовой грамотности, учитывая международный опыт, но адаптируя его к нашей ментальности, законодательству и культуре. Как подчеркивает Акмарал Бекмурзаева, учителя не подготовлены, но это не является непреодолимым барьером. Важно обучить преподавателей, чтобы они могли передавать эти знания детям.

“В Финляндии и Эстонии учитель физкультуры может преподавать финансовую грамотность после прохождения специального курса и ознакомления с методикой. Мы надеемся применить этот опыт у нас. Мы не можем полностью перенять метод, так как у нас другая ментальность, законодательство и культура. В наших школах не хватает экономистов и финансистов, и мы не можем заставить всех математиков обучать финансовой грамотности детей. Однако, как говорят финны и эстонцы, любой учитель может обучать этому предмету, главное, чтобы он прошел соответствующее обучение. Планируем обучить порядка 7,5 тысячи учителей в этом году, чтобы они могли передавать эти знания детям”, – заметила руководитель проекта “Общество без долгов”.

А еще, по мнению Бекмурзаевой, важно прививать социальную ответственность. К примеру, если ребенок что-то сломал, разбил или кому-то навредил, он должен понимать, что это влечет последствия.

“На уроках финансовой грамотности важно также объяснять, что нанесение вреда государственному имуществу или другому человеку влечет за собой штрафы, которые будут оплачены родителями. Если он, условно, разобьет остановку, то должен знать последствия вандализма, актуальной проблемы для нашего общества”, – заметила Бекмурзаева.

Эксперт также отмечает, что в каждой стране есть свои проблемы, однако когда все работают, занимаются своей деятельностью, дети не ждут ничего ни от кого. Они вырастают с полной ответственностью за свою жизнь, становятся эффективными гражданами общества, понимают, что такое социальная ответственность и что нужно вносить вклад в развитие экономики страны.

“У них есть понимание, что нужно повышать уровень и качество жизни не только своей, но и окружающих. Это закладывается именно таким путем. Дети проходят весь путь предпринимателя, начиная с банкротства, имея только знания. Никто не дает им готовый бизнес, идеи или деньги — они должны дойти до этого сами. Такой путь открывает дорогу успешным людям. Современные дети не мечтают быть космонавтами, экономистами или юристами. Они хотят быть предпринимателями, хотят быть финансово независимыми. Мы встретили многих детей в крупных городах, которые интересуются фондовыми рынками, ценными бумагами и инвестированием. Некоторые старшеклассники уже сейчас зарабатывают более миллиона тенге в месяц. Сейчас есть много профессий, не требующих диплома, таких как веб-дизайн, копирайтинг, СММ, и дети на этом хорошо зарабатывают. Наши дети готовы, они просят об этом. Проблема в том, что система и педагоги не готовы отвечать их запросам”, – заметила Бекмурзаева.

Сейчас курс финансовой грамотности — это элективный курс, проводимый раз в две недели. Чтобы повысить финансовую грамотность детей, по словам руководителя проекта “общество без долгов”, нужно пересмотреть часы. Многое зависит от того, насколько быстро и эффективно профильные министерства решат эти вопросы.

Финансовая грамотность с детства поможет формировать ответственное отношение к деньгам, снизить уровень закредитованности и повысить общий уровень жизни населения. Это долгосрочный процесс, который требует внимания и поддержки со стороны государства и общества. Только так, как отмечает Бекмурзаева, мы сможем воспитать финансово грамотных и ответственных граждан, готовых к вызовам современной экономики.

Кстати, проект по повышению финансовой грамотности населения "Қарызсыз қоғам" реализуется в Казахстане вот уже второй год. В 2024 году 750 тысяч казахстанцев научатся рационально управлять своими финансами и оптимизировать свои расходы. Подробнее здесь.

Новости партнеров
×