Как мультиндустрия развивается в Казахстане
Наши дети хорошо знают, кто такие Спанч Боб, черепашки-ниндзя или Шрек. Но мало кто знает об отечественных героях мультфильмов. А между тем они существуют. Казахстанские анимационные студии снимают все больше мультфильмов, некоторые из которых добиваются международного успеха. О самых интересных из них и о том, как обстоят дела в индустрии, расскажем в этом материале.
Когда оживают сказки
На сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 30 действующих частных анимационных компаний. Также не так давно исполнилась мечта казахстанских мультипликаторов. На базе киностудии "Казахфильм" имени Шакена Айманова открылось новое творческое объединение "Казаханимация", у членов которого появилась возможность прохождения стажировки в иностранных компаниях. Как видите, снимать мультфильмы есть кому. И регулярно появляются интересные работы. Например, лента "Сага о сайге" Махсута Жаримбетова. Она рассказывает о маленьких сайгатах Ча и Та в стаи сайгаков. Их сразу после рождения ожидают опасности: с одной стороны — стая свирепых волков, с другой — браконьеры, которые грозят исчезновению этой популяции сайгаков. Анимационная лента раскрывает тему сохранения уникального животного казахстанских степей — сайгаков и является частью международной экологической программы "SOS-сайга". Примечательно, что продолжение мультфильма Мухсута Жаримбетова "Сага о сайге 2″ названо лучшим в номинации "Программа для детей и юношества" на международном экологическом телевизионном фестивале "Спасти и сохранить" в Ханты-Мансийске.
Отличный мультфильм получился у Батырхана Дауренбекова "Момын и разбойники". "Момын" в переводе с казахского — смирный и кроткий. Так зовут и главного героя, на которого напали разбойники, отняв не только деньги, но и подарки, предназначенные жене. Но Момын, не так прост, как кажется. Несмотря на то, что прошло довольно много лет с момента советских казахских мультфильмов, суть и посыл не меняются и поныне: хитрость и ум превосходят коварство и силу. История про Момына — очередное тому подтверждение. Грабители отобрали не только деньги, но и подарки, предназначенные жене. Но они рано радовались. Момын, казавшийся на первый взгляд тихим простачком, сумел обхитрить их и вернуть свое добро.
Ну и куда же без классических персонажей? Мультсериал "Алдар Көсе" производства "Azia Animation" Артура Краус рассказывает об известном хитреце. На протяжении всех серий мультсериала он обманывает жадных баев, помогает беднякам и, конечно же, получает свою выгоду от чужой скупости. В сказках об Алдаре Косе основной идеей является не хитрость и плутовство, а то, как и в каких целях надо использовать ум и красноречие. Мультфильм создан как пособие для обучения казахскому языку. В конце каждой серии приводятся основные фразы, встречающиеся в мультфильме, с переводом на русский.
Большого успеха добился полнометражный анимационный фильм "Музбалак" (режиссеры — Турдыбек Майдан и Тлек Толеугазы). Эта работа завоевала несколько наград на разных фестивалях. В основу фильма легла история приручения беркута человеком и дружбы, основанной на взаимном доверии птицы и ее хозяина. Анимационная лента создана на киностудии "Казахфильм" по заказу Министерства культуры и спорта РК. "Музбалак" удостоился премии Союза кинематографистов РК "Кулагер" в категории "Лучший анимационный фильм". Также картина получила приз "Лучший анимационный фильм" от Немецкого института анимационных фильмов (DIAF) на 24-м Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов "Schlingel". Кроме того, картина удостоилась Специального приза жюри 14-го МКФ "В кругу семьи" (Россия).
Также стоит упомянуть "Культегин" (режиссер — Адай Абельдинов). Мультфильм, созданный по заказу Министерства культуры и спорта РК, рассказывает о юных годах Культегина — известного военачальника тюркского каганата, который объединил множество кочевых этносов под одним флагом. Картина повествует о героизме и отваге, единстве народа и сплоченности наших предков. Культегин — это историческая личность целой эпохи. Адай Абельдинов отметил, что в своем мультфильме он постарался создать образ национального героя, который смог бы заинтересовать детей больше, чем зарубежный персонаж.
Сейчас на базе киностудии "Казахфильм" специалисты готовят к большому прокату мультик для маленьких казахстанских зрителей — короткометражка "Дерево Амен ага". Его премьеру планируют приурочить к 100-летнему юбилею со дня рождения Амена Хайдарова. Короткометражный мультфильм казахстанцы увидят летом 2023 года. Над созданием увлекательной истории работает режиссер Жанадил Байдарбеков совместно с творческим объединением "Казаханимация" по заказу Государственного центра поддержки национального кино. По его словам, работа над мультфильмом уже полностью завершена. История рассказывает об эпизодах творческой жизни Хайдарова, как он работал, с какими трудностями сталкивался художник во время съемочного процесса. За основу сюжета взяты воспоминания и сведения из книги Бауржана Нугербекова "Когда оживают сказки". Название анимационного фильма связано с образом дерева казахской анимации, семя которого посадил и вырастил сам Амен Хайдаров. В дальнейшем мультфильм планируют представить на различных международных фестивалях и показать на телевидении.
Также недавно студия создала 70-минутную анимационную картину "Алтын адам". Это история о приключениях сакского мальчика, который в поисках Огня Жизни отправляется на пик Хан Тенгри. За его храбрый дух мальчика прозвали "Золотой человек". По сюжету он борется с врагами и становится настоящим воином. Мультипликаторы уверены, что новый персонаж "Алтын адам" у юного зрителя будет не менее популярен, чем его предшественники — Алдар Косе, Ертостик и Аксак Кулан. Мультик о "Золотом человеке" сняли в формате 2D в жанре экшн и фэнтези, и рассчитан он на детей от пяти до 15 лет.
В пути к мировой анимации
Несмотря на то что индустрия анимационного кино в Казахстане постепенно развивается, сегодня она сталкивается с рядом проблем. Руководитель ТО "Казаханимация" Жанибек Оразалы отмечает, что нам не хватает анимационных сериалов.
— Казахстан, к сожалению, пока не выпускает анимационные сериалы, такие как, например, популярный российский мультфильм "Маша и Медведь". Но мы надеемся, что с появлением объединения "Казаханимация" нам удастся создать свой казахстанский бренд, которым мы сможем гордиться, — сказал Жанибек Оразалы.
Он также отметил, что нашим специалистам требуется профессиональный обмен, уже давно назрела необходимость в обучении казахстанских ребят за рубежом. Технологии на месте не стоят, постоянно нужно повышать квалификацию. Также в планах ТО "Казаханимация" открыть в Казахстане филиал зарубежных анимационных студий — для обмена опытом. Жанибек Оразалы пояснил, что с кадрами в сфере анимации в нашей стране проблем нет, молодые люди охотно идут в эту профессию, и оплата труда достойная, но есть пробелы в финансировании. А также, по его словам, до сегодняшнего дня у государства не было заинтересованности в продукции такого патриотического контента на казахском языке.
— Одна из основных проблем — это маленький объем бюджета. Например, на создание одной 7-минутной серии "Маша и Медведь" уходит в среднем 300 тысяч долларов. Получается, что бюджет трех серий больше годового бюджета телеканала "Балапан". А у нас, как вы понимаете, таких средств нет, — сообщил Жанибек Оразалы.
Специалист уверен, что пройдет пять лет и наша страна завоюет свое место в мировой анимации, и если не сместит зарубежные продукты с экранов, то по крайней мере будет на равных претендовать на звание лучшей в мире мультипликации.
На "игле" государственных денег
Анимация в Казахстане не приносит ничего, это полностью дотационный процесс. У нас нет аудитории, которая могла бы платить, население маленькое. На мультфильмы в кинотеатры люди идут за качеством, которое наши студии дать не могут.
Развитие мультипликации в Казахстане не предусматривает долговременной стратегии. Средства выделяются на текущие утвержденные государством проекты, их расходование — тайна, коммерческий успех не важен. Государственный заказ — единственный инструмент, который позволяет казахстанской мультипликации оставаться на плаву.
Некоторым производителям везет найти другой источник денег. Например, шымкентская студия "Сак" нашла альтернативный источник все тех же государственных денег — областной акимат. Студия "Dala Animation" сотрудничает с телеканалом "Балапан". Особняком стоит студия "Animator Pro", которая получила заказ на создание международного мультсериала "Буренка Даша".
Таким образом, государство — единственный модератор процесса, определяющий не только бюджет, но и степень творческой свободы художников и сценаристов. Президент Ассоциации анимационного кино Казахстана Гали Мырзашев предупреждает, что нельзя сидеть на "игле" государственных денег.
Когда заказчик мультфильма — чиновник, человек без вкуса, это разрушает профессиональные качества работников студий", — считает он.
Сейчас действует творческое производственное объединение "Анимационное кино" (часть "Казахфильма"), работающее больше как административный и продюсерский центр. Получая заказы, ТПО привлекает к проектам группы фрилансеров, которые и выполняют работы. Именно так снимались "Музбалак" и "Культегин".
Гали Мырзашев предлагает другой путь развития, реализуемый сейчас в России и Китае.
Сотрудничая с "Казахфильмом", художник становится гастарбайтером. Он не заинтересован в рыночном успехе продукта, все авторские права передаются "Казахфильму", нет влияния на прокатную жизнь — как правило, она короткая, — говорит Гали Мырзашев. — Чтобы добиться рентабельности, каждый проект должен финансироваться совместно государством и частным капиталом. Так делается в Китае, где доля государства в создании мультипликационных проектов — 51%. Я работал в Китае, там государство активно помогает студиям субсидиями. За 7 лет такой работы в стране появились свои студии-лидеры, которые могут работать самостоятельно.
А какие бюджеты вкладываются в казахстанские мультипликационные проекты? Ответ на этот вопрос всегда звучит уклончиво и "примерно".
Говоря о бюджетах, не могу сказать что-то определенное. Анимация — это сложное производство и в какой-то степени не устоявшееся. Мы не можем говорить о расценках, зарплатах, гонорарах четких. Не то что на базе "Казахфильма", а вообще. В Америке, Европе, России есть расценки, у нас пока все в фазе строительства, — признается Адай Абельдинов.
Гали Мырзашев полагает, что следует ориентироваться на общепринятые в мире мультипликации бюджетные стандарты.
Есть международный стандарт бюджета и календарного графика. Мультфильм продолжительностью 90 минут не может стоить дешевле 5 миллиона долларов, больше — может. У нас это не выдерживается, денег всегда мало, сроки короче. Это негативно влияет на производственные отношения и качество продукта, — говорит он.
Темирлан Куспаев