Как новый закон изменит жизнь владельцев электрокаров в Казахстане

По новому закону, владельцы электрокаров получат "льготы" — будут освобождены от платы за парковку. 

Светлана Глушкова

В сентябре вступает закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта и развития инфраструктуры для электромобилей".  До недавнего времени в Казахстане понятие электрических транспортных средств не было отражено в законе "О дорожном движении". Лишь в прошлом году появились определения для электросамокатов и малых электрических транспортных средств. 18 июля был подписан закон, который официально признает электромобили, а их владельцы получат даже ряд льгот, передает Liter.kz. 

На 1 февраля этого года общее количество электромобилей в Казахстане, поставленных на учет, составило 8,4 тысячи — в 9,2 раза больше, чем было в феврале 2023-го (лишь 914). По информации Energyprom.kz, активный прирост количества легковых авто на электродвигателе наблюдался с мая по декабрь прошлого года. 

Аналитики связывают всплеск потребительского спроса за последний год с решением совета Евразийской экономической комиссии о продлении тарифной льготы на беспошлинный ввоз электромобилей до конца 2025-го. Отмена пошлины позволяет экономить 15% от таможенной стоимости машины.

При этом основная марка завозимых в Казахстан электрокаров — спортивная модель Zeekr 001. Производитель этого пятидверного хэтчбека — китайская компания Geely.

Редакция Liter.kz поговорила с владельцами электрокара Zeekr 001. По словам жителя Астаны Мурата Оспанова, свое авто он приобрел осенью 2023 года, но в скором времени продал, так как разочаровался в нем.

"Зимой возникли проблемы с отопительной системой. Выставил на продажу и взял нового японца. На вопрос, какую модель китайского автопрома выбрать, отвечу так: при всем богатстве выбора альтернативы японцу нет", — рассказала Мурат Оспанов. 

Еще один владелец китайского электрокара Zeekr 001 Нурлан Ибраев рассказал, что год ездил на нем и полгода не может "от него избавиться".

"В морозную погоду батарея разряжается очень быстро. Машина ночует на улице, так как нет парковочного места. Кроме того, из-за панорамной крыши в холодную погоду в салон поступает холодный воздух, что приводит к дискомфорту. Мы решили эту проблему, установив шторку. Однако самая серьезная проблема заключается в том, что у моих родителей повышенное давление, и после даже краткой поездки они ощущают недомогание, тошноту, головокружение и слабость. После поездки они некоторое время остаются в плохом состоянии. Мы также узнали, что подобные симптомы испытывает и другой пожилой владелец электромобиля. Видимо, это связано с особенностями машины и ее электроники. В результате родители отказались ездить на машине, и я принял решение ее продать", — поделился опытом мужчина. 

Согласно новому закону, владельцы электрокаров будут освобождены от платы за парковку, как ветераны ВОВ, инвалиды, многодетные матери и пострадавшие от ядерных испытаний. Также им разрешат парковку с работающим двигателем в жилых зонах и будут предоставлены специальные стоянки с зарядными станциями. Организовать их должны будут акиматы. 

"Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы и районов (городов областного значения) по согласованию с территориальными подразделениями уполномоченного органа обязаны организовать специально отведенные места для стоянки механических транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями, предназначенные для оборудования электрозарядными станциями, обозначаемые дорожными знаками и дорожной разметкой", — говорится в законе.

На сегодняшний день дефицит зарядных станций для электромобилей остается. Самостоятельная зарядка в боксе или паркинге по-прежнему запрещена, что приводит к административной ответственности за нарушение пожарной безопасности. Как говорят сами владельцы автокаров, они самостоятельно заряжают тяговые аккумуляторные батареи, приобрести автомобильную зарядную станцию сегодня не проблема. 

Ранее сообщалось, что Алматы занимает первое место по количеству общественных зарядных точек для электромобилей. В марте этого года в городе было 130 зарядных станций. На втором месте по числу таких точек находится Астана, где их около 101. В других городах ситуация с электрозаправками значительно менее развита: на востоке страны имеется всего одна станция, а на западе их нет вообще.

С 1 января этого года в ОКЭД введен новый вид деятельности — зарядка аккумуляторных батарей транспортных средств с электродвигателями, что должно способствовать развитию этого бизнеса. Тем не менее, несмотря на планы по созданию сети зарядных станций, запрет на самостоятельную зарядку остается.

Законодательство пока не охватывает все актуальные реалии, и, несмотря на существование запрета, он не всегда соблюдается. Эксперты отмечают, что старые нормы не полностью соответствуют современным условиям и технологиям зарядных устройств.

В целом Казахстан только начинает переход к будущему с электромобилями, и потребуется время для формирования полноценной инфраструктуры и соответствующей законодательной базы.

Новости партнеров