Как "помогайки" наживаются на детях: в квест превратили получение мест в детсады для казахстанцев

Замудренное распределение мест в дошкольные организации заставляет родителей обращаться к третьим лицам.

Маржан Бакиева

Каждый год летом проходит традиционное комплектование дошкольных организаций. Это время по достоинству можно назвать самой жаркой порой для родителей дошколят. Население в стране растет, а детсадов строится недостаточно. Поэтому родители малышей даже готовы пойти незаконными путями, заплатить любые деньги ради заветного места в желанном детсаде. С 2017 года встать в очередь можно, не поднимаясь с дивана, через сайт Indigo, но сама система оставляет массу вопросов и с трудом поддается изучению для родителей. Журналист Liter.kz узнала, с какими проблемами ежегодно сталкиваются очередники и кто такие “помогайки”.

До января 2017 года места в дошкольные учреждения распределялись рабочей комиссией и в определенный детсад. У родителей система вызывала нарекания, так как распределение в садики было непрозрачным процессом. У кого-то очередь будто и не двигалась, а другие уже шли заключать договор. Регулярно звучали обвинения в коррупции в адрес госорганов.

В 2017 году для обеспечения прозрачности распределения мест запущена система автоматической выдачи направлений в дошкольные организации. Сначала она функционировала на сайте e.astana.kz, сейчас ее постоянный адрес indigo24.kz. Сегодня на сайте можно поставить ребенка в очередь, не выходя из дома, отслеживать ее продвижение, выбирать подходящее дошкольное учреждение, получать направление, заключать электронный договор, контролировать правильность ведения табеля ребенка и многое другое. По утверждениям разработчиков, человеческий фактор теперь полностью исключен. Места распределяются родителями по направлениям, а номер очереди перестал играть первостепенное значение. Теперь шанс получить направление в течение года может как 200-й очередник, так и десятитысячный. Но недовольных данным распределением в детсады с каждым годом меньше не становится, а даже, наоборот, увеличивается.

К примеру, в столице 462 дошкольных учреждения зарегистрированы в Indigo, которые посещают 58 тысяч детей. Цифра достаточно внушительная, но откуда тогда ажиотаж во время летнего распределения?

Дело в том, что из этого, казалось бы, немалого количества детсадов большая часть – частные учреждения, пусть и с имеющимся госзаказом. Средняя стоимость в месяц составляет от 30 до 60 тысяч тенге, тогда как в госсадах – 16 тысяч тенге.

Кроме этого, если ребенок заболел и посещать дошкольное учреждение не может, в государственном детском саду сделают перерасчет за питание, и родители заплатят на 5-10 тысяч тенге меньше. Но не стоит забывать, что частные дошкольные учреждения практически полностью содержат сами себя, поэтому перерасчеты для них – роскошь.

К слову, не только денежный вопрос толкает родителей на борьбу за место в госдетсаде. Принято считать, что в учреждениях под государственным началом больше порядка и проверок, что внушает определенное доверие к учреждению со стороны родителей.

Управление образования каждый год заранее публикует график летнего комплектования дошкольных организаций. Сначала места открываются для “приоритетников” – это те дети, кто стоит в начале очереди. Сюда входят как льготные категории (дети из многодетных семей, дети-сироты, дети военнослужащих, дети родителей-инвалидов, дети с особыми образовательными потребностями и т. д.), так и те счастливчики, кто успел продвинуться самостоятельно. В последующие дни доступ открывается для всех очередников.

В текущем году в категории “3-4 года” в очереди состояло около 14 тысяч детей. А приоритетный доступ в первый день распределения открылся примерно для четырех тысяч очередников. Остальные претенденты в надежде получить направление просто перегрузили систему. Пока у одних родителей сервер “лежал мертвым”, другие успели схватить желанные места. Так, направления в популярный детский ясли-сад № 95 “Алматы” в центре левого берега столицы разошлись за минуту. А в дни свободного доступа для всех лакомых мест в густонаселенных районах уже не было.

В результате чего в Казахстане уже какой год успешно расцвел бизнес “помогаек”. Их объявления можно найти в различных социальных сетях. Такого рода “бизнесмены” за определенную плату обещают “поймать” место в любом детском саду. Для этого родителям нужно передать логин и пароль. Вход в аккаунт открывает доступ к конфиденциальным личным данным, в том числе ИИН, банковским реквизитам, полным данным ребенка и его родителей. Но даже риск нарваться на мошенников не останавливает казахстанцев, которые любой ценой мечтают отдать ребенка в дошкольное учреждение.

Вопросы без ответов

Надежда Филатченкова в теме дошкольного образования “варится” несколько лет. Она мама двух дочерей и по совместительству репетитор по подготовке к школе. Ее в полной мере можно назвать общественным деятелем. Она на волонтерских началах ведет чаты в WhatsApp, где разъясняет тонкости комплектования в ДОУ.

Первую дочь в садик мы отдавали “по старинке”, простаивая в очередях. Когда пришла пора определить младшую дочь в детский сад, я не смогла самостоятельно этого сделать. В системе тогда еще e.astana.kz ни мне, ни другим очередям не было понятно, куда “уплывают” места. Тогда я пошла в управление образования, где вместе с программистами мы целый день разбирались, как работает система. И место я смогла получить. После этого я решила открыть свой первый чат, чтобы разъяснять родителям те тонкости, которым меня научили и всему тому, что я сама поняла. Сейчас мой ребенок уже пошел в 1-й класс. Но я по-прежнему разъясняю родителям, как получить места в садах. При этом я не берусь “ловить” места, так как каждый родитель может сделать это самостоятельно, – говорит волонтер.

За несколько лет работы Надежда Филатченкова обратила внимание на несколько проблем, которые создают условия для бизнеса “помогаек”. Начнем с “приоритетников”: для родителей до самого дня распределения остается сюрпризом, входят ли они в число приоритетного доступа.

Я поднимала вопрос в 2021 году. Тогда была проведена встреча заведующих детских садов с сотрудниками портала Indigo. Я попросила разрешения присутствовать на этом собрании. И спросила, есть ли возможность опубликовывать информацию, сколько мест будет выставлено в дни приоритетного доступа. Мне ответили, что это невозможно. А я считаю, что такая возможность есть. Ведь в Indigo ежедневно выставляется полная информация, сколько освобождается мест в детских садах. Так почему бы и не опубликовать общую цифру мест, которые будут доступны в дни приоритетного доступа? – отметила собеседница.

В день распределения свободные места публикуются ровно в 7 часов утра. Но эталонное время, по словам Надежды, не совпадает с реальным.

Это заметила не только я, но и другие родители. Мне присылают скриншоты, которые подтверждают наблюдение. Эталонное время сервера опережает реальное примерно на 20 секунд. Эти секунды становятся решающими. Если кто-то зашел раньше в систему, он успеет поймать места. Интересно, но в течение дня эталонное время выравнивается и совпадает с реальным! Я писала об этом в техподдержку портала. Мне обещали разобраться, и, действительно, в течение недели эталонное время сервера было верным. Потом снова все вернулось к прежней системе.

Кроме этого, я уже озвучивала предложение эталонное время сервера отображать не только в минутах, но и секундах. Так как в столице места разбирают за доли секунд, – рассказала Филатченкова.

При этом в органах образования никакой проблемы в этом не видят, а, наоборот, считают, что “вся информация доступна для пользователей. Для того чтобы получить список о количестве приоритетных мест по годам рождения, заявителю необходимо зайти в Протокол освобождения мест, где публикуются все места, которые будут доступны приоритетникам”.

Но на этом проблемы с системой не заканчиваются. После того, как родитель берет направление в нужный детский сад, ему дается 10 минут для того, чтобы выписать направление в дошкольную организацию. В течение этого времени система держит бронь за очередником. Надежда Филатченкова отметила, что данная функция была актуальна прежде, когда на телефон приходило сообщение о полученной путевке.

Эта функция открывает дополнительные возможности для “помогаек”. Они берут место в нужном садике, звонят родителю и сообщают, что направление взято и просят перевести оплату за свою услугу. Этот разговор происходит во время 10-минутного обратного отсчета. Если оплата не поступает, то “помогайка” отменяет направление. Я считаю, что данный отсчет нужно убрать. Нормальные родители заранее изучают информацию о садах, и им не нужны никакие 10-минутные отсчеты. Они берут место уже в 7,01, – считает Надежда Васильевна.

Кстати, очередники, имеющие льготы, могут отменять направление неограниченное количество раз. Хотя в приказе министра образования и науки РК от 19 июня 2020 года № 254 “Об утверждении правил оказания государственных услуг в сфере дошкольного образования” льготники имеют право взять место по льготе только один раз, на практике они встают в очередь вновь и вновь. И здесь снова возникает лазейка для “помогаек”.

К примеру, родитель-военнослужащий, имеющий право на приоритетный доступ, хочет получить место в детский сад № 95. Это очень желанный сад для многих очередников, так как находится в центре левого берега и имеет массу положительных отзывов. Родитель обращается к “помогайке”, но он не смог поймать место. Тем временем у этого горе-предпринимателя остается доступ к личному кабинету ребенка. К тому же у малыша отличный номер очереди. С такой очередностью, да еще и со льготой, открывается возможность поймать любой нужный сад. “Помогайка” берет направление в любом популярном детском саду и может отменять и брать его неограниченное количество раз. Это действие позволяет удерживать место как бы на крючке в приоритетном доступе. Затем он предлагает посредством объявлений поймать это место. Конечно, родители цепляются за предложение. “Помогайка” берет оплату и отдает это место. Поэтому я за то, чтобы физически было ограничено количество отмен, – предлагает волонтер.

Чтобы озвучить проблему продажи мест в дошкольные учреждения с помощью “помогаек”, Надежда Васильевна в прошлом была на личном приеме у начальника управления образования. На горячую линию она отправляла контакты доморощенных бизнесменов, которые дискредитируют все систему комплектования. Но значительных сдвигов в решении проблемы так и нет.

Сад частный – проблемы общие

После комплектования в государственные детсады, оставшиеся за бортом очередники пытаются попасть в частные учреждения. Распределение в частные дошкольные организации происходит в самом начале летнего комплектования, после – в госучреждениях. Как было сказано ранее, родители до последнего не знают, есть ли у них шанс поймать направление в госорганизацию. Поэтому, проигнорировав комплектование в частные учреждения, они ждут нужную дату. Позже выясняется, что их номер очереди не входит в приоритетный доступ, и родители остаются у разбитого корыта.

Надежда Филатченкова считает, что комплектование частных организаций должно происходить в самом конце летнего распределения.

После завершения комплектования, те родители, которым не повезло отдать ребенка в желанные сады, в лучшем случае выпустят пар, написав гневные посты в Instagram или Facebook. Пена общественного возмущения оседает ровно до следующего года. По словам волонтера, в стране слабо организована разъяснительная работа с родителями. Сейчас, чтобы получить ответы на вопросы, у очередников несколько путей:

Написать в техническую поддержку Indigo. Но она начинает работать в 9 часов утра, когда самый пик – это 7 часов. Управление образования открыло чат в Telegram. Один прямой эфир в Instagram. Аккаунт Bilim webline в Instagram. Надежда утверждает, что здесь за малейшую критику следует бан. Повлиять управлению образования на аккаунт нельзя – он не имеет никакого отношения к госоргану. Но даже на конструктивный вопрос администраторы советуют читать их публикации. Сейчас это 968 постов. При этом не учитывается, что некоторые сведения уже неактуальны, так как регулярно происходят изменения. В этом году на базе детских садов открыты консультативные пункты. Но и эта мера, по мнению женщины, неэффективна, так как у сотрудников ДОУ есть свои обязанности и с утра до вечера растолковывать азы комплектования нет ресурсов.

Пока эти инструменты не работают, у родителей копятся вопросы, ответов на которые так и нет.

Задают вопросы: “У меня есть льгота, но почему я не в приоритете” или “У меня нет льготы, как я оказался в приоритете?” Когда-то на базе Дворца школьников действовал консультативный пункт, где сотрудники весь день работали с посетителями и разъясняли все по пунктам. Я считаю, что эти пункты нужно вернуть, – заявила Филатченкова.

Куда пойти рожденным после сентября?

Кроме этого, существует еще ряд наболевших вопросов. Один из них касается детей, рожденных после 1 сентября. По новым правилам, возрастная категория ребенка определяется по количеству полных лет на 1 сентября. Если малышу исполнилось или исполнится 3 года, то при получении направления летом система определит его в группу 3-4 года. Если же “повезло” родиться после указанной даты, то трехлетний ребенок пойдет в группу не с ровесниками, а с малышами возрастной категории 2-3 года. Родители не в восторге от такой перспективы, так как в нежном возрасте даже один год разницы виден невооруженным глазом. Грубо говоря, трехлетнее смышленое дитя находится в окружении малышей, которые только приучаются к горшку.

Кроме этого, возникает несправедливость в распределении очередности. Разберем пример. Алихан родился 5 сентября 2018 года, а Алиса – 2 января 2019 года. Родители Алихана сразу поставили его в очередь в детский сад, и он должен получить место раньше Алисы. Но система определит его к группе 2019 года рождения и приоритет отдаст детям, рожденным в начале 2019 года. Во время летнего комплектования Алиса попадет в приоритет, а родители Алихана будут ждать свободный доступ.

По моему мнению, возрастная категория должна начинаться с сентября, то есть с начала учебного года. Сначала приоритет отдается рожденным в сентябре, октябре и так далее до конца учебного года, – говорит волонтер.

Надежда Васильевна считает, что бардак в системе, возможно, решит лицензирование детсадов, а нехватку мест – только строительство новых.

Как сообщают в управлении образования, ближайшее строительство детского сада запланировано на 2024 год. Это будет комплекс школа-детский сад на 500 мест. Из них 100 – отдадут для детского сада по ул. Улы-Дала.

Также в целях предотвращения деятельности третьих лиц, а именно так называемых “помогаек”, в системе Indigo появилась функция блокировки личного кабинета. Если заявитель передает свои данные (логин и пароль) третьим лицам, то есть вход в личный кабинет производится с чужого устройства с использование персональных данных, аккаунт отправляется в блок. Поэтому специалисты призвали родителей не передавать свои личные данные посторонним.

Кстати, эта мера может обернуться баном и для добросовестных родителей. Раньше мамы могли зайти в личный кабинет с мобильного телефона, потом заглянуть с рабочего компьютера, или попытаться открыть портал с двух устройств, то теперь следить за движением очереди чада лучше с одного устройства. Иначе портал заподозрит нежелательную активность и заблокирует пользователя. Решение, конечно, можно попытаться оспорить. Но будут потеряны время и нервные клетки.

На сегодня комплектование в дошкольные учреждения почти завершено. Бурные обсуждения в социальных сетях утихают до следующего года, а “помогайки” подсчитывают доходы. Смогут ли введенные ограничения в системе Indigo прикрыть “лавочку” для новоявленных “бизнесменов” – остается загадкой. Но ясно одно – система дошкольного образования требует изменений не только в части лицензирования частных учреждений, но и в самой системе постановки очереди, так как чем замудреннее она, тем проще зарабатывать на этом псевдобизнесменам, незаконные услуги которых таким образом будут всегда востребованы.

Новости партнеров