Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Как работает современный коллекторский рынок Казахстана

31.08.2022, 08:00
Как работает современный коллекторский рынок Казахстана
Фото: collectors.kz/Назгуль Естеусизова

Угрозы, постоянные звонки, выламывание дверей… Многие представляют себе такую картину при слове “коллектор”. Однако современный коллекторский рынок изменился и давно работает в правовом поле. Специалисты используют цивилизованные и, что важно, прописанные в законе методы работы с должниками.

Рынок банковских проблемных кредитов с просрочкой 60 дней+ по данным Нацбанка оценивается более чем в 850 млрд тенге. 769,7 млрд тенге из них приходится на займы с задолженностью 90+, объем просроченных кредитов со сроком более 60 дней - 87,4 млрд. В МФО микрокредиты с NPL 90+ превышают 60 млрд тенге, размер проблемной задолженности 60+ - более 15 млрд тенге.

Несмотря на постоянный прирост задолженности населения, проблемы с безнадежными кредитами, так и остаются нерешенными. На фоне этого развитие и расширение коллекторского сегмента становится рыночной необходимостью.

Как развивается коллекторский рынок?

По данным Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) на август 2022 года в реестр действующих коллекторских агентств, прошедших регистрацию, входит 182 организации. Все они находятся под контролем АРФФ.

Коллекторы работают исключительно в рамках Закона “О коллекторской деятельности”, принятом пять лет назад. Закон строго ограничивает возможности агентств, в части работы с должниками.

С 2018 года работает ОЮЛ в форме союза “Национальная палата коллекторов Казахстана”, куда входит более 50 агентств. Палата занимается развитием цивилизованного рынка коллекторских услуг, разрешает спорные ситуации, возникающие между коллекторами и заемщиками, выступает площадкой, через которую коллекторской рынок может «достучаться» до регулятора, и озвучить актуальные вопросы.

За время работы палаты мы провели большую работу по формированию стандартов работы и требований к агентствам. Установлены единые правила деятельности, утвержден Типовой кодекс профессиональной этики работника коллекторского агентства, - поделилась Назгуль Естеусизова, и.о. председателя ОЮЛ в форме союза “Национальная палата коллекторов Казахстана”.

Почему не нужно “прятаться” от коллекторов?

Спикер отмечает, что нередко заемщики «скрываются» от кредиторов. Но такая тактика рано или поздно приводит к серьезным проблемам с государством. Заемщик может лишиться возможности покидать страну и потерять доступ к любым финансовым услугам.

Миссия коллекторского рынка - объяснить должникам, почему важно погашать кредиты и не скрываться от коллекторов. Ведь от государства нельзя спрятаться, рано или поздно кредитор будет вынужден передать дело задолжника на исполнительное производство. Поэтому, мы предлагаем гражданам не избегать коллекторов, а сотрудничать с ними, - прокомментировала Назгуль Естеусизова.

Какие права есть у коллекторов?

Она добавила, что нынешний коллекторский рынок не имеет ничего общего со «страшилками» из 90-ых. Цель сотрудников агентств - не запугать должников, а помочь им решить финансовые проблемы.

Для нас важно объяснить населению, что коллекторские агентства работают цивилизованно, в рамках закона. Сотрудники агентств не «выбивают долги». Это обычные люди, которые выполняют свою работу и хотят помочь должнику не доводить дело до суда, - говорит Назгуль Естеусизова.

Так, коллекторы имеют право связываться по телефону с должником не более трех раз в период с 8:00 до 21:00 часов в будние дни. Во время телефонного или личного разговора сотрудник обязан сообщить название коллекторского агентства, представиться и назвать ФИО должника. Законом запрещается совершать противоправные действия, в отношении должника, требовать погашения долга, оскорбляя или шантажируя.

НПКК следит за тем, чтобы заемщики могли защитить свои права и пожаловаться на недобросовестных коллекторов. С этой целью создан республиканский проект stop-collector.kz.

Проект нацелен на разрешение конфликтных ситуаций с агентствами в пользу должника. В регионах и областях, где люди малоинформированы о своих правах, мы распространяем специальные QR-коды, ведущие на сайт stop-collector.kz. Это дает возможность гражданам получить необходимую помощь и консультацию, а также разрешить проблему, - пояснил руководитель НПКК.

С начала года, благодаря проекту рассмотрено 5 421 из 5 563 поступивших от граждан заявлений. Основная проблема, с которой обращаются должники – отсутствие возможности погасить сумму долга одним платежом.

В ближайших планах палаты и рынка – активно проводить информационно-разъяснительную работу с населением, чтобы указать на все риски, связанные с отказом погашать кредиты.

Мы ожидаем принятия закона о банкротстве физических лиц, и видим, что многие должники ждут его, чтобы заявить о своей несостоятельности. Но не каждый понимает последствий такого решения. Наша задача показать все возможные риски и развеять мифы о списании долгов, - заключила Назгуль Естеусизова.

Новости партнеров
×