Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Божественный труд и священная нищета: как религия может убить или воскресить экономику страны

От приверженности населения той или иной конфессии зависит и всестороннее развитие его страны.

Божественный труд и священная нищета: как религия может убить или воскресить экономику страны

Вероисповедание всегда оказывало существенное влияние на жизнь общества. Яркий тому пример – различные радикальные религиозные течения, приверженцы которых совершали политические перевороты, угрожали безопасности граждан и обрекали всех “неверующих” на мучительные пытки. В некоторых странах устои доминирующей религии диктуют правила жизни всех их граждан. Это влияние прослеживается и в светских государствах. Пусть и неоткрыто некоторые конфессиональные каноны могут воздействовать и на их экономики. Как именно, читайте в материале Liter.kz.

В ХХ веке американский ученый гарвардского университета Роберт Барро провел исследования связи религиозности населения и экономического роста страны. Всего было изучено 59 стран. Ученый разделил свою работу по таким категориям, как вера в бога, в загробную жизнь, в рай и ад. Итоги показали, что вклад этих факторов в экономический рост всегда положительный, хотя и неравноценный. Например, вера в рай оказывает гораздо меньшее воздействие на рост экономики, чем вера в ад.

Кнут в виде потенциального ада оказывается намного более действенным, чем пряник потенциального рая, – выразился об этом сам Барро.

Также по мнению ученых из Канады Ульриха Блума и Леонарда Дадли, религия запрещает ложь и обман, что положительно влияет на процветание экономики.

Примером тому могут послужить староверческие общины ХIХ века в Российской империи. В те времена именно они доминировали в промышленности и торговле страны. Секрет был в том, что этим общинам охотно давали кредиты без залога, основываясь на честном слове. Позже, когда их начали вытеснять из России по тем или иным причинам, они также показывали высокую экономическую результативность в других странах.

В целом же, согласно статистическим данным ученых, христианские страны являются самыми богатыми в мире. После них идут исламские. Государства, придерживающиеся буддизма, индуизма и атеизма, являются наиболее бедными и малоспособными к экономическому росту.

Если же рассматривать направления христианства, то, безусловно, здесь выделяются протестанты. Население таких стран, как Норвегия, Швейцария, США, Нидерланды, Австралия, Германия, Швеция и Канада в большей степени являются приверженцами этого течения. По мнению ученого Макса Вебера, именно протестантизм послужил основой для возникновения капитализма. Так как для них труд и коммерция – не только выгодная экономическая деятельность, но и добродетельность. Таким образом, стремление хорошо заработать и создать прибыльное дело воспринимается протестантами как выполнение божественного долга.

Вместе с тем в конце 1990-х годов три разных региона Европы показали быстрый темп экономического развития – Польша, южные земли Германии и Ирландия. Все их объединял католицизм. Так, согласно предположению, на рост повлиял Второй Ватиканский собор, который в 1962 году изменил концепцию отношения к труду. До этого времени труд считался проклятием, посланным человеку за его грехи, а нищета священна. Однако после изменения этой установки прошло 25 лет, и случилось католическое экономическое чудо.

В исламе же понятий “личная собственность” или же вообще что-то “личное” не существует как таковых, ведь все, что получает человек – это “аманат”, то есть данное временно для пользования. Если говорить понятным языком, то, по мнению исламского реформатора аль-Афгани, ислам схож с социализмом, где главная цель состояла в том, чтобы усилить роль государства в экономике.

Прежде чем перейти к связи ислама и Казахстана, в частности, титульной нации – казахов, нужно сделать небольшую пометку. Идентичность любой национальности формируется, базируясь на двух вещах: на религии и языке. И, согласно исследованиям, казахская идентичность больше сформирована на этнической основе, нежели на религии.

Исламский компонент в национальной идентичности в Центральной Азии не всегда привносит с собой глубокое чувство принадлежности к более широкой, наднациональной исламской общине. Более приоритетным для них является важность этнической идентичности, – такую характеристику дал профессор истории Мюриель Аткин.

Также, по мнению писателя Шахимардена Кусаинова, в свое время именно разные отношения к исламу привели к разделению тюркских племен в XIX веке на казахов и узбеков. Так, узбеки были приверженцами шариата (исламские законы), а казахи – адата, доисламского права по древним тюркским законам.

Вместе с тем нельзя игнорировать тот факт, что большая часть населения относит себя к мусульманам, и это частично отражается на политике и экономическом развитии государства. Так, Казахстан довольно сильно интегрируется с другими исламскими странами и входит во многие союзы и содружества.

Одним из таких является Организация исламского сотрудничества, куда Казахстан вступил в 1995 году. В частности, штаб-квартиры двух ее подразделений – Исламской организации продовольственной безопасности и Исламского банка развития – находятся в Нур-Султане и Алматы соответственно. ИБР и вовсе оказывает огромное влияние на экономику Казахстана, вкладываясь в такие отрасли, как малый бизнес, сельское хозяйство, и выделяет гранты на поддержку инфраструктуры (строительство школ, больниц и так далее).

В индуизме все обстоит гораздо сложнее и на экономику оказывается колоссальное влияние с отрицательной стороны. К примеру, вера в перерождение и карму запрещает убивать живых существ, вследствие этого от многочисленных грызунов страдают сельхозпосевы. К тому же в индийском обществе, где и распространена данная религия, существует кастовое разделение. Если человек принадлежит к низшему сословию, даже при наличии каких-либо выдающихся способностей и талантов ему не представляется возможности проявить их в полной мере.

Говоря о буддизме, то их приверженцы во главу ставят духовное развитие, и зачастую в ущерб материальным ценностям. Иными словами, для аскетизма труд вреден. Ламаисты, например, одно из направлений буддизма, и вовсе не занимаются сельским хозяйством.

В начале ХХ века ученые объясняли отсталость Восточной Азии наличием конфуцианства. Позже, в конце этого же века, бурное экономическое развитие также объяснялось конфуцианством. Все дело в том, что согласно концепции этой религии или философского движения общество должно безоговорочно подчиняться своим правителям, как сын своему отцу. И по примеру католицизма в конфуцианстве изменилось отношение к труду, чем отчасти объяснялось экономическое чудо того же Китая.

В иудаизме личное обогащение не только не осуждается, но и считается одним из естественных свойств человеческой природы. Коротко говоря, обладание деньгами и удовлетворение экономических нужд для иудеев является нормой и приветствуется.

Вышеизложенные примеры еще раз доказывают, что за тысячелетия жизни человечества вероисповедание так или иначе влияло на быт, уклад и развитие стран. Безусловно, в наши дни, когда большинство государств позиционируют себя суверенными и отрицают всякое воздействие религии на принятие политических, экономических и других решений, эта взаимосвязь трансформировалась. Однако главное все же остается неизменным: то, что пропагандирует та или иная конфессия в разной степени, будет отражаться в развитии стран. Если труд, стремление к свободе и личное обогащение не порицаются, а в ином случае и поощряются – экономика переживает бурный рост и наоборот.

Новости партнеров
×