Как стать настоящим артистом: вдохновляющий путь от новичка до солиста "Астана Опера"
Солист театра "Астана Опера" рассказал о трудностях балетной карьеры и радости от признания зрителей.

Солист "Астана Опера", лауреат международных конкурсов и обладатель премии Фонда Нурсултана Назарбаева Серик Накыспеков в детстве не мог подумать, что его жизнь будет связана с балетом. О том, как казахстанский деятель культуры стал частью балетного мира, в материале Liter.kz.
Серика Накыспекова знают во многих странах мира. Он ярко проявил себя в таких постановках, как "Спартак" А. Хачатуряна и "Золотой раб" в "Шехеразаде" Н. А. Римского-Корсакова, выступая на сценах театров Новосибирска и Киева. Также блистал в гала-балетах в Венеции и Казани, участвовал в спектаклях "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" П. Чайковского в Голландии. Его выступления можно было увидеть в России и других странах.
Серик родился в Сарканде, Алматинская область. В 2011 году он окончил Алматинское хореографическое училище имени А.В. Селезнева (педагог — А.Г. Буркитбаев). В 2011–2012 годах продолжал обучение в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. В 2012–2013 годах работал в ГАТОБ имени Абая, а с 2013 года является солистом балетной труппы ГАТОБ "Астана Опера".
“Я проживаю жизнь в удовольствие”
– Серик, расскажите, как в вашу жизнь пришел балет?
– Я родился в обычной семье, которая не имела никакого отношения к искусству. Мои родители далеки от творческих профессий. Честно говоря, я оказался в балете совершенно случайно. Мы с отцом как-то проезжали мимо Алматинского хореографического училища, и в какой-то момент он решил, что стоит попробовать. Однако срок подачи заявок уже истек, и меня не хотели принимать. Все изменилось благодаря настойчивости моего отца, который добился того, чтобы меня все же посмотрели. Именно благодаря этому я смог поступить в училище.
– Что во время обучения для вас было самым сложным?
– На самом деле первые три года абсолютно не понимал, где нахожусь. Мне нравилось, что я живу в интернате, вокруг друзья, своя кровать и полка. Думаю, больше всего нравилось именно это. Я, наверное, не осознавал важности обучения до первого конкурса. Это был фестиваль "Весна-2006", если не ошибаюсь, который проходил в училище. Заняв призовое место, я наконец понял, что занимаюсь чем-то действительно серьезным. Этот конкурс оставил особые воспоминания не только из-за моего успеха, но и потому, что перед ним я сильно заболел. Температура поднялась почти до 40 градусов. Но, как говорится, конкурс есть конкурс, и все равно должен был выступать. Помню, что меня еще и поругали за то, что я заболел.
– Что сейчас для вас сцена? Расскажите, отличаются ли публика в странах, где вы выступали?
– Сцена для меня – это неотъемлемая часть моей жизни. На ней мы проживаем разные истории и жизни, переживаем эмоции и события. Выступая, я получаю истинное наслаждение и не воспринимаю это как просто работу. Это больше, чем профессия, – это смысл моей жизни на данный момент. Если говорить про зрителей, они везде разные. Казахстанский зритель реагирует на трюковые элементы, в Европе по-другому, европейский зритель, как правило, весь спектакль сидит спокойно, а в конце на артиста обрушивается шквал оваций, так же и в Китае.
– Какая у вас самая любимая партия и почему?
– Я люблю все свои партии, они все абсолютно разные. Во время учебы я думал, что буду танцевать больше принцев, можно сказать ванильные партии… Но в моей жизни сложилось все наоборот, зачастую я танцую героические партии, отрицательных героев, и я этому очень рад, если честно. Они более многогранны и интереснее. Всегда есть над чем поработать. Самая любимая – это партия из балета "Спартак", который считают визитной карточкой советского балета, в хореографии Юрия Николаевича Григоровича. Также в балете "Собор Парижской Богоматери" роли Квазимодо и Клод Фролло, я играл в двух ролях. И одна из любимых партий – это герой Нурали в "Бахчисарайском фонтане".
– Кто ваш любимый артист? И чем он вас восхищает?
– Меня больше всего восхищают артисты прошлого поколения. Потому что кроме техники и методологии балета они большое внимание уделяли образам, передавали всю суть спектакля, чтобы зрители полноценно сопереживали, радовались, плакали вместе с ними. А сейчас, на мой взгляд, акцент больше ставится на трюковые элементы, большее внимание уделяется технике, но забывается про актерское мастерство. Главная цель – передать зрителям суть спектакля, чтобы они ушли из зала, охваченные эмоциями: переживаниями, радостью и любовью..
– Как вы проводите свободное от тренировок время?
– В свободное время я стараюсь больше спать, больше отдыхать, чтобы восстанавливаться и абстрагироваться от балета. Балет – это вся моя жизнь, но чтобы избежать выгорания, важно находить источники вдохновения и восстановления. Это происходит как раз во время отдыха, например, посмотрел фильм, погулял с друзьями, куда-то сходил. Можно сказать, что свободное время посвящено восстановлению.
– Что вы можете пожелать или посоветовать студентам или тем, кто только планирует связать свою жизнь с балетом?
– Спустя время я понимаю, что нахожусь в лучшем месте. Потому что могу подарить свой талант, свое творчество зрителям, вдохновить их. Так же как и зрители вдохновляют нас. Сегодня, благодаря балету, я могу прожить в роли разных персонажей, разные эпохи, это очень круто на самом деле. Конечно, профессия тяжелая – устаешь, все болит, травмы, без этого никак. Но как только выходишь на сцену, все это забывается, особенно когда в зале благодарный зритель – это очень сильно вдохновляет, очень рад. Я очень люблю свое дело, отношусь не как к работе, это смысл моей жизни. Проживаю ее максимально наслаждаясь. Мое пожелание начинающим артистам – любите свое дело. Без этой любви ничего не получится. Все трудности, травмы и боли со временем станут частью рутины, и без них будет даже скучно... Трудитесь и не останавливайтесь!