Свыше пяти миллиардов на кино: какие проекты получат господдержку в Казахстане?

Обсудили важность верного выбора темы и содержания фильма, а также что Киноцентр делает для того, чтобы картины не ложились на полку.

Наиля Виклюк

В 2022 году господдержку получили сразу 62 проекта, что почти вдвое больше, чем в 2020 году – тогда поддержали 39 проектов. Редакция Liter.kz обратилась в Государственный центр поддержки национального кино и узнала не только о его работе, но и том, у каких фильмов больше шансов получить финансирование и что делается для того, чтобы снятые картины не легли на полку.

Чем занимается Государственный центр поддержки национального кино

Государственный центр поддержки национального кино (ГЦПНК, Киноцентр) является оператором, осуществляющим как организацию проведения конкурсного отбора кинопроектов, претендующих на государственное финансирование, так и сам процесс этого финансирования. Кроме того, в функции ГЦПНК входит содействие в организации проката и продвижения уже снятых фильмов — поддержка их участия в работе международных кинофестивалей, проведение Дней казахстанского кино в других странах. Еще один аспект работы Киноцентра — сотрудничество с образовательными организациями, которые занимаются подготовкой специалистов для кинематографической сферы.

Если говорить о работе ГЦПНК, то кинематографисты, получившие государственное финансирование, постоянно работают в тесном контакте со специалистами Киноцентра. Финансовый отдел контролирует исполнение сметной документации и помогает с отчетностью. Производственный отдел разрабатывает технические спецификации, содействует в разработке календарно-постановочных планов, выезжает на съемочные площадки для консультаций и контроля. На завершающей стадии подключается отдел продвижения и дистрибуции. В ГЦПНК подчеркнули: так как речь идет о государственных деньгах, Киноцентр строго отслеживает выполнение кинематографистами своих договорных обязательств.

Отбором кинопроектов, претендующих на получение государственного финансирования, занимается Экспертный совет. Закон РК "О кинематографии" определяет Экспертный совет как консультативно-совещательный орган, состоящий из творческих работников и экспертов. Положение и состав Экспертного совета утверждаются Правительством РК.

Согласно положению об Экспертном совете, его основной задачей является выработка предложений по признанию фильма национальным. В функции совета входит:

1) рассмотрение кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами;

2) подготовка заключения по финансированию кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами;

3) принятие решения о признании или отказе фильма национальным;

4) иные функции, отнесенные к компетенции совета.

Заседание экспертного совета/ фотографию предоставила пресс-служба ГЦПНК

Нынешний состав совета обновился более чем на 80%. В него вошли 16 экспертов, среди которых представители отечественной культуры и искусства, режиссеры, продюсеры, сценаристы, киноведы и специалисты по дистрибьюции.

Почему в 2022 году господдержку получили значительно больше фильмов

Как объяснили в ГЦНК, в 2022 году господдержку получили 62 проекта на сумму 5,6 млрд тенге — почти вдвое больше, чем в 2020 году — по нескольким причинам. Назовем две самые важные. Во-первых, конкурсанты стали внимательнее подходить к оформлению заявочной документации. В этом году совет увидел гораздо меньше явно завышенных смет.

Во-вторых, около полугода назад Министерство финансов ужесточило правила осуществления государственных закупок и конкурс 2022 года проводился уже с учетом этих изменений. К списку необходимых документов добавили требование о подтверждении финансовой устойчивости.

Однако на проекты, чья сметная стоимость не превышает восемь тысяч МРП (24 млн 504 тыс. тенге), эти новые требования не распространяются. И многие конкурсанты — в основном дебютанты, авторы короткометражных и документальных лент — изначально постарались не превысить этот бюджет.

Какие фильмы получают господдержку

О том, у каких проектов больше шансов получить господдержку, а также об обязательных критериях рассказала член экспертного совета, киновед, кандидат искусствоведения, профессор кафедры "Искусствоведение" КазНУИ Назира Мукушева. Она подчеркнула: в том, что касается критериев, надо отталкиваться от понятия "национальный". То есть конкурсантов максимально ориентируют на формирование контента, соответствующего этому статусу.

Эксперты изучают весь перечень документов, предоставленный заявителями. Знакомство с проектом начинается с синопсиса. И важно уже на этом этапе вызвать интерес экспертов. Бывает так, что уже по итогам прочтения синопсиса становится понятно: тематика проекта не соответствует статусу "национальный". Заявка может быть не принята или не поддержана по ряду причин. Например, тема проекта не является приоритетной для выделения государственного финансирования, профессионализм авторского коллектива не является достаточным, неправильно оформлена конкурсная документация или какие-то важные документы не предоставлены вовсе, — объяснила киновед.

Назира Мукушева/ фотографию предоставила пресс-служба ГЦПНК

Перед стартом приема заявок организаторы конкурса изначально обозначают важные акценты, которые учитываются при дальнейшем отборе кинопроектов, претендующих на государственное финансирование.

Кинопроекты, рассчитывающие на победу в конкурсе, должны служить государственным интересам, способствовать повышению узнаваемости нашей страны посредством киноискусства. Оцениваются эти факторы, оценивается прокатный и фестивальный потенциал проекта, актуальность темы. Пожалуй, это основное. Приоритет мы стараемся отдавать начинающим кинематографистам, которым предстоит строить будущее казахстанского кино. Кроме того, особое внимание уделяется проектам, предназначенным для детской аудитории. И это видно по цифрам: если по итогам прошлого конкурса анимационных проектов было пять, то в этом году их количество выросло до восьми, — отметила эксперт.

Она добавила: это не означает, что ГЦПНК поддерживает только молодых кинематографистов. У казахстанских заслуженных кинодеятелей тоже есть все шансы на победу в конкурсе. Более того, многие из них уже стали выступать в качестве продюсеров, продвигая вперед своих учеников. По мнению Назиры Мукушевой, это оптимальная модель преемственности и взаимодействия разных поколений кинематографистов.

В ГЦПНК подчеркнули, что механизм отбора фильмов для их господдержки подробно прописан в законодательстве. Государственный центр поддержки национального кино размещает на своем интернет-ресурсе объявление о проведении конкурса для отбора кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами. В этом объявлении содержится информация об организаторе конкурса, дате и времени его проведения, категории, по которым будут приниматься заявки, и список документов, необходимых для участия в конкурсном отборе.

По окончании приема заявок специалисты ГЦПНК проверяют их на техническое соответствие. Все заявки, оформленные и поданные согласно установленным требованиями, поступают на рассмотрение Экспертного совета.

После предварительного изучения членами ЭС всех заявок, допущенных к участию в конкурсе, ГЦПНК организует открытую защиту кинопроектов, которая в режиме онлайн транслируется на медиаресурсах Киноцентра. По окончании открытой защиты эксперты проводят голосование, формируют список проектов, рекомендованных для оказания государственной финансовой поддержки, и передают его ГЦПНК. Из Киноцентра данное заключение поступает на рассмотрение Межведомственной комиссии (МВК) по вопросам государственной финансовой поддержки национальных фильмов, создаваемой в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона "О кинематографии".

На основании положительного заключения Экспертного совета и рекомендации Межведомственной комиссии, уполномоченный орган в лице Министерства культуры и спорта РК принимает решение о финансировании кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами, и направляет соответствующее письменное уведомление авторам.

Почему фильмы иногда ложатся на полку и как ГЦНПК борется с этим

В Киноцентре также признали: случается так, что получивший поддержку фильм ложится на полку. Однако, как нам объяснил заместитель председателя правления ГЦПНК Бауржан Шукенов, проблему стараются решать четырьмя путями.

Во-первых, в 2022 году ГЦПНК активизирует бюджетную программу тиражирования и дистрибьюции. Она нацелена на то, чтобы фильмы, профинансированные через Киноцентр, могли работать напрямую с дистрибьюторами.

Во-вторых, в технические спецификации, являющиеся приложением к договору, добавят обязательный раздел о продвижении. Это означает, что часть средств, выделенных государством на производство картин, будет в обязательном порядке направлена на продвижение конечного продукта. То есть у кинопроизводителей изначально заложены финансовые средства на то, чтобы осуществить прокат картин.

Фархат Шарипов и Байгали Серкебаев защищают свой проект/ фотографию предоставила пресс-служба ГЦПНК

В-третьих, у Киноцентра заключены договоры со стриминговыми компаниями, благодаря которым можно будет показывать документальные и короткометражные фильмы на отечественных онлайн-платформах.

И, наконец, в-четвертых — это поддержка участия казахстанских картин на международных и отечественных кинофестивалях.

Кстати, отдельно хотелось бы сказать о поддержке короткометражных и документальных лент, которые в принципе не показывают в кинотеатрах. В прошлом году мы запустили очень интересную и многообещающую программу ShortAnimaDoc: сначала в Алматы, затем в Нур-Султане мы в течение недели показывали на большом экране снятые нашими кинематографистами документальные, короткометражные и анимационные фильмы. Мероприятие имело большой успех, поэтому мы планируем сделать его традиционным, — подчеркнул Бауржан Шукенов.

Новости партнеров