Как в логистике решается вопрос кадрового голода
И причем здесь кластерное развитие экономики.
В начале июня в Алматы прошел Logforum 2024 – важное отраслевое событие, объединившее ключевых игроков сегмента транспортной, складской и таможенной логистики, ритейла, дистрибуции и 3pl-услуг. Мероприятие, организованное московским Координационным советом по логистике, много лет считается местом встречи профессионалов в сфере управления цепочками поставок.
В этом году Logforum был посвящен эволюции отрасли в Казахстане. Так, исполнительный директор КСЛ, доктор технических наук Василий Демин рассказал о том, как за последние 10 лет повзрослела логистика в России, пройдя путь от “отжимания” цены к гибкости и адаптивности при любых внешних обстоятельствах, и обозначил, на каком из этих этапов на сегодняшний день находится Казахстан.
Практически во всех выступлениях рефреном звучали два ключевых тезиса. Во-первых, отрасль, очевидно, испытывает кадровый голод в области складской логистики. Потребность в складах растет, поэтому идет строительство сразу нескольких больших складских помещений одновременно, создаются тысячи новых рабочих мест, однако закрывать вакансии некому.
Людей с необходимой квалификацией на рынке недостаточно, так как конкуренция идет не внутри отрасли, но между отраслями. Службы доставки или такси создают значительный спрос на линейный персонал. И даже люди, получившие специальность в логистической отрасли, пойдут работать в доставку, так как знаний из учебного заведения не хватает, чтобы сразу начать работать оператором на современном складе. Кроме того, выглядит работа на складе куда менее привлекательно.
Второй важный вопрос – разобщенность отрасли. Тогда как одним из самых важных факторов для развития и роста является умение совмещать усилия, поддерживая друг друга сильными сторонами бизнеса и рассчитывая на поддержку. Участники форума пришли к тому, что конкуренция в классическом понимании должна остаться на предыдущем этапе развития. А новый ключевой шаг – это кластеризация.
Кластер в экономическом понимании представляет собой своего рода кооператив. Складывается он из предприятий, которые занимаются похожей деятельностью. Кроме того, в большинстве случаев кластеры состоят из организаций, находящихся на одной территории. В зависимости от масштаба компаний речь может идти об одном городе, стране или регионе.
Кластерная модель ускоряет развитие регионов в масштабах государства. Если каждый регион выстроит правильное взаимодействие между предприятиями из одного сегмента бизнеса, то экономика будет двигаться вперед в разы быстрее.
Государство не спешит вовлекаться в планирование централизованной кластерной политики, так как экономика движется не линейно и существует достаточно много рисков. Поэтому кластеризация остается в кругу интересов бизнеса.
Десять лет за двадцать минут
За последние 10 лет бизнес в России, по словам Василия Демина, прошел несколько принципиально важных этапов трансформации. В период с 2014 по 2017 год компании сосредоточились на снижении стоимости за счет “отжимания” цены, то есть, по сути, давления на поставщиков, подрядчиков и сотрудников. Это позволяло минимизировать стоимость продукции на полках и добиться конкурентных условий. С 2018 по 2019 год началась умная оптимизация. В этот период компании перестали просто снижать затраты и начали автоматизировать процессы, повышать качество через стандартизацию инфраструктуры.
“Следующий этап, который начался в 2020 году и продолжается по сей день, – это создание ценности. Компании стали фокусироваться на развитии и удержании персонала, совершенствовании цепочек поставок и партнерских отношений, – рассказал Василий Демин. – Изменилась стратегия: ритейлеры начали искать способы совместного улучшения процессов. Это позволило создавать более устойчивые и взаимовыгодные отношения между участниками рынка”.
В 2022 году на первый план вышла гибкость и адаптивность бизнеса.
В Казахстане и соседних странах, сказал Василий Демин, наблюдаются аналогичные тренды. Бум строительства складов и модернизация инфраструктуры идут полным ходом. Однако качество новых объектов часто оставляет желать лучшего. Тем не менее процесс неизбежен, и сильные игроки рынка постепенно вытесняют слабых. Компании, которые смогли адаптироваться к новым условиям и внедрить инновационные решения, занимают лидирующие позиции.
На 2024 год в Казахстане насчитывается около 170 000 магазинов, из которых только 7 200 относятся к сетевой рознице. Прогнозы оптимистичны: за семь лет доля сетевой розницы может вырасти до 45%, что будет сопровождаться значительным ростом складских мощностей и развитием новых стандартов качества. Основная борьба сейчас идет за выживание дистрибьюторов, которые постепенно уступают место производителям.
“Ключевые тренды показывают, что бизнес должен быть гибким, экономичным и готовым к быстрым изменениям”, – сказал Василий Демин.
Кадровый вопрос
Кадровый голод – одна из ключевых проблем, с которой сталкивается современный бизнес. В сфере логистики и дистрибьюции это особенно актуально. Многие компании испытывают сложности с поиском квалифицированных специалистов, способных работать в условиях быстро меняющегося рынка.
“Один из спикеров в своем выступлении говорил о том, что в Казахстане есть огромный потенциал для развития складских помещений. С этим потенциалом приходит и проблема кадрового голода. Более 50 объектов на данный момент строится, но строится не профессионалами, а специалистами, которые, скажем, еще не имеют достаточного опыта. Это приводит к множеству ошибок на этапе строительства. Когда заявляют класс "А", например, но на деле склад до заявленного уровня не дотягивает”, – сказал генеральный директор логистической компании MP Solution Нурмат Суеркулов.
Вторая проблема, по словам спикера, заключается в эксплуатации объектов после строительства. Для того чтобы она была устроена правильно, нужна автоматизация, выстроенные бизнес-процессы и обученные сотрудники. Также нужны единые рыночные стандарты квалификации.
“Поэтому мы и решили запустить образовательный проект. Школа, которая будет заниматься обучением специалистов, запускается 1 июля. До конца 2024 года мы поставили себе задачу выпустить более 400 специалистов. Если эти 400 учеников успешно закончат обучение, то на них уже будет прямая потребность. Они распределены по нашим логистическим хабам с гарантией трудоустройства”, – сказал он.
Также Нурмат Суеркулов рассказал, что в данный момент идет строительство новых складских помещений. В следующем году компанией MP SOLUTIONS будет запущено более 70 000 квадратных метров складов, включая стеллажи и мезонины, из них во втором квартале 2025 года 44500 кв. м в Алматы и 11 000 кв. м в Шымкенте и в четвертом квартале 2025 года 23 000 квадратных метров в Астане. Все эти объекты будут класса "А". Для того чтобы обеспечить такие площади необходимым персоналом, школа логистов будет быстро давать нужную квалификацию, меняя устаревшее восприятие отрасли. Логистика превратится в более технологичное, инженерное и перспективное направление.
Кого и чему будут учить?
Учебный центр под эгидой компании MP Solution называется MP Academy. Руководитель центра, Алия Такмурзина, рассказывает, что изначально проект назывался "Школа логистов".
“Но когда мы стали развивать программы и собирать потребности, мы поняли, что мы хотим давать нашим людям и как будем выстраивать обучение. И это больше, чем разговор исключительно про функциональные навыки”, – сказала Алия Такмурзина.
Такмурзина уверена, что начинается самая настоящая борьба за кадры. Компании идут на разные условия, собирают потребности сотрудников, обеспечивают питание, развозки и другие вещи, чтобы удержать людей. Однако самое важное в том, что логистический кластер не сможет развиваться без принципиально нового подхода к подготовке кадров.
“Мы понимаем, что стадия, когда человеку важно только удовлетворение базовых потребностей, пройдена. Я сейчас не говорю про весь Казахстан, но если мы говорим про логистические компании, то для них уже важна не только заработная плата. Мы хотим, чтобы кроме материальных потребностей люди имели возможность всесторонне развиваться”.
В учебном центре MP Academy людей будут учить не только тому, что надо делать и как, но и давать общее понимание складской работы. Чтобы человек видел, как его часть работы вписывается в большую картину.
“Кроме этого, мы даем деловые навыки. Например, навыки коммуникации, чтобы люди лучше понимали друг друга и избегали конфликтов. Это позволяет экономить время и ресурсы. Обучение проходит на различных уровнях – в зависимости от позиции сотрудника. В данный момент обучение идет только для наших сотрудников, так как в этом и в следующем году начинают работать три больших склада у нас и у нашего партнера – компании DSF. В будущем мы планируем открыть обучение для всех желающих и будем очень рады сотрудничеству и в плане обучения для сотрудников других компаний, и в плане преподавания экспертов других компаний в нашем учебном центре”, – сказала Алия Такмурзина.
Трансформация бизнеса, кадровые проблемы, автоматизация и развитие инфраструктуры – это ключевые аспекты, определяющие успех. Тогда как гибкость, экономичность, готовность к быстрым изменениям и партнерство – это путь к успеху в условиях современного рынка.