Как запуск ЛРТ в Астане может отразиться на столичном рынке жилья
Проведено выборочное исследование рынка.
В Астане планируется технический запуск легкорельсового транспорта (LRT), что влечет за собой споры о том, как повлияет на рынок недвижимости, передает Liter.kz.
Одни эксперты прогнозируют рост стоимости жилья благодаря улучшению транспортной доступности, другие указывают на риски снижения спроса из-за шума.
Аналитическая служба Krisha.kz провела выборочное исследование рынка.
Согласно данным исследования, с июня по август упоминаний LRT в объявлениях о продаже, аренде квартир, а также коммерческой недвижимости стало на 10% больше.
Большая часть аудитории считает новый вид общественного транспорта неоспоримым плюсом. В объявлениях часто пишут:
- "строится ЛРТ";
- "рядом остановка";
- "удобно доехать до Дома министерств".
Но есть другая точка зрения. Некоторые продавцы подчеркивают в объявлениях, что окна выходят во двор, а не на линию ЛРТ, или что их блок "подальше от ЛРТ". Есть случаи, когда покупатели отказываются рассматривать квартиры с видом на пути, особенно с 3-го по 9-й этаж.
Жители также переживают из-за возможного шума и вибрации от поездов, хотя в акимате сообщили, что при строительстве используют специальные крепления рельсов, которые уменьшают шум и вибрацию. Насколько это сработает, станет ясно после запуска линии.
Что будет с ценами на жилье
Сейчас рынок только присматривается к LRT. Как считают эксперты, влияние на цены жилья и аренду проявится в будущем, когда линия полноценно заработает — в 2026–2027 годах.
Но уже сейчас есть большая вероятность, что:
- вблизи станций вырастут спрос и цены на квартиры и коммерческую недвижимость;
- арендное жилье рядом с линией станет более востребованным у студентов и работников деловых центров.
“Опыт Алматы показывает, что запуск метро влияет на рынок жилья. Квартиры рядом со станциями дорожают в среднем на 10–15%, а объекты становятся более ликвидными.
В Астане ЛРТ также может повысить привлекательность районов, расположенных вдоль линии и вблизи станций.Вместе с тем, в отличие от подземного метро, ЛРТ имеет и обратную сторону: открытая линия создает дополнительный шум, скопление людей и визуальное воздействие, не совсем удобный маршрут, что не всеми покупателями воспринимается как преимущество”, – заявил руководитель отдела продаж Krisha.kz Имран Османов.
Поэтому ЛРТ в большей степени будет работать как фактор дифференциации: для одних покупателей это аргумент "за", для других — "против".
LRT в цифрах
- Протяженность — 22,4 км.
- 18 станций, 19 беспилотных составов.
- Интервал движения — 3–5 минут.
- Тестовый запуск — сентябрь 2025 г., полноценный — 2026 г.
- Пропускная способность — около 25 тыс. пассажиров в сутки.
- Проезд — около 200 тенге.
Читайте также:
Своя квартира до 35: как государство помогает молодежи обзавестись жильем
