Казахстанским СМИ нужно больше свободы: мнения экспертов на площадке Astana Media Week
11 ноября 2020 года впервые в режиме онлайн открылась ежегодная дискуссионная площадка Astana Media Week, где собрались представители СМИ, блогеров, творческих коллективов и производителей контента. О том, как средства массовой информации приспосабливаются к новым реалиям, работают в период пандемии и какие изменения в скором времени ждут казахстанцев, читайте в материале Liter.kz.
Astana media week проводится Министерством информации и общественного развития в четвертый раз. Здесь с 11 по 13 ноября будет работать сразу несколько зон, где рассматриваются разные темы и форматы взаимодействия: контент-маркет будет презентовать в онлайн режиме дискуссии и панельные сессии; помимо этого зрителей ждут семинары и тренинги специалистов.
Открывая медиафорум, министр информации и общественного развития Аида Балаева отметила, главную задачу СМИ и рассказала, как пандемия коронавируса повлияла на медиасферу.
"Самая главная задача СМИ – доносить до населения оперативную и достоверную информацию. В век новых технологий, когда появляются новые медиа и средства коммуникации, эта задача с каждым днем усложняется. Сейчас каждый человек может стать источником новостей, некоторые вводят в заблуждение всю общественность. Именно поэтому важно, чтобы профессиональная журналистика развивалась. Задачи всегда усложняются с учетом новых вызовов. В период пандемии мы увидели, насколько много было фейковой информации, угрожающих сообщений, которые вносили напряженность. Этого допускать нельзя, поэтому роль профессиональной журналистики возрастает. Министерство всегда будет работать для того, чтобы поддерживать СМИ", – сказала Балаева.
Учитывая, что медиафорум был развернут в период пандемии коронавируса и мирового кризиса, главы ведущих СМИ и медиакомпаний поделились своим опытом и рассказали о том, как приспособиться к новым реалиям и вызовам, чтобы будущее не казалось пугающим. Ко всему прочему на площадке были обсуждены глобальные тренды потребления медиаконтента.
К примеру, генеральный директор TNS Central Asia Татьяна Старцева озвучила прогноз касательно потребления медиа и рекламы в стране. По ее словам в Казахстане ожидается падение объемов рекламы.
«На данный момент прогнозируется снижение рекламных объемов в Казахстане, как и в мире, оно составит 11%, которое в той или иной степени затрагивает все медиа. Единственным медиа, которое не затронуто этим кризисом в Казахстане, является Интернет», - заключила спикер
Между тем председатель правления “АО “РТРК Казахстан” Ляззат Танысбай, выступая на Astana Media Week 2020 подчеркнула, что в пандемию казахстанцы стали чаще смотреть отечественные телеканалы. Она отметила, что во время карантина увеличился спрос на проверенную, правдивую и оперативную информацию, поэтому роль телевизионщиков возросла на 22%.
Что интересно, но с мнением о возрастающей роли телевизионщиков не согласился генеральный директор Atameken Business Channel Канат Сахариянов. По его словам, «телевизор – это прошлый век».
«На самом деле Интернет является очень серьезным оппонентом современному телевидению. Я бы согласился со сценарием компании Deloitte о том, что телевидение будет превращаться в фабрику производства контента, но не является каналом доминирующего потребления у аудитории. Поэтому наши коллеги должны четко понимать, что просмотр прибитого к стенке телевизора – это уже прошлый век. Поэтому все действия в развитии наших компаний должны быть направлены именно на развитие коммуникативных возможностей потребления информации», - сказал Канат Сахариянов на Astana Media Week.
В новом, быстро меняющемся мире, полном разной информацией, ответственность за свои слова должен нести каждый пользователь. Журналисты в этом плане должны подавать пример. Именно поэтому на площадке Astana Media Week подняли тему повышения квалификации журналистов.
Лидер группы отраслевых менеджеров медиа индустрии Кайсар Жұмабайұлы отметил, что профессиональная журналистика будет там, где есть качественное образование и свободный рынок со здоровой конкуренцией. В Казахстане, по его словам, образовательные программы в сфере журналистики не соответствуют современным требованиям: преобладает теория над практикой, не развито дуальное образование и отсутствует система повышения квалификации СМИ. В связи с этим лидер группы отраслевых менеджеров предложил либерализацию Закона о СМИ и сказал о необходимости определить статус журналиста.
Между тем, 2020 год стал годом трансформации журналистов и ее ускорил коронавирус. Роль и необходимость журналистов была очевидна, когда людям требовалась официальная информация. Об этом заявил директор международного отдела Союза информационных агентств (UNA) Организации исламского сотрудничества Хазем Абду на панельной дискуссии «Мультиплатформенность».
«Коронавирус ускорил трансформацию СМИ. Сегодня мы должны задаться вопросом, людям все еще нужны средства массовой информации? Ответ очевиден – да. Никто не может жить без информации», - сказал Хазем Абду.
При этом он отметил, что традиционные средства массовой информации не поспевают за цифровыми, поэтому им стоит задуматься над тем, как развиваться дальше.
На этой же площадке первый заместитель генерального директора информационного агентства ТАСС Михаил Гусман, также как и министр информации и общественного развития Аида Балаева, отметил необходимость взаимодействия СМИ в борьбе с фейками. Он подчеркнул, что для информационщиков «черной меткой» является понятие «фейк ньюс».
«Не все профессионально работают в информационном поле. Ощущается постоянное воздействие целого мутного потока фейковых и ложных новостей и всякого рода ложной информации. Речь идет о том, как этому противостоять, как отделять в этом потоке фейковой информации достоверное? Я не могу сказать, что на этом пути мы, все информационщики, достигли абсолютного успеха и можем с уверенностью сказать, что фейк-новости не просачиваются в нашу информационную работу. Нам необходимо профессиональное взаимодействие в этом вопросе», - подчеркнул Михаил Гусман.
Под профессиональным взаимодействием подразумевается фактчекинг и сотрудничество СМИ с государством.
В целом, все участники признали, что 2020 год стал годом колоссальных изменений, который привнес в жизнь каждого человека на земле что-то новое. Важно из всего пережитого вынести главное, сделать акцент на трансформации и извлечь уроки. Учитывая, что эксперты и министерство понимают необходимость роста качества в СМИ, казахстанскую журналистику, мы верим, ждут большие и хорошие перемены.