Казахстанцы рискуют остаться без ряда лекарств.
За последние месяцы из-за сложной геополитической ситуации казахстанские предприниматели столкнулись с проблемами, связанными с изменением логистики – изменились многолетние наработанные маршруты, удлинились логистические цепочки, выросла цена доставки. В связи с этим ряд товаров перестали появляться на полках магазинов. Журналист Liter.kz узнала, как изменившиеся логистические маршруты повлияли на рядовых казахстанцев.
Главной причиной происходящих перемен стала сложившая геополитическая ситуация в мире. Вооруженные конфликты, повлекшие за собой наложение санкций со стороны Европейского союза, повлияли на все страны, бизнес которых был так или иначе связан с поставками товаров и сырья через Россию и Беларусь, считает член общественного совета при Министерстве торговли и интеграции РК Георгий Кравченко.
В настоящий момент страны ЕС запретили передвижение на своей территории транспорта из Российской Федерации и Республики Беларусь. В свою очередь симметричные запреты приняты на территории этих двух стран для европейских государств. До введения санкций российские и белорусские перевозчики занимали львиную долю рынка. Именно они перевозили большую часть товаров как в Европу, так и обратно. Сейчас эти логистические цепочки нарушены. И казахстанские перевозчики в первые месяцы оказались не готовы работать в европейском направлении, так как здесь необходимо соблюдать довольно жесткие стандарты. В Европу должны въезжать новые автомобили, водителям необходимо соблюдать режим труда и отдыха, что зачастую у нас игнорируется, – говорит эксперт.
Георгий Кравченко отметил, что в результате выросли цены практически на все группы товаров, в том числе и казахстанского производства. Так как редко какой бизнес обходится без ввоза сырья, станков или комплектующих извне.
Несмотря на политические катаклизмы, мы наблюдаем и позитивные стороны для казахстанских перевозчиков. Сейчас у нас появилась возможность переориентировать свою деятельность на Европу и получать выгоду напрямую. До февраля 2022 года стоимость перевозки из Италии в Казахстан составляла пять-шесть тысяч евро за один автомобиль. Сейчас цена перевозки выросла до десяти тысяч евро. Эту выгоду ощущают не только наши соотечественники, но кыргызские и узбекские перевозчики, – рассказывает Георгий Кравченко.
По словам эксперта, дополнительные возможности открылись и со стороны китайского рынка. С начала пандемии власти Поднебесной в защитных целях ограничили въезд транспорта из других стран. Раньше через пропускной пункт Хоргос проезжало 300 машин в сутки. В период ограничений через один пункт в Китай въезжало не более 10 автомобилей в день. Стоимость перевозки на одной машине из Хоргоса в Алматы доходила до 40 тысяч долларов.
Но есть и негативные моменты, к примеру, изменение логистики повлияло на обеспечение казахстанских аптек рядом препаратов. Глава Казахстанской ассоциации независимых аптек Талгат Омаров рассказал, что его коллеги из регионов сообщают об исчезновении распространенных лекарств.
Теперь в дефиците или на грани исчезновения корвалол, валидол, “Бифиформ”, “Хилак Форте”, “Нитроглицерин”, “Каламин”, “Ингалипт”, перманганат калия (марганцовка), “Тобрекс”, “Флемоксин”, “Биогая”, “Фуразалидон” и даже простой физраствор NaCl 0,9%. Всего в списке свыше 50 наименований препаратов, в поставках которых ощущаются перебои, – рассказал глава ассоциации.
Талгат Омаров констатировал, что проблемы есть и у отечественных производителей медикаментов. Так, шымкентский завод Santo использует сырье, которое импортируется из Польши. Сейчас доставить необходимые компоненты им стало сложнее.
Кроме того, геополитическая ситуация, падение курса национальной валюты в начале года отразились на розничной цене алкогольной и табачной продукции.
За последний год цены на алкогольную и табачную продукции выросли. До февраля 2022 года предшествовали январские события, на фоне которых национальная валюта ослабла. Это повлияло на две отечественные табачные компании Philip Morris и JTI Kazakhstan и две компании-импортеры, которые приобретали сырье из-за рубежа за валюту. Далее на рост цен повлияло усложнение и удлинение цепочек поставок. Ранее доставка осуществлялась через Россию и Беларусь. Сейчас идем в обход через Стамбул и Дубай, – сообщил глава Ассоциации “КазАлкоТабак” Амиржан Калиев.
Калиев отметил, что ситуация более успешно складывается на рынке алкогольной продукции.
Казахстанские производители водки полностью обеспечивают потребности внутреннего рынка. Нам импортируют всего 15-17% водки из России, Беларуси и Украины. Но эти объемы, на наш взгляд, не значительны, – поделился эксперт.
Рост цен на 10-15% ощущается на элитные алкогольные напитки, это виски, ром, коньяк. На столько же выросла стоимость винной продукции, которая поставляется на рынки Казахстана из Молдавии, Грузии, Латинской Америки и Европы. Однако бизнесмены не отказываются от ввоза элитного алкоголя, так как у него всегда есть состоятельные ценители.
Геополитические события сыграли и положительную роль для производителей алкогольной продукции. Нашим коллегам из России и Беларуси сейчас недоступно сырье для производства алкогольной продукции. Некоторые наши заводы переориентировались на выпуск данного сырья, того же коньячного спирта, и экспортируют его за рубеж, – рассказал Амиржан Калиев.
Глава ассоциации также добавил, что небольшие партии казахстанской водки, взявшей первое место на конкурсе в Лондоне, также стали поступать в США и Монголию. Вместе с тем Калиев выразил недоумение по поводу того, что Беларусь не пропускает на свой рынок казахстанскую водку.
У нас в свободном доступе продают белорусский алкоголь, сыр, колбасы и прочую продукцию. Но ни одна бутылка казахстанской водки не поступает на рынок Беларуси. Мы обсуждали ситуацию с белорусскими коллегами, но они кивают на своего президента, – поделился глава ассоциации.
На разрыв традиционных транспортно-логистических цепочек из-за геополитической ситуации и санкционного противостояния обратил внимание и президент Казахстана. Летом текущего года Касым-Жомарт Токаев поручил проработать альтернативные маршруты коммуникации и доставки грузов, а также диверсификацию поставок. Глава государства подчеркнул, что необходимо сохранить лидерство нашей страны в Центрально-Азиатском регионе и развивать Казахстан как надежный транзитный хаб. А для этого он поставил цель сформировать альтернативные железнодорожные маршруты.