Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Электрокар против ДВС: стоит ли переходить на авто с зарядкой в Казахстане?

Опыт использования электромобиля в нашей стране.

Электрокар против ДВС: стоит ли переходить на авто с зарядкой в Казахстане?
Фотоколлаж: Liter.kz

Электромобиль появился раньше, чем автомобиль на двигателе внутреннего сгорания. Первый электрокар в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году. Возвращаясь к нашему времени, стоит сказать, что в Казахстане пока это чудо техники популярным не стало. Но по словам экспертов, к 2024 году ожидается бум. Почему автолюбители пересаживаются на электромобили, готова ли инфраструктура страны к новому рынку, переживет ли авто на зарядке суровые казахстанские морозы – в материале Liter.kz.

Фото: из личного архива Бахытжана Жангалиева

По данным Бюро национальной статистики на 1 августа 2023 года, в Казахстане зарегистрировано более пяти миллионов автотранспортных средств, из них легковых – 4,4 миллиона. За год количество автомобилей выросло на 15%. Представитель Казахстанского автомобильного союза Кайрат Еламанов отметил, что спрос на продукцию китайских марок повышается, и уже к 2024 году мы сможем наблюдать оживление электромобилей на рынке страны.

Доля электромобилей в этом году составила 0,11% от автопарка, в аналогичном периоде прошлого года показатель достигал лишь 0,01% от всех зарегистрированных легковых машин. Одна из проблем, с которой встречаются любители электромобилей, – отсутствие инфраструктуры для свободного передвижения по стране, – отметил автоэксперт.

Статистика показывает, что зарядные станции для питания электромобилей в основном располагаются в крупных городах. В АО "Жасыл Даму" подтвердили, что реализован проект по развитию инфраструктуры заправочных станций в городах Алматы, Астана и по трассе Алматы – Астана.

На территории столичного комплекса Talan Towers шесть сверхбыстрых зарядных станций для электромобилей Tesla Supercharger. Есть ряд заправочных станций, установленных другими частными лицами, а также присутствует возможность зарядки электромобилей от обычной розетки, – дополнил Еламанов.

Электрокары назвать популярным видом автотранспорта в Казахстане пока рано. В региональном разрезе больше всего электромобилей зарегистрировано в Алматы – 2,8 тысячи. На второй и третьей строчках расположились Астана – 550 электромобилей и Алматинская область – 208.

Фото: из личного архива Бахытжана Жангалиева

Основатель Zeekr Club Kazakhstan Бахытжан Жангалиев из личного опыта рассказал об эксплуатации авто с ДВС (двигатель внутреннего сгорания) и электромобиля. Долгое время он был приверженцем марки Toyota. Но в один момент поставки из России прекратились, а найти в салоне новый автомобиль стало сложнее.

Для себя искал Toyota Camry 75. Авто с пробегом принципиально брать не хотел. Долгое время был в поиске, ничего не нравилось. Решил пройти тест-драйв на электромобиле и сразу понял, что Zeekr 001 моя следующая машина, – рассказал новоиспеченный владелец электромобиля.  

Zeekr 001 – спортивный электромобиль, выпускаемый китайской компанией Geely Automobile с октября 2021 года и поставляемый в Европу с 2022 года. По словам Бахытжана, аналога ему нет, а сравнивать с ДВС нет смысла. Покупка электрокара позволяет сэкономить на топливе и расходах на обслуживании. Но прежде необходимо изучить его сильные и слабые стороны.

До покупки сидел на все возможных форумах, чатах, искал информацию в интернете. Изучал машину полностью. После того как был уверен на 100%, что куплю, решил создать чат единомышленников. Думал, соберется человек 10, посидим, обсудим, что они думают о Zeekr. Люди заходили с такими вопросами, на которые я уже знал ответы. Были и владельцы авто. На тот момент собрал достаточно информации, и мы общались, советовались, – рассказал владелец электрокара.

Группа начала расти. Сейчас уже те, кому подсказывал Бахытжан, консультируют других. Одна из проблем, которая обсуждается всеми – отсутствие зарядной инфраструктуры на трассе.

Возможно, когда вдоль трасс станет нормой установка зарядных станций, появится и желание путешествовать между городами, ну или же просто выезжать за ее пределы. Городских быстрых зарядок очень мало. По памяти вспомнить могу только четыре, которые действительно работают. Но там практически всегда очереди, если не приехать туда в шесть утра. Инфраструктуру надо развивать. Надеюсь, что ситуация будет улучшаться. Не имея своей домашней станции, думаю, многие испытывают трудности, – подчеркнул Бахытжан.

Сколько раз заправляется в месяц, обладатель электромобиля ответить затрудняется. Но судя по счетчику, который накрутил 300 КВт, в месяц его траты составляют примерно девять тысяч тенге.

На Camry на полный бак уходило порядка 14 тысяч тенге с запасом хода 444 км. Дальше путем простой математики, думаю, можно посчитать экономию топлива, и при этом нулевой выброс вредных веществ в нашу и без того загрязненную экологию города, – добавил он.

Если бензин АИ-92, в связи с государственным регулированием, не должен превышать 205 тенге за литр, то АИ-95 – не регулируется чиновниками, поэтому цены на "пистолете" АЗС могут меняться в зависимости от спроса и предложения на рынке. Тем временем заряда электрокаров в теплое время года хватает примерно на 300–500 км. А вот какова их работоспособность во время морозов, покажет приближающаяся зима.

Я смотрел, читал различные информационные источники с испытаниями авто в условиях мороза в том же Китае, есть ребята из России, кто откатал уже зиму. Никаких нареканий или печальных моментов именно в зимний период не было. Я уверен, что все будет хорошо. Ведь те, кто собирал этот чудомобиль, знали, что он будет эксплуатироваться не только в плюсовую температуру, – считает Бахытжан.

Всем известно, что элементы питания или аккумуляторы быстро разряжаются при низких температурах. Стоит только вспомнить работу смартфонов. Однако по опыту таких стран, как Швеция, Норвегия, Канада, несмотря на чрезвычайно низкие температуры, эксплуатация электромобиля комфортна. Бахытжан не исключает, что даже новичкам можно приобрести электромобиль.

Устройство электромобиля намного проще, чем авто с ДВС. Там запчастей меньше, соответственно и расходы на техническое обслуживание будут реже. Возможно, для совсем новичка в плане вождения авто марки Zeekr будет очень мощным. Все-таки идет разгон за 3,7 секунды до первой сотни. А что-то менее мощное было бы в самый раз, – отметил он.

Владелец электромобиля считает, что время, когда первым должен быть старенький автомобиль, уже прошло. По его мнению, авто нужно приобретать по карману, а лучше – новую с салона. Как высказался когда-то автомобильный гений Генри Форд – "лучшая машина – новая машина".

Безусловно, чем дороже авто, тем больше различных систем безопасности, которые помогают и оберегают водителя. Те же подушки безопасности в дорогом авто – их больше и тоже складывается в стоимость. Lada – почему дешевая? Потому что в ней нет никакой безопасности от слова совсем! Хотя некоторые умудряются на таких машинах гонять, не понимая, что неизбежны печальные последствия, – возмутился Бахытжан.

Кстати, миф о существовании "мужских" и "женских" автомобилей для Бахытжана – реальность.   

Для меня есть такое понимание, для кого-то нет. Возможно, я той старой школы, когда было не по-пацански условно ездить, на Juke, или на RAV 4 лягушонок, который двухдверный, ну и все такого плана машины. Я такую для себя бы не выбрал, – смеется Бахытжан.

В завершение дискуссии основатель автоклуба подчеркнул – за электромобилями будущее. В первую очередь – это забота об экологии. Не стоит забывать, что Казахстан в рейтинге (наша ссылка) самых загрязненных стран оказался на 30-м месте из 111.

Если в Астане еще есть ветра, то в Алматы – нет. С окна смотришь, особенно нижняя часть города, всюду смог. Не так давно глава государства подчеркнул значимость развития инфраструктуры и в целом популяризации электромобилей в Алматы, а почему? Потому что это вопрос экологии. Я всем сердцем переживаю за чистоту нашего города и воздуха, еще и по этой причине сменил ДВС на электро. Мы несем не только пользу экологической среде, так еще и получаем совсем другие эмоции от электрокара, – утверждает мужчина.

Можно сказать, что электромобиль предназначен для людей, которых не пугают трудности и ограничения в эксплуатации автомобиля: скорость зарядки, отсутствие инфраструктуры, сервиса и специалистов по ремонту электротранспорта. Но как уже было сказано выше, в скором времени в Казахстане появится все необходимое для пользователей авто с розеткой.

Фото: из личного архива Бахытжана Жангалиева

Мы решили посмотреть и стоимость электрокаров на казахстанском рынке. На площадке по продажи авто "Колеса.kz" представлены новых 17 электромоделей с салона: Volkswagen ID.4, Audi e-tron, Ria EV6, Zeekr 001 и другие. Из данного сегмента самым дешевым стал Volkswagen ID.4. В зависимости от комплектации его цена варьируется от 13 до 18,5 миллиона тенге. А дорогим, безусловно, стала Tesla Model S, за которую придется отдать порядка 78 миллионов тенге. А Zeekr 001 в ценовом сегменте составил от 18 до 29,5 миллиона тенге.  

Для того чтобы раскачать интерес населения к электромобилям, который как отмечал наш спикер, экологически чистый, действует освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе электрокаров в страну и налогов по пассажирской таможенной декларации. На сегодняшний день на территорию страны завезено более трех тысяч электромобилей. Согласно решению Евразийской экономической комиссии, квота на льготный ввоз электромобилей в 2023 году составляет 15 тысяч единиц.

Новости партнеров
×