Казахстанка получила работу в престижном оркестре в США: советы музыкантам
Попасть в зарубежный оркестр казахстанским музыкантам вполне по силам.

Выпускница Байсеитовской школы и Казахской национальной консерватории имени Курмангазы скрипачка Айнур Тулендиева работает артисткой оркестра Филармонии Бостона (Массачусетс, США), кроме того, она – магистр скрипичного исполнительского искусства и обладатель диплома о высшем исполнительском образовании Бостонского университета. Девушка в интервью Liter.kz рассказала о том, как казахстанским музыкантам можно попасть на престижную работу в американский оркестр.
- Насколько реально попасть на работу в оркестр в США с первого раза, без знакомств предварительных с кем-то из работающих там музыкантов?
- Это возможно, но конкуренция крайне высокая. Многие оркестры проводят “слепые” прослушивания за ширмой, где жюри не видит исполнителя, а оценивает только его игру. Это исключает предвзятость, и шансы получить место зависят исключительно от ваших навыков. Однако в топовые оркестры попасть с первого раза сложно, так как уровень конкуренции очень высок, особенно на позиции в полноформатные (full-time) оркестры.
- Как и где узнать о вакансиях в оркестр?
- Основные ресурсы для поиска вакансий: Musicalchairs.info – самый популярный сайт для поиска вакансий в оркестрах по всему миру, AFM.org – Американская федерация музыкантов. Также это сайты самих оркестров – многие оркестры публикуют вакансии на своих официальных веб-страницах и социальные сети – профессиональные сообщества в Facebook, таких как "Orchestra Auditions" или группы для музыкантов конкретных инструментов.
- Прослушивания проходят онлайн или вживую?
- Обычно прослушивания проводятся вживую, особенно финальные туры. Однако в последние годы предварительные туры часто проходят в формате записи (предварительный “тейп”). Кандидаты обязаны записать определенные произведения и оркестровые отрывки, которые оцениваются перед приглашением на живое прослушивание. Эта запись должна быть высокого качества, так как она является первым впечатлением жюри о вас.
- Проводят ли музыканты оркестра типа консультаций для претендентов или, может быть, выставляют видео-мастер-классы?
- Да, музыканты из оркестров США часто проводят мастер-классы, консультации или индивидуальные уроки. Это может быть платной услугой, но она крайне полезна, так как вы получаете рекомендации от людей, которые сами прошли через процесс прослушивания. Также концертмейстеры оркестров имеют свои Youtube-каналы, где записывают оркестровые отрывки и как над ними работать.
- Как часто появляются вакансии в оркестрах США?
- Вакансии появляются нерегулярно и зависят от многих факторов, включая уход на пенсию, карьерные перемещения музыкантов или создание новых оркестровых программ. Полноформатные оркестры (full-time) публикуют вакансии реже, и конкуренция на эти позиции выше. Чаще появляются вакансии в оркестрах на частичной занятости (part-time).
- Какие бывают оркестры в США?
- Полноформатные (full-time) – это крупные оркестры, такие как Нью-Йоркский или Чикагский филармонический. Они предлагают высокую зарплату, медицинскую страховку, пенсионные планы и другие преимущества. Конкуренция на такие позиции огромная. Оркестры частичной занятости (part-time): Эти оркестры дают 4–8 концертов в год. Оплата за участие значительно ниже, и часто музыканты имеют другие источники дохода. Однако они могут стать хорошим началом карьеры.
- На что обращают внимание при оценке игры претендентов на работу в американском оркестре?
- Самые важные аспекты – это чистота интонации, ритмическая точность, музыкальность и понимание стиля произведения. Также важна способность слушать и работать в ансамбле. В финальных турах внимание уделяется не только игре, но и тому, насколько человек подходит коллективу.
- Как много выходцев из Казахстана вы знаете, кто работает в оркестрах США?
- Я знаю лишь несколько музыкантов из Казахстана, которые работают в оркестрах США. Одной из известных скрипачек является Раушан Ахмедьярова, которая играет в Сан-Франциско симфони. Возможно, есть и другие музыканты, но мне о них не известно. Это подчеркивает, насколько редки такие случаи, и какой высокий уровень подготовки требуется для получения такой работы.
- Какие документы или визы нужны музыкантам из Казахстана, чтобы участвовать в прослушивании и работать в США?
- Для участия в прослушивании обычно требуется виза типа B1/B2 (гостевая/деловая). Для работы в оркестре необходимо оформить рабочую визу, чаще всего O-1 (для людей с выдающимися способностями) или H-1B. Процесс может быть сложным, поэтому многие оркестры предоставляют юридическую помощь в оформлении визы, если вы прошли финальные туры.
- Можете назвать примерный репертуар для прослушиваний скрипачей в оркестры США?
- Сольные произведения – это, в первую очередь, одна часть из Сонат и Партит И.С. Баха. Обычно на усмотрение кандидата, но иногда бывает, что они запрашивают определенную часть. Также требуется романтический концерт, например, Чайковский, Брамс, Бетховен (обычно первая часть с каденцией). Также в требованиях произведения Моцарта - Концерт №4 или №5 (первая часть с каденцией). Из оркестровых отрывков включают куски из симфоний Бетховена, Брамса, Шостаковича, увертюр Россини и балетов Чайковского. Отрывки предоставляются заранее, чтобы кандидат мог подготовится.
- Какой главный совет для музыкантов из Казахстана, желающих найти работу в оркестрах США и представлять там отечественную исполнительскую школу?
- Прослушивания в оркестры США – это сложный, но выполнимый процесс для музыкантов, которые готовы упорно работать над собой. Успех требует не только высокого уровня игры, но и глубокого понимания репертуара, умения презентовать себя, а также терпения и настойчивости. Начните готовиться заранее, планируйте свои шаги и не бойтесь брать уроки у профессионалов, которые уже прошли этот путь. Вы можете найти имена музыкантов на сайте оркестра и написать им в Фэйсбук или других соцсетях. Помните: возможности всегда открыты для тех, кто верит в себя и в свою музыку! Удачи в пути к вашей оркестровой карьере!