Казахстанские жертвы интернет-мошенников: реальные истории и советы по возврату средств
Мошенники обманули казахстанцев почти на 7 млрд тенге, возместить ущерб удалось только 11%.
Вернуть свои деньги или хотя облегчить кредитное бремя после мошеннических действий удается немногим казахстанцам. Люди делятся своими историями в сети и сами пытаются предостеречь казахстанцев, передает Liter.kz.
Житель Астаны (имя просил не указывать) смог вернуть свои деньги в этом же месяце. 15 августа, по его словам, он нашел в интернете магазин, где "продавались" автомобильные шины и диски со скидкой до 40%. На странице была ссылка на мессенджер WhatsApp для заказа.
"Я написал туда,и мне ответили, что интересующая меня резина есть по очень привлекательной цене, а оформить ее можно через рассрочку Kaspi. Мне скинули скриншот с Kaspi QR, я отсканировал и оформил. После этого попросили прислать фискальный чек об оплате, и как только я его отправил, мошенники написали, что заказ оформляется и завтра мне дадут информацию по отслеживанию груза. Однако это был обман — они заблокировали меня в WhatsApp и не брали трубку. Номер оказался недоступен. На следующий день я подал заявку в приложении Kaspi, заполнив форму и приложив все доказательства, а также написал заявление в полицию, где есть отдел CyberPol. Через три дня мне вернули деньги. Сразу же позвонила ИП, на которую зарегистрирован Kaspi QR, чтобы убедиться, что я получил деньги и не имею претензий, а также с просьбой отозвать заявление из полиции", — поделилися опытом мужчина.
Он отметил, что главное, действовать как можно быстрее и подключать полицию.
Но не всем, как ему, удается вернуть деньги. Например, в другом случае оформили кредит на пожилого мужчину.
«Обратились в органы, но помощи не получили, несмотря на то, что деньги были сняты почти одномоментно в разных городах, и этот факт даже не учли. Банк пошел навстречу: папа теперь платит только основную сумму кредита, а проценты не начисляются", — рассказала дочь потерпевшего.
По ее словам, это часто случается, потому что люди сами верят мошенникам и следуют их указаниям, добровольно передавая коды или оформляя кредиты. В редких случаях мошенники действительно оформляют кредит, используя чужой телефон и пройдя биометрию. В основном биометрию проходят сами пострадавшие. После этого деньги переводят на карты зарубежных стран, и вернуть их становится практически невозможно.
Другой случай. Молодой человек попался на удочку мошенников и оформил четыре кредита в микрофинансовых организациях (МФО). Вовремя обратился в полицию, и мошенников поймали.
"Но началась волокита с полицией: дело остановили, а мошенников сделали свидетелями. Он ходил по всем инстанциям, с трудом закрыл все займы. Это был настоящий головняк, лучше не попадаться в такие ситуации", — сказал мужчина.
Также была история, когда алматинка оформили кредиты на сумму два миллиона тенге в двух банках. С одного банка мошенники оформили кредит самостоятельно, используя код, а с другого банка она сама сняла деньги и отправила их через терминал Qiwi мошенникам. Они убедили ее, что на ее имя оформили кредит, и чтобы закрыть его, нужно оплатить через терминал. В итоге она попалась на их уловку. Написала заявление, и по первому банку ей дали отсрочку, учитывая следствие, но по второму банку помочь не смогли, так как она сама отправила деньги.
"В прошлом году с моей карты угнали сумму в нескольких валютах в течение пары минут. Общая сумма в пересчете на тенге составила около 200 тысяч. Повезло, что карты Fortebank блокируются при подозрительной активности. Я подала заявление в банк и полицию, но последние просто игнорировали ситуацию, несмотря на начальную активность. В конце концов, помогли именно в банке, и все средства вернули. Это оставило осадок в отношении полиции и киберполиции", — поделилась своей историей женщина.
Согласно отчетам Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры, количество преступлений, связанных с интернет-мошенничеством, за последние несколько лет выросло более чем в 40 раз. При этом только в прошлом году доля таких прекращенных уголовных дел составляла 79,2%, а за семь месяцев этого года показатель уже достиг 56,3%.
Как пишет сайт Finprom.kz, статистика КПСиСУ ГП свидетельствует: в большинстве случаев уголовное дело по факту интернет-мошенничества прекращается из-за “неустановления” виновного.
Все преступления с интернет-мошенничеством можно разделить на несколько категорий: купившие что-либо в интернете, но не получивших товар; кража личных данных казахстанцев через сайты, электронную почту или приложения для смартфонов, после чего оформляются кредиты; фиктивные лотереи и викторины; взлом аккаунтов в соцсетях и рассылка знакомым жертвы сообщений с просьбой одолжить денег, звонят от имени банков и просят срочно перевести все деньги со счетов на “резервный”.
Из 108 стран Казахстан в прошлом году находился на 67-м месте по кибербезопасности. Индекс РК составил 0,552 (при максимальном 1). Этот показатель нельзя назвать высоким. В первую десятку рейтинга вошли в основном европейские страны с индексом выше 0,9. Их все объединяет более высокий уровень развития экономики.