Как отличить реальный сайт от подделки.
Киберпреступники удивляют разнообразием способов отъема денег у населения. Так, жительница Астаны едва не лишилась крупной суммы денег из-за мошенников, которые прикрылись сайтом “Казпочты”, передает Liter.kz.
29-летняя Жанар Т. получила SMS-сообщение о поступлении посылки в одно из отделений “Казпочты”. Любопытно, что никакой доставки она не ожидала. Но по стечению обстоятельств приближался ее день рождения, и близкая родственница по традиции каждый год отправляла ей подарки из дальнего зарубежья. Жанар решила, что посылка от родни. В следующем сообщении ей предложили пройти по ссылке и оплатить доставку. Девушка так и сделала, решив не беспокоить родственницу лишними вопросами. Она ввела данные своей банковской карты на сайте, который, как потом оказалось, был стопроцентной копией официального ресурса АО “Казпочта”.
К счастью, произошел сбой оплаты. Пока Жанар пыталась решить ситуацию через поддержку, ей написала родственница. В разговоре они выяснили, что подарок действительно отправлен, но не через “Казпочту”, а другую логистическую компанию. Однако к сообщению о посылке те не имеют никакого отношения.
Так стало ясно, что Жанар едва не стала жертвой мошенников. На счету у нее было более 900 тысяч тенге.
О подобном случае Liter.kz уже писал. Ранее блогер Олжас Берсерк сообщил, что его сестра стала жертвой мошенников, которые прикрылись сайтом-двойником “Казпочты”. Девушка пришла в отделение АО “Казпочта” в городе Шымкенте. В этот момент ей поступило сообщение, что на ее имя пришла посылка, за которую нужно заплатить 160 тенге. В сообщении была указана ссылка, которая вела на сайт АО “Казпочты”.
“С виду все было оформлено идентично оригинальному сайту, на казахском и русском языках. Она ввела данные карты. Вначале она указала номер карты Kaspi, но сумма не списалась, так как эту карту нельзя привязать к Apple Pay. Тогда она привязала карту Halyk, на которой лежали 19 млн 136 тыс. тенге в долларах. Таким образом, у нее списалось 19 тыс. долларов”, – рассказал Олжас Берсерк.
В пресс-службе АО “Казпочта” уже не раз отмечали, что в последнее время действительно активизировались мошенники, которые используют сайт компании для выманивания денег у населения. Переход по ссылке нам объяснили тем, что ресурс на самом деле только имеет внешний вид официального сайта почты, но на этом сходство заканчивается.
В компании напомнили, что “Казпочта” не отправляет сообщения от сомнительных адресов, такие как @gmail, @icloud и т. д. “Казпочта” отправляет уведомления только с официального короткого номера 1499. Если клиент действительно ожидает посылку, то проверить ее статус можно на сайте или в мобильном приложении post.kz. Официальный веб-сайт – post.kz, http://kazpost.kz.
“Мошенники часто пишут, что сообщение от “Почты Казахстана”. Мы не используем такое наименование. Мы говорим “национальная почта”, “Казпочта”, “оператор почтовой связи”. Скорее всего, кибер-преступники называют казахстанскую компанию по подобию “Почты России”. Скорее всего, это мошенники из РФ”, – сделали вывод в пресс-службе компании.
Как сообщает МВД РК, в Казахстане действия мошенников в 2023 году причинили гражданам ущерб на сумму 11,8 млрд тенге. В том же году усилиями сотрудников ведомства обеспечено возмещение гражданам причиненного ущерба на сумму около более 253 млн тенге.
Для эффективного решения задач по противодействию интернет-мошенничествам в МВД реализуется ведомственная Программа по противодействию киберпреступности на 2023-2025 годы.
МВД РК просит граждан следовать нижеперечисленным рекомендациям, чтобы не попасться на уловки мошенников:
– ни в коем случае не следовать “телефонным инструкциям” работников” банков, брокерских, инвестиционных компаний или правоохранительных органов по оформлению кредитов, продаже имущества и переводе своих денег на безопасные счета либо оформлении займов. Правоохранительные органы не проводят специальных операций по телефону.
– никому не сообщать свои персональные данные, реквизиты, сроки действия, CVV-коды банковских карт, не передавать квитанции о переводах и тем более SMS-коды и кодовые слова, даже лицам, представляющимся сотрудниками банка, полиции и т. д.
– не устанавливать по просьбе посторонних лиц какие-либо мобильные приложения на свой телефон, данные приложения могут предоставить доступ мошенникам к вашему мобильному устройству;
– при покупке товаров и услуг не доверять персональные данные неизвестным и непроверенным сайтам, и другим источникам. Без проверки не производить предоплату. Пробовать договориться об оплате после получения товара;
– не вкладывать денежные средства в сомнительные инвестиционные проекты. Перед вложением необходимо тщательно изучить фондовый рынок и легитимность того или иного проекта, куда планируете вложить деньги.
– для установки приложений пользоваться только официальными источниками App Store, Play Market и т.д.;
– не переходить по ссылкам, которые направляют якобы для оплаты либо содержатся в спам-рассылках от неизвестных контактов или всплывающих окнах. Часто мошенники предлагают для оплаты перейти по ссылке, которая на самом деле является “фишинговой”;
– регулярно менять пароли доступа к услугам банкинга, используйте 3D-защиту и другие меры безопасности, предлагаемые банками;
– не давать в долг деньги, когда вам пишут в мессенджерах. При необходимости следует связаться с человеком, который просит в долг.