Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.49  547.88  5.06

Хадж превратился в турпоездку, а пост — в насильственную догму? Мнение религиоведа

В месяц Рамадан пользователи Сети задаются вопросами о пользе поста и совершении хаджа. 

28.03.2023, 11:02
Хадж превратился в турпоездку, а пост — в насильственную догму? Мнение религиоведа
Фото: pixabay.com

Пользователи Facebook рассуждают о Рамадане, сути мусульманского поста и хаджа. Насколько они правы, корреспондент Liter.kz узнал у религиоведа. 

В Facebook на странице Даны Меирбековой появился пост о том, что пост в месяц Рамадан может быть полезен только для жителей тропического пояса с засушливым климатом, где солнце встает и восходит практически в одних и тех же точках горизонта круглый год при относительно одной и той же температуре воздуха.

Потому и пост называется их месяцем по лунному календарю. Чем дальше отклонение от данных параметров, тем больше наносится вред организму. К примеру, жителям Чукотки, Ямалу, Аляски, Норвегии пришлось бы не пить и не есть несколько месяцев. Мы находимся в умеренном поясе континентального климата, наш народ забыл свой главный весенний пост. Христианство и ислам, как семитская доктрина Авраама, более 1000 лет насильственно навязывают свои догмы, уничтожая традиционную культуру не семитских народов. Простому обывателю несвойственно понять сложную метафизику авраамизма, но если он хочет выйти из "рабства", должен включить свое критическое мышление и не бояться правды, — говорится в публикации.

Отметим, пользователи Сети не раз писали, что пост в месяц Рамадан превратился больше в моду и следование за общими массами, нежели в приближение к религии и духовное очищение. Мы решили спросить у столичного религиоведа Есбосына Смагулова, насколько такие суждения правдивы. 

Автор поста в Facebook пишет о навязывании догм авраамической религии, уничтожении традиционной культуры, сложности метафизики авраамизма — это все очень сомнительные и крайне субъективные тезисы. Есть много книг по истории ислама в Казахстане, по духовной составляющей и практике религии. Эта критика очень поверхностная, — отметил он.

Отметим, что ислам, христианство и иудаизм относятся к авраамическим религиям, которые восходят к древним семитским традициям и к патриарху Аврааму.

Пост — дело добровольное. Если кто-то считает, что он наносит ущерб здоровью, может не соблюдать пост. В принципе, в рамках ислама есть много оговорок, которые позволяют не поститься (дети, болеющие люди, беременные и т.д.). И в целом у нас светское государство. Каждый сам выбирает свою веру, — добавил эксперт.

Кроме того, в комментариях к этому посту появилось мнение Айжан Утембаевой об излишней коммерциализации хаджа. 

Хадж превратили в банальный сбор денег. Самолетами летают в Мекку — слетали и уже святые, уже учителя — поучают, гордятся. А по сути — ничего не произошло. Раньше хадж был долгий пеший ход. Уходили годы, чтобы преодолеть тысячи километров, пройти сотни городов и сел, увидеть и познакомиться с тысячами людей. Узнать их культуру, быт, традиции, понять, как живут и чем дышат народы. Проникнуться природой, отдыхая в пути под звездным небом, услышать пение птиц, рык зверей, послушать звуки природы, задуматься о смысле жизни, — пишет Утембаева. 

По ее словам, хадж — это путь познания истины. Только совершив такой путь, человек возвращается в свой родной дом мудрецом. Это уже другой человек, познавший природу, землю, людей разных национальностей. Поэтому любой, кто совершал хадж, был уважаемым человеком. Не всякий был способен преодолеть такую длинную и сложную дорогу. 

А что сегодня — самолет, чемодан, селфи и этакая бравада — я была в Мекке! И что? 3-5 дней туристической поездки и все, — считает пользовательница.

По мнению Есбосына Смагулова, нельзя сравнивать то, что было сотни лет назад, когда не было ни самолетов, ни поездов, и жизнь в 21 веке. 

Человек познает истину не от того, что идет пешком, а от того, что совершает внутренний духовный путь, совершенствуется. Хадж — один из столпов ислама, есть определенные требования к его совершению. Не считаю, что я вправе судить, стал тот или иной человек "мудрецом" или нет, совершив хадж. Каждому дан разум, каждый идет своим путем к истине. И судить о ценности хаджа должны люди, живущие категориями ислама. Думаю, тем, кто называет хадж туризмом, следует поглубже познакомиться с религией, — отметил он.

Бота Женискызы

Новости партнеров
×