Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.91  548.85  5.05

Кинофестиваль за миллион долларов: как Минкультуры выбрало поставщика без открытого конкурса

Разбираемся в договоре 2022 года и вспоминаем кинофестивали прошлых лет.

28.11.2022, 09:47
Кинофестиваль за миллион долларов: как Минкультуры выбрало поставщика без открытого конкурса
Фото: inastana.kz

Утром 22 ноября 2022 года журналист Михаил Козачков рассказал в своем Telegram-канале, что Министерство культуры и спорта РК без открытого конкурса подписало договор по организации кинофестиваля "Евразия" с ТОО "Техсервис OKNO-TV.KZ". На мероприятие выделили 450 млн тенге. Редакция Liter.kz собрала информацию о компании, вспомнила бюджеты "Евразии" прошлых лет и чем отличился каждый из них. Кроме того, вы сможете прочитать ответ на запрос, который мы отправляли в Минкультуры летом 2022 года, чтобы понять, почему на кинофестиваль выделяют сотни миллионов тенге. 

Летом мы связывались с Минкультуры, где рассказали, что, согласно технической спецификации, планируется участие в кинофестивале "Евразия" не менее 50 фильмов из 20 стран, не менее 150 человек участников, причем из них не менее 40 — зарубежных. 

В программе кинофестиваля, кроме конкурсных и внеконкурсных кинопоказов, предусмотрены мастер-классы, круглые столы, пресс-конференции со звездами, организация кинорынка, церемония открытия и закрытия кинофестиваля с красной дорожкой, — отметили в Минкультуры. 

Напомним, в мае 2022 года Министерство культуры и спорта объявило открытый конкурс на организацию фестиваля. Стоимость лота тогда составляла 441 971 428 тенге. Однако Михаил Козачков рассказал, что Минкультуры уже все решило, выбрало поставщика, а стоимость кинофестиваля — 495 млн тенге (около миллиона долларов).

Причем, по словам журналиста, ведомство "выставило нереальные условия и все шесть потенциальных поставщиков не прошли по квалификационным требованиям". Но уже в ноябре 2022 года без тендера лот отдали подрядчику — и без открытого конкурса.

Мы нашли на портале госзакупок прежний лот под названием "О проведении открытого конкурса по государственным закупкам услуг по проведению Международного кинофестиваля "Евразия". На конкурс подали шесть заявок – от ТОО "Мастер фильм", ТОО "REC Media", ТОО "Itech Pro", ТОО "EdTech Innovation", ТОО "atla$", ТОО "Penopro". Однако никто из них не подошел. Например, по этой ссылке можно почитать обсуждение техспецификации между ТОО "Мастер фильм" и Минкультом. Саму техспецификацию можно найти здесь

Мы также нашли протокол заседания конкурсной комиссии, на котором всем шести претендентам отказали. В нем вы можете посмотреть причины отказа.

Итак, в итоге кинофестиваль "Евразия" проведет ТОО "Техсервис OKNO-TV.KZ", которое, в свою очередь, официально представляет в Казахстане "ведущего системного интегратора" ООО "ОКНО-ТВ" (Москва).

Источник: Telegram-канал Михаила Козачкова

Наша компания охватывает максимально широкое поле деятельности: от звука до кино, от телевидения до света, от проектирования и предоставления оборудования до технической поддержки, — говорит о себе ТОО "Техсервис OKNO-TV.KZ". 

Получается, что Министерство культуры и спорта РК мало того, что не провело конкурс госзакупок, так еще и выбрало своим поставщиком российскую компанию. На специализированном сайте сообщается, что в круг деятельности ТОО "Техсервис OKNO-TV.KZ" входит: 

  • деятельность по управлению информационно-коммуникационным оборудованием;
  • оптовая торговля компьютерами, периферийным компьютерным оборудованием и программным обеспечением;
  • прочая розничная торговля вне магазинов;
  • сопровождение программного обеспечения.

Про "ОКНО-ТВ" известно, что компания занимается "всеми аспектами вещания", а также оборудованием для производства фильмов, звуковым оборудованием и телевизионными студиями — от систем освещения до технического оборудования.

ОКНО-ТВ реализует проекты для федеральных, так и для региональных спутниковых компаний. Охватывает поле деятельности: от звука до кино, от телевидения до света, от проектирования и предоставления оборудования до технической поддержки. Среди знаковых работ — проекты для "Первого канала", ВГТРК, НТВ, "НТВ-ПЛЮС", телеканалов Russia Today, "Общественное телевидение России", "Звезда", телекомпании "ТВ Центр"; радиостанций "Эхо Москвы", "Сити-FM", "Маяк", Relax FM, Business FM, "Милицейская волна" и др., — так компания представляет себя на сайтах. 

Подробнее о компании читайте здесь. А вот здесь перечисляются все виды деятельности "ОКНО-ТВ" — ни одно из них не говорит о том, что компания обладает компетенцией для организации международного кинофестиваля, о котором Минкультуры говорит, как о "важнейшем кинофоруме стран СНГ и Балтии". 

Сложившуюся ситуацию прокомментировал вице-министр культуры и спорта Нуркиса Дауешов.

В этом году с мая по сентябрь через портал государственных закупок проводился открытый конкурс на организацию и проведение международного кинофестиваля “Евразия”. Вся процедура проводилась в соответствии с Правилами осуществления государственных закупок. На сегодня заключен договор с компанией, которая имеет аккредитацию FIAPF на проведение кинофестиваля, – заявил представитель Минкультуры.

О том, что система госзакупок и тендеров несовершенна, кинематографисты говорят уже давно. Например, об этом говорила продюсер Юлия Ким ("Конокрады", "Тренинг личностного роста"). 

Большой проблемой казахстанских фестивалей в целом я считаю именно систему тендеров. "Тендеры — это нестабильность". Потому что фестиваль сегодня должен разыгрываться, и ты никогда не знаешь, он будет у твоей команды, или у тех, кто не вкладывает в него то же значение. Большие зарубежные фестивали или крупные организации, которые хотят быть нашими партнерами, в итоге боятся с нами сотрудничать, потому что при такой системе команда может поменяться и не будет людей, которым они доверяют. Это очень нестабильная ситуация, которая мешает развиваться казахстанским фестивалям. Мы очень надеемся, что все-таки фестиваль будет закреплен за одной командой, как это делается во всем мире, а не разыгрываться тендером, — подчеркивала продюсер. 

Сколько выделяли на "Евразию" раньше и кого приглашали

Более прочих за пределами Казахстана прославился кинофестиваль 2017 года — в год ЭКСПО на него не пожалели денег. По данным Минфина, в 2017 году на проведение "Евразии" выделили 948 миллионов 89 тысяч тенге.  Однако в акте об оказанных услугах между Минкультом и Национальной академией кинематографических искусств и наук называется цифра в 892 722 321 тенге. 

И все же главным инфоповодом кинофестиваля для казахстанцев и жителей зарубежных стран стал голливудский актер Николас Кейдж в национальном чапане. Его фотографию мигом растащили на мемы, которые их до сих пор часто можно увидеть в социальных сетях и мессенджерах. 

Помимо Кейджа, Астану в 2017 году посетили Эдриан Броуди и Джон Малкович. Но они не отметились никакими скандальными выходками и не стали героями интернет-мемов. 

Кейдж был не слишком любезен, читал свой текст по бумажке, которую держал в трясущихся руках, после чего убежал со сцены раньше времени. Зато на следующий день стал звездой Инстаграма, сфотографировавшись с президентом фестиваля, отчего-то одетый в меховую шапку и национальный костюм. (...) Броуди оказался любезнее: стоя на сцене, он долго хвалил казахский народ, призывая их хранить свою уникальность, — делилась своими впечатлениями автор русскоязычного The Hollywood Reporter Инна Денисова. 

В 2018 году на кинофестиваль выделили 709 млн 141 тыс. тенге.  На XIV международный кинофестиваль "Евразия" приехали французские актеры Венсан Кассель и Леа Сейду, а также сербский кинорежиссер и музыкант Эмир Кустурица, который к тому же вместе с фолк-рок-группой The No Smoking Orchestra дал концерт в Астане. Айман Мусаходжаева рассказывала в интервью 2018 года, что на кинофестиваль хотели пригласить Анджелину Джоли, но она потребовала за свое участие один миллион долларов, что, конечно, очень дорого. И это не предел — есть артисты, которые требуют еще больше. 

Прежде всего мы обращаемся к известным актерам и режиссерам, которые имеют свое имя, репутацию, историю успеха. Но у всех, естественно, есть свой график. Мы ведем переговоры с учетом этого фактора, стараемся составлять очень авторитетное и представительское жюри из числа именитых режиссеров, сценаристов, актеров. Так, чтобы они работали в разных жанрах и направлениях. Фестивальное кино — всегда особый взгляд, — объясняла Айман Мусаходжаева.

В 2019 году на кинофестиваль выделили 459 325 641 тенге.

Однако за эту внушительную сумму дирекция фестиваля не смогла пригласить ни одной значимой голливудской или европейской звезды. Гостями фестиваля стали: казахстанский актер и режиссер Асанали Ашимов, российские актеры Антон Макарский, Дмитрий Дюжев, российский режиссер Сергей Бодров-старший. А главным гостем фестиваля СМИ провозгласили звезду турецких сериалов Бурака Озчивита.

Что о фестивале говорит Министерство культуры

Международный кинофестиваль Евразия — важнейший кинофорум на территории стран СНГ и Балтии, единственный в Центральной Азии, аккредитованный Международной федерацией ассоциации продюсеров (FIAPF). "Евразия" является кинофестивалем класса "А". Основными задачами фестиваля являются поддержка киноиндустрии в Казахстане, повышение интереса к киноискусству у зрителей всех возрастных категорий и создание платформы для плодотворного сотрудничества между Азией и Европой, — ответили в министерстве в ответ на запрос редакции Liter.kz.

Целью кинофестиваля "Евразия" являются обеспечение "положительного вклада" в развитие казахстанского кино как искусства и индустрии, а также повышение интереса широкой общественности к кинематографу как "средству сохранения" культурных и социальных ценностей.

Помимо своего яркого культурного колорита, кинофестиваль становится активной деловой и дискуссионной площадкой с участием профессионалов со всего мира. Кинофестиваль с 2010 года проводится ежегодно (в 2020-2021 году в связи с пандемией не проводился) в городах Алматы или Нур-Султан. Всего проведено 15 кинофестивалей, — добавили в Минкультуры.

По данным ведомства, почетными гостями кинофестиваля в разные годы были: Николас Кейдж, Эдриан Броуди, Джон Малкович, Сулейман Сиссе, Пьер Ришар, Мишель Мерсье, Жерар Депардье, Венсан Перез, Барбара Брыльска, Кшиштоф Занусси, Катрин Денев, Изабель Аджани, Жалкин Биссет, Орнелла Мути, Микеле Плачидо, Арманд Ассанте, Франка Потенте, Софи Марсо, Кристофер Ламберт, Эммануэль Беар, Гарри Бьюзи, Джереми Айронс, Лейн Дэвис, Кэрри Тагава, Марк Дакаскос, Дэвид Кэррадайн, Жан Клод Ван Дамм, Стивен Сигал, Бурак Озчевит, Шарль Азнавур и многие другие.

Всего на фестивале по практике принимают участие более 130 деятелей кинематографа из Европы, Азии, Америки, стран СНГ и Балтии.

Достижения

В 2012 году ежегодник International Film Guide, издаваемый в Великобритании, включил МКФ "Евразия" в список 35 лидирующих кинофестивалей мира. 

Одной из важных составляющих "Евразии" является бизнес-компонент фестиваля. В целях развития связей между продюсерами и прокатчиками европейских и азиатских стран на "Евразии" проходят круглые столы с целью копродукции и продвижения новых казахстанских и центрально-азиатских фильмов, — объяснили в министерстве.

В 2018 году впервые был создан "Кинорынок" в рамках кинофестиваля "Евразия", куда приглашаются международные дистрибьюторские компании со своей линейкой фильмов, чтобы поделиться своим опытом и пониманием будущего кинобизнеса в регионе Центральная Азия. В 2019 году основной темой кинорынка стала "Цифровая дорога", чтобы отразить наследие Шелкового пути, неотъемлемой частью которого является Казахстан.

В 2019 году на юбилейном XV кинофестивале представили 12 картин, среди них казахстанский фильм "Тренинг личностного роста" режиссера Фархата Шарипова, который получил Гран-при.

От редакции: мы обращались в Минкультуры еще летом 2022 года, когда увидели, сколько готовы выделить на кинофестиваль "Евразия" в этом году. Однако в ведомстве не поделились конкретными кейсами и, как вы прочитали выше, обошлись расплывчатыми формулировками о значимости и серьезности кинофестиваля. Мы нисколько не умаляем значимости кинофестивалей для развития Казахстана и его утверждения на мировой арене. Однако нас интересует, почему Минкультуры выбрало поставщиком компанию, которая входит в состав российского РОО. И еще наболевший вопрос: почему не было открытого конкурса и казахстанцы не могут ознакомиться со всей документацией по выбору поставщиком именно ТОО "Техсервис OKNO-TV.KZ"? Напомним, на организацию и проведение фестиваля средства выделяют из республиканского бюджета, а не частных инвесторов. Остается надеяться, что Минкультуры отреагирует на публикации казахстанских СМИ и поделится информацией, а также объяснит свой выбор.

Новости партнеров
×