Эксперт рассказал, какие марки авто популярны среди казахстанцев.
Машиностроение является одной из наиболее сложных с технологической с точки зрения отраслей промышленности. Ее развитие оказывает значительное влияние на экономику. Только одно рабочее место в машиностроении автоматически создает до восьми рабочих мест в смежных отраслях. Как проходит развитие отрасли, какие автомобили предпочитают покупать казахстанцы, насколько популярны электрокары, в интервью Liter.kz рассказал представитель Казахстанского автомобильного союза Кайрат Еламанов.
Рост производства в машиностроении в 2022 году составил 9,4%, а по итогам восьми месяцев 2023 года – 28%. По данным Казахстанского автомобильного союза, в августе этого года в Казахстане было произведено 11 186 единиц автотранспортных средств общей стоимостью 139,9 млрд тенге против 9 027 единиц и 97,8 млрд тенге годом ранее. Объемы выпуска превзошли результаты августа 2022 года на 23,9%. Всего же по итогам восьми месяцев выпущено 97 322 единицы автотранспортных средств на сумму свыше 1,1 трлн тенге. Доля автопрома в машиностроении РК в 2023 году составляет 44,9%. Более 70% доли рынка новых автотранспортных средств, включая легковые авто и коммерческую технику, в Казахстане приходится на отечественных производителей.
В соответствии с задачей, поставленной главой государства Касым-Жомарт Токаевым в Послании народу Казахстана, ведется работа по увеличению и локализации автопрома и производству автокомпонентов. Автомобилестроение окажет положительное влияние на развитие регионов и Казахстана в целом. Это и создание новых рабочих мест, и вовлеченность представителей малого и среднего бизнеса, а также повышение престижа технических специалистов, – сказал Кайрат Еламанов.
Значительных отличий мер поддержки машиностроения от других отраслей обрабатывающей промышленности нет, отметил спикер. К примеру, инвестиционные контракты, которые в зависимости от проекта предоставляют различного рода таможенные, налоговые преференции и натурные гранты, а также возмещение затрат при продвижении на внутреннем и внешних рынках доступны для всех отраслей.
Помимо вложения инвестиций и технологических операций, у отечественных производителей имеются обязательства по развитию экспорта, обеспечение цифровизации, наличие учебной инфраструктуры, применению зеленых технологий, создание индустриальных парков для МСБ и другое. Сейчас разрабатывается комплексный план по развитию машиностроительной отрасли РК на 2024-2028 годы, данный документ сфокусирован на поддержке отечественных производителей и повышении конкурентоспособности машиностроительной отрасли страны, – сказал он.
Автопром – одна из наиболее зарегулированных отраслей. К ней применяются международные стандарты, региональные технические регламенты, включающие нормы безопасности, экологические стандарты и сертификацию, требования и обязательства для производителей на национальном уровне, а также имеются отдельные критерии качества со стороны брендодержателей выпускаемых автомобилей. Всем этим требованиям нужно соответствовать одновременно.
Автомобильная промышленность имеет сложную и многоступенчатую цепочку поставок, которые могут быть уязвимыми к различным рискам, таким как бедствия, политические конфликты или логистические проблемы. Благодаря своевременно проведенной работе с поставщиками, в Казахстане по итогам 2022 года было произведено 113,2 тысячи единиц автотранспортных средств, что превысило на 22% объем 2021 года, тогда как по всему миру наблюдалось снижение объемов. Таким образом, работа в отрасли требует от производителей постоянного обновления и адаптации к изменяющимся условиям рынка и технологическим требованиям, – подчеркнул Кайрат Еламанов.
Согласно данным Бюро национальной статистики, по состоянию на 1 августа 2023 года в Казахстане зарегистрировано пять миллионов автотранспортных средств. Среди них легковых автомобилей насчитывается 4,4 миллиона единиц, 502 тысячи грузовых и 104 тысячи автобусов.
В соответствии с задачей, поставленной главой государства в Послании народу Казахстана, ведется работа по увеличению и локализации производства. Автопроизводители углубляют локализацию, а также переходят к производству автокомпонентов. В конце текущего года в городе Костанае готовится запуск завода чугунного литья KamLitKZ мощностью 45 тысяч тонн отливок в год, где будут выпускаться блоки цилиндров и головки блоков цилиндров для двигателей грузовых автомобилей, а также литые балки мостов, – рассказал Кайрат Еламанов.
Помимо этого, в первом квартале 2024 года в городе Сарани Карагандинской области будет запущен завод по производству автомобильных шин KamaTyresKZ мощностью 3,5 миллиона единиц в год. Весной 2024 года начнется производство автокресел, пластиковых подкрылков и брызговиков, мультимедийных систем для Hyundai на заводах в Алматы.
А в 2024 году, со слов автоэксперта, в индустриальной зоне города Костанай начнет работу локализационный центр, куда будут привлечены производители пластиковых изделий, выхлопных систем, техно-сэндвичей и сидений. В третьем квартале 2025 года будет запушено производство главных передач ведущих мостов мощностью 75 тысяч единиц в год. При этом также планируется запуск новых проектов по производству легковых автомобилей.
Также начато строительство завода Astana Motors Manufacturing Kazakhstan по производству легковых автомобилей китайских брендов – Chery, Haval и Changan стоимостью 164 миллиарда тенге. Завершение строительства завода мощностью 90 тысяч единиц в год запланировано на IV квартал 2024 года. Весь объем автомобилей на предприятии будут производить исключительно мелкоузловым методом с применением технологических операций по сварке и окраске кузова.
В первом квартале 2025 года будет завершено строительство нового завода по производству автомобилей Kia в Костанае мощностью 70 тысяч автомобилей в год. Корейские партнеры вложат в организацию производства 90 миллиардов тенге прямых иностранных инвестиций. Кроме того, в текущем году в Индустриальной зоне города Алматы планируется строительство предприятия по выпуску автомобилей марки Exeed производственной мощностью 80 тысяч машин в год. Объем инвестиций составит 72 миллиарда тенге, – поведал спикер.
Стоит отметить, что китайские автомобили и коммерческая техника становятся популярными в Казахстане. По последним данным, в августе 2023 года в топ-10 по продажам входят шесть китайских автобрендов.
Казахстанцы по достоинству оценили качество производства, материалов и уровень оснащения китайских авто. Они активно выходят на рынок Казахстана, видя огромный потенциал спроса на их продукцию. Прогнозируется, что активность электрических моделей существующих марок, а также новых в начале 2024 года усилится. Сейчас в Казахстане уже производятся легковые автомобили китайских брендов, таких как JAC, Jetour, Hongqi. Далее планируется локализовать и другие бренды китайского автопрома. Важным этапом в этом направлении станет запуск производства автомобилей Chery, Changan и Haval в 2025 году, а также автомобилей марки Exeed, – заявил Кайрат Еламанов.
Кроме того, имеется производство китайских автобусов и грузовых автомобилей. Такие бренды, как Yutong, Golden Dragon, DongFeng, Shacman, Howo и другие, давно себя зарекомендовали на рынке Казахстана. При этом эксперт считает, что стратегическое партнерство между Казахстаном и китайскими автопроизводителями не только способствует удовлетворению автолюбителей разнообразными и качественными автомобилями, но и стимулирует рост автомобильной промышленности, создание рабочих мест и развитие экспорта, что в свою очередь благоприятно сказывается на экономике и укреплении местного автомобильного сектора.
Не остается в стороне и создание инфраструктуры подзарядки для электромобилей. Согласно данным сайта АО "Жасыл Даму", реализован проект по развитию инфраструктуры заправочных станций в городах Алматы, Астана и по трассе Алматы – Астана. В столице – 51 электрозаправочная станция, в Алматы – 52, а также в городах Павлодаре и Актау и на автодороге Астана – Щучинск – одна. На территории столичного комплекса Talan Towers шесть сверхбыстрых зарядных станций для электромобилей Tesla Supercharger. При этом есть ряд заправочных станций, установленных другими частными лицами, также присутствует возможность зарядки электромобилей от обычной розетки.
Статистика показывает, что зарядные станции для питания электромобилей в основном располагаются в крупных городах республиканского значения. Регионы и дороги общего пользования между регионами и малыми городами не оснащены зарядными станциями, что ограничивает владельцев электромобилей свободно перемещаться по Казахстану.
Необходимо законодательно предусмотреть "наращивание" инфраструктуры по оснащению зарядными устройствами для электромобилей во всех городах и межгородских дорогах РК. В июле 2023 года правительство Казахстана утвердило дорожную карту по созданию инфраструктуры для электромобилей во всех крупных городах республики к 2029 году, а также на междугородних трассах, в первую очередь Астана – Алматы. Необходимо организовать официальный сервис и гарантийное обслуживание электромобилей в Казахстане в целях защиты прав и интересов потребителей, – считает Еламанов.
Казахстан уже начал переход к производству автокомпонентов. Но в свете глобализации говорить о технологической независимости сложно. Даже мировые автогиганты зависят от поставщиков других стран и вынуждены покупать автокомпоненты из разных стран.
Глобализация ведет к тому, что один производитель запасных частей поставляет автокомпоненты десяткам крупных производителей, соответственно идет кооперация автопроизводителей. Поэтому полной независимости нет ни у кого. Казахстан, так или иначе, будет зависеть от поставщиков из других стран по определенным автокомпонентам, – добавил автоэксперт.
На сегодняшний день финансовых средств на программу льготного автокредитования не предусматривается. В автосалонах по продажам отечественных машин действуют различные акции в виде скидок, подарков и доступных финансовых продуктов. Данные предложения постоянно обновляются, для этого потребителям нужно уточнять информацию в дилерских центрах.
Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК, а ныне – Министерством промышленности и строительства было принято решение, что револьверно-возвратные средства по линии АО "Фонд развития промышленности" будут направлены на лизинговое финансирование для приобретения автобусов. Данное решение принято в связи с высоким износом автобусного парка, а также необходимостью эффективного использования средств по программе, которые не смогут покрыть весь спрос на льготное автокредитование. Лизинговое финансирование на приобретение автобусов отечественного производства планируется выдавать под семь процентов годовых сроком до семи лет согласно постановлению правительства, – пояснил Кайрат Еламанов.
Согласно данным Казахстанского автомобильного союза, самыми популярными моделями в августе 2023 года стали:
Chevrolet Cobalt (2 030 ед.), Hyundai Tucson (1 416 ед.), Kia Sportage (845 ед.), Chery Tiggo 2 (840 ед.). Chevrolet Onix (673 ед.), Hyundai Bayon (606 ед.), Hyundai Santa Fe (589 ед.), Hyundai Sonata (520 ед.), Jac J7 (471 ед.) Chery Tiggo 7 Pro (436 ед.).